Пьеса в одном действии

___________________Письма в никуда____________________

Пьеса в одном действии

Бар. За стойкой стоит бармен, на стойке стоит телефон. За столиками, на которых горят свечи, сидят люди: парень, девушка, мужчина с портфелем и ребёнком.

Мужчина (что-то пишет, как бы, между прочим, поднимает голову и произносит):
 Сказала Цапля Журавлю (и продолжает писать).
Девушка (поднимается, идёт к парню и говорит (утвердительно)):
 Журавушка, тебя люблю.
Ребёнок (встаёт, подбегает к девушке и оживлёно начинает ей рассказывать):
А я люблю, (восторженно) предрассветное небо.
Звёзды что лишь чуть мерцают,
Солнце что вот-вот проснётся,
Землю что зарёй зальётся.
Девушка (отвлекается на ребёнка, и так же оживлёно его поддерживает):
И вот тут, никто ещё не знает,
И вот тут, рассказать мне бы,
Как покинув грешную землю,
Ребёнок (поднимает руки к верху, радостно):
Я поднимаюсь в любимое небо.
Превращаюсь в первый луч солнца,
Девушка: Улетевшую птицу освещая.
 Ну а если мой Бог с горизонта:
Мужчина (строго ребёнку): Возвращайся!
Ребёнок (грустно): Мне скажет, я знаю:
Девушка (берёт ребёнка за руку, ведёт к столику, где сидит мужчина, сажает его (говорит, как будто рассказывает сказку и успокаивает)):
Что вернусь в свой мир одинокий,
Новый день обречёно встречая,
(возвращается к своему столику (грустно)):
 Он пройдет как мгновение ока,
(порывисто встаёт, идёт к парню (как вызов)):
 Ведь о небе, весь день я мечтаю.
Парень (поднимает голову (удивлённо)):
 Прости,
Бармен: Журавль отвечает ей.
Парень (объясняется):
 Нет в жизни места для любви твоей.
 Твою любовь принять я не могу, (сомневается, говорит тихо)
 Быть вместе нам, быть может, не к чему?
Девушка (спокойно и грустно): Ну что ж…
Бармен: Посетовав на быстротечность дня,
 Взглянув печально, Цапля прочь пошла.
(уходит девушка и уводит за руку ребёнка)
Бармен (к мужчине): Таким ты его ещё не видел: в прищуренных глазах был вопрос, губы искажала кривая усмешка. Казалось, что ритмичное тиканье часов на стене сливаются с его ударами сердца. Его вопрос не прозвучит, а рассосётся, когда сердце отстучит положенное время.
Мужчина (просто поддерживает разговор, пьёт кофе): Он не любил заходить в этот трактир, но это было единственное место в городе, где не задавали вопросов и не обязательно было оборачиваться на скрип входной двери.
Парень: Ещё портвейна !!!
Бармен (с усмешкой достаёт бутылку, ставит на поднос, достаёт передник, даёт всё мужчине): Его голос прозвучал так, как будто сейчас он возьмёт знамя и двинется на баррикады врага.
Парень (тихо): Ещё портвейна.
Бармен (мужчине (такое он видит каждый день, это часть его работы)): Виновато опустив голову, повторит он.
Мужчина берёт поднос, надевает передник, зачесывает волосы на бок, кладёт расчёску в карман, подходит к парню, ставит поднос.
Бармен (мужчине): Человек сядь, выслушай бред пьяного и плюнь в его стакан. Он один из тысячи, что заходят в твой трактир.
Заходит девушка с длинным шлейфом, прикрывающим голову. Звучит восточная музыка. Девушка начинает танцевать. Парень не обращает на неё внимание.
Девушка (тихо, в такт музыки): Камни, они отражают свет при закате солнца. Слабо напоминая о боли, дают возможность оттолкнуться, чтобы взлететь…
