Небольшая прогулка в обеденный перерыв

Я один в кабинете. Сижу за столом. Напротив гостевой стул, за ним белая стена. На ней ничего нет, на стене справа от меня висит календарь, а позади меня - фотография; мои гости взгляды на неё бросают, расслабляются, и напряжение из разговора уходит.
Фото попало ко мне случайно. Три года назад наше подразделение сменило адрес; мы переехали в другой район, незнакомый для меня, и первое время я выходил в обеденный перерыв прогуляться: бродил по соседним улицам, разглядывая особнячки, которых ещё не успели обратить в декоративную оболочку офисов, - в общем, удовлетворял своё географическое любопытство.
Как-то завернул в переулок - узкий даже по меркам дореволюционной московской застройки. Кирпичное двухэтажное здание (в своё время, наверное, доходный дом) прижимало его с одной стороны, с другой – теснил особняк - высокий; мне даже пришлось задрать голову, чтобы взглядом дотянуться до крыши.
- Обман зрения, - услышал я из раскрытого окна надо мной и увидел старика. – Переулок узкий, поэтому и кажется, что дом высокий, - пояснил он.
- Понятно, - я хотел двинуться дальше, но старик продолжил:
- Правда, в особняке потолки высокие. И у меня тоже такие, хотя наш дом строили гораздо позже. А сейчас такие потолки вообще не делают. Вот вы зайдите ко мне и сами увидите, какие раньше были потолки.
«Старик сумасшедший, - решил я, - или… одинокий».
Зашёл. Поднялся по лестнице на второй этаж, отыскал указанную квартиру; старик мне отпер дверь и повёл в глубину жилья. Он передвигался с помощью костылей, очень медленно, и выражение его лица всё время искажала гримаса, оттого что каждый шаг давался ему нелегко. Мы добрались до комнаты, потом до окна. Именно у окна, как я понял, инвалид проводил большую часть времени: на широком подоконнике находилась тарелка с вареной картошкой, чашка с недопитым чаем; здесь же блестел объективом фотоаппарат, валялись фотографии.
Старик плюхнулся изнеможённо на стул и, отдышавшись, затянул утомительный разговор - на весь мой обеденный перерыв. Подарил на прощание фото, одно из тех, что валялись у него на подоконнике, - на всех тех снимках было одно и тоже: особняк.

Один посетитель меня огорошил недавно:
- А ведь особняка больше нет.
- Как нет? - я засомневался.
- А так; его хотели перестроить: внутри всё выломали, только наружные стены оставили; начали рыть котлован, стены туда и рухнули. Теперь ваше фото – история, хотя и не только ваше.
Он достал пачку фотокарточек и разложил веером на столе.
- Вот, узнаёте?
Это были снимки старика.
- Откуда же они у вас?
- Оттуда же откуда, наверное, и у вас. Он к себе зазывал? Фотографии предлагал? Вы взяли? Сколько?
- Одну, больше не предлагал.
- И мне тоже одну каждый раз давал. Вон сколько пришлось ходить.
- А зачем вам столько фотографий?
- Как зачем? - это же настоящие шедевры. Устрою выставку. Вы знаете, что Пиросмани никто за художника не считал, пока его картины в Париже не выставили? А знаете, сколько теперь за его работы дают?
- Не знаю, а что старик думает по этому поводу?
Собеседник вздохнул.
- Умер старик. Захожу на днях - тётка какая-то открыла, родственницей назвалась. Говорит, так и так – умер.
- От чего? – спросил я.
- Наверное, от старости. Или оттого, что особняк погиб, - ведь старик привык его видеть каждый день.

Я вспомнил, как вернулся с прогулки и стал  разглядывать фотографию. Она мне понравилась. Было что-то трогательное в длинных тенях от закатного освещения, делающих портик здания загадочно-рельефным, в паре голубей, стремительно планирующих через пространство кадра, в удивлении на лице ребёнка, следящего из окна за их полетом, в отражении неба в стёклах окон верхних этажей. Вспомнились слова старика: «Из окна я вижу больше, чем вам кажется».

- А мне кажется, ему всегда небо хотелось увидеть, - сказал я.
- Не знаю, может быть, - согласился знаток Пиросмани. - Теперь из его окна такой классный вид на Москву открывается, и простора, простора столько... Так вы у него только раз были?


Рецензии
Здраствуйте, обратил внимание на Вашу страницу по рекомендации Александра Титова (у него хороший вкус)) Прочитал, понравилось сразу, но только сейчас уловил ассоциацию. Предпоследний абзац очень выделяется и этот было бы нехорошо, если бы он своей ясностью, свежей промытостью какой-то не напоминал один видеоэффект в клипах, типа бесконечного зума. Когда в окне видишь картину, на картине туриста с биноклем, в стекле его бинокля следующее отражение и так далее... Такой абзац-окошко, как и задумано в тексте, абзац-наведение на резкость и удовольствие от этого зума.
Ещё такая забавная ошибка читателя: Ваш посетитель никак не поименован. Когда в прямой речи первый раз мелькает фамилия Пиросмани, она воспринимается естественно, а второй раз для глаза, для быстрого прочтения она выделяется по элементарной причине заглавной буквы и местоположения: кто говорит. Словно там есть дефис: «…согласился знаток-Пиросмани», на секунду возникает ощущение, что автор нарочно не представил своего гостя, чтобы затем как бы «случайно» проговориться, что это был визит самого Пиросмани. Чуть-чуть выводит на мистический уровень… Почему бы нет? Читать надо в очках, ага)

Женя Стрелец   11.07.2023 01:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Женя.
У Вас необычный взгляд на этот текст.
Интересно было почитать. Нечасто такое встретишь.
Всех Вам благ и творческих удач!

Виждь   12.07.2023 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.