( встаёт на стул, расправляет руки и падает).
Бармен (это он тоже видел много раз): Но падают тоже на камни.
Парень (не видел, как упала девушка (порывисто, как будто разговаривает сам с собой)): Тогда всем телом чувствуешь твердыню, их несокрушимость. Боль уже не таится, а заполняет всего тебя. Становясь ликующей песней, победоносно ухмыляясь над глупой наивной мечтой.
Бармен даёт руку девушке, та встаёт и продолжает танцевать, но движения у неё такие, как будто ей больно.
Бармен (с жалостью): На камнях, босыми ногами, ты начинаешь свой танец, под песню боли, превращая слова в движения, похожие на движения марионетки, но ею движет человек, тобою – боль.
Девушка (подпевает в такт музыке):
Первый снег, закружил в белом танце.
Робкий жест, и пора расставаться.
Был ли он, быть может, это только виденье
Тихий сон, лишь души смятенье.
Услышав её слова, парень поднимает голову и смотрит на неё не отрывая глаз.
Мужчина (начинает что-то записывать): Как сладостно извивается тело танцовщицы, сливаясь с голубоватым дымом сигарет. Сейчас, в воспалённом твоём сознании, ты представляешь себя великим султаном и этот танец посвящен тебе. Ты мог бы обладать этой женщиной, достаточно только жеста, но тебе её жаль, хочется, чтобы она растворилась в тумане, обретая свободу, оставив за собой лишь невесомый шлейф. (Девушка уходит, оставляет шлейф)
Усиливается тиканье часов.
Бармен: Теперь удары часов на стене сливаются с любым движением, происходящим вокруг, напоминая о том, что от трактира к дому ведёт освещённая луной дорога. (Уходит по делам)
Мужчина (встаёт, подходит к парню, похлопывает его по плечу и с напыщенной бравадой): Возьми свой меч и в путь доблестный рыцарь! Он приведёт тебя к мечте, но сначала тебе придётся сразиться с чудовищами и серыми гиенами, что будут преграждать тебе дорогу. (Надевает на него шапку, помогает встать и отпускает его): В путь! (уходит).
Парень (идёт, держится за столики, затем садится, размышляет сам с собой):
 Но почему, так трудно стало одному?
 Нет радости былой в одиночестве моём,
 Быть может лучше, было б с ней вдвоём?
(встаёт, идёт к столику, где сидела девушка)
Бармен (входит, протирая бокалы):
 И так, вздыхая торф болот,
 Стоит Журавль у её ворот.
 Усилием воли, робостью томим
 Он резал воздух голосом своим:
Парень (стучит по столу):
 Цапля! (зовёт, из-за шума входят девушка, мужчина и ребёнок) Как ты была права.
 На жизнь взглянуть иначе,
 Возможность мне дала.
 Приди ко мне, как милую свою,
 Тебя я с тихой радостью приму.
Девушка застывает, не отводя от него глаз
Бармен: Острее лезвия был Цапли взгляд.
Ребёнок (кривя рожу):
 Журавушка, дороги нет назад. (Машет рукой, уходит)
Мужчина (надевает очки):
 Сквозила правда в искренности слов, (уходит)
Бармен (пожимает плечами):
 Порой бывает ненужной и любовь. (Смотрит на часы, уходит)
Девушка: Иди Журавль, оставим всё на том:
 Здесь дом мой, на том конце твой дом.
Парень идет к своему столику, садится. Девушка берёт шлейф, садится за свой столик и отворачивается от парня.
Парень (сам себе):
Минувший день поглотит закат.
Не зови, его не воротишь назад.
Останется ночь в тайном танце с тоской,
Будут томно кружить они надомной.

Где счастливые сны, что дарили мечту.
Как на облачном небе отыскать мне звезду.
Станет плахой рассвет и на острие топора,
Отразится тот свет, что подарит тебя. (Девушке)
Девушка (поворачивается к нему):
 Я лучу того света
Парень: Подставлю лицо,
Девушка: Что бы тайна надеждой
Парень: Озарило его.
Вместе: Будем знать эту тайну только мы с тобой.
Девушка: Я уйду в новый день
Парень: Я уйду в новый день
Девушка: С озарённой душой.
Парень: И пусть жадно закат поглощает все дни,
Девушка: Уходя, обещают, мою плаху они.
Парень: Я покорно приму боль казни своей,
Вместе: Ведь одним лучом света в мире станет теплей.
Девушка (встаёт в растерянности, разговаривает сама с собой):
 Скажи, что это было?
 Печалью полон взгляд
 И голос бархатный стал вдруг глухим.
 Как бьётся сердце, что это с ним?
Парень (подавленно): Что такое доброта?
Мужчина (входит, садится рядом с парнем, надевает очки начинает копаться в портфеле): Я подумал: напишу-ка я что-нибудь доброе. И ничего не получилось, как бы я ни старался. Я уже привык видеть во всём злое. Или как мне кажется, в том, что я давал вам прочитать, у вас сложилось такое впечатление…
Парень (мужчине):
 Зачем я к ней ходил?
 Как глуп, как мог подумать я
 Что Цапля примет и поймёт меня.
Мужчина: По натуре своей я не злобный (берёт свои бумаги, идёт к девушке), но взгляды на жизнь у меня чересчур критичные.
Девушка (о своём):
 Вы слышали? Сказал: «Как милую свою...»
 Как я жестока, исправить прошлое я поспешу.
Встаёт, подбегает к парню, берёт его за руки, лицо, теребит его. Парень смотрит, не отрываясь на неё
Девушка (на одном дыхании):
 Прости! Прости, ты нужен очень,
Ты мне судьбою напророчен.
Ждала тебя, как свет зари,
Как сердце тягостно болит,
При мысли, что несу утрату,
И не бывать мечте крылатой,
Верни мне, друг, своё тепло,
Прости, что прятала своё.
Не веришь больше, знаю, всё же,
Не будь безжалостным прохожим.
Неверие уж мой удел.
Ты искренностью кровь задел.
Не знала как мне собой,
Скрывала робость за игрой.
С Сомненьем, слившись в танце вязком,
Я нарастала эту маску.
Но будь мудрее ты, прошу,
Не продолжай эту игру!
Мужчина (воодушевлёно начинает писать):
 В объятья бросилась Цапля к Журавлю (задумался и продолжает):
 Журавль холодно вернул обиду ту:
Парень (с недоверием (освобождается от девушки)):
Волосы, ухо, разговор…
Девушка (с непониманием): Что это?
Парень: Снится!!! Как слабо отражается в стекле, ничего не видно. Ребёнок, игрушки, радость, обиды в скоре это надоест. Ребёнок вырастит, станет подростком, какое прекрасное это время! Личность превыше всего, моральные ценности, удовольствия, гладкая кожа, ясные глаза. Запах весны или чего-то нового. Человек уже взрослый. Взгляд становится обычным. Теряется радость, ничего не удивляет. Хочется поставить себя на своё место в жизни. Формальность.
Мужчина (просто): Но так принято.
Парень: Как ошибались мы в детстве: Я буду.… Нет, не буду. Струя жизни жестока. Тут, вдруг, оглядываешься, а жизнь-то проходит. Ничего не сделал, ничего не успел. Глотая горькие слёзы обиды, мы думаем: «Жизнь коротка!». Не справедливо: мы умираем, каждый день умираем…. Но мы ведь рождаемся! Что бы умереть? Не понятно. Зачем искать смысл. Быть может нам не понять…? Но ведь на самом деле, всего этого нет! Это правда. Всё это бред. Плод человеческой фантазии. Солнце - его тоже нет, оно у меня в сознании. Земля, люди, животные, деревья – всё в сознании. А на самом - деле этого нет. А может, нам не понять…? Как я устал. Не могу. (Уходит)
За ним поспешно уходит мужчина. В спешке рассыпает свои бумаги. Тиканье часов на стене усиливается. Девушка осталась одна. Подходит к стойке, берёт передник, начинает собирать бумаги. Подходит к телефону. Смотрит на него.
Девушка: Я буду ждать того, что позвоню сама
(начинает листать бумаги, что-то искать):
Ты подожди, я подберу слова,
Что б ты не оставался равнодушным,
Что бы покой был навсегда нарушен.
И чувство сильное, как сотый вал
Нахлынуло бушующей волной, взметнуло ввысь!
Что б ты немножечко страдал,
Что долго ждал.
( усиливается тиканье часов)
Как безразлично эхо, разнесло слова.
Талантливо копируя тональность звука,
И обнажая душу, ликуя, пустота
Заставит вновь ждать своего звонка,
И не входить без стука.
(отходит от телефона)
Я буду ждать всегда,
Того, что в ожидании забыто мной.
И лишь воспоминания,
Тревогою ночной, нарушат сон.
Нет, ты не жди,
Слова здесь не причём.
И пусть господь, твой не нарушит сон.
Я рождена, что б ждать,
Наверно, для другого, ты рождён.
(садится, засыпает)
Следующий день. Вбегает ребёнок с газетой в руках. Заходит бармен и начинает заниматься своими делами.
Ребёнок (девушке показывает газету):
 Смотри, тунгусский метеорит!
Бармен: Летел себе, летел и вдруг упал.
Мужчина (Входит, начинает искать свои бумаги. Девушка протягивает их ему, он благодарит, поправляет очки.):
 Учённые его искали,
 А он в земле сырой лежал.
Девушка (берёт газету, читает (удивлённо)):
 Из вселенского пространства
 Он выбрал здесь, на этой вот планете…
Ребёнок: В зелёной чаще,
 Средь сосен бесконечных линий.
Мужчина: …себе могилу.
Бармен: Никто ведь и не знал
 Что свободе безграничной,
 Печали звёзд, орбит скрещенью,
 Томленью чёрных дыр,
 Созвездий совершенству…
Девушка: …он предпочёл Земли тепло.
 Не тревожьте, люди, в покое дремлющем его.

 Вдруг раздаётся телефонный звонок.

КОНЕЦ.
 
2004г.


Рецензии