Зачем потреблять чувство?..

Любовь – это товар. Товар, который прекрасно продается. Товар, вся суть которого тщательно разжёвана средствами массовой информации, литературой, музыкой, фольклором, кинематографом, театром. Нас убедили в том, что жить без любви невозможно. Вспомните то, о чём я говорю сейчас, 14-го февраля, например.

Зубная паста – это товар. Товар, который прекрасно продается. Товар, вся суть которого тщательно разжёвана СМИ, рекламой, кинематографом. Нас убедили в том, что жить без зубной пасты невозможно. Вспомните, о чём я говорю сейчас, когда по какой-то причине не почистите утром зубы.
Зубная паста бывает разной. Несколько классических шаблонов:
1) такая, от которой зубы станут белыми-белыми, а улыбка ослепляющей;
2) такая, от которой дыхание будет свежим, как легкий вечерний бриз;
3) такая, которая сделает эмаль пуленепробиваемой и испугает кариес раз и навсегда.

Любовь тоже бывает разной. Так как она появилась гораздо раньше зубной пасты, шаблонов существует значительно больше. Вот некоторые из них:
1) «любовь со стороны». Дышите учащенно при виде возлюбленного/ой, плачьте по ночам в подушку и целыми днями думайте о том, как он/она прекрасна.
2) «назойливо-пылкая любовь». Шлите ненаглядной/ому письмо за письмом, звоните, ловите где можете – в общем, доставайте его/ее всеми способами, добиваясь ответа.
3) «любовь-дружба». Вы знакомы год, второй, третий, а потом вдруг понимаете, что жить друг без друга не можете. Всё тихо, спокойно, «как надо».
4) «любовь ради денег». Женщина «влюбляется» в мужчину (или наоборот) просто потому, что у того толстый кошелек, вилла в Майями и шесть дорогих авто. Кое-кто оказывается жестоко обманутым.
5) «любовь ради секса». В наше время небезопасно иметь половые связи с кем попало – поэтому постоянный партнер/партнерша намного удобней. Если это «чувство» не взаимно, кое-кто оказывается жестоко обманутым.
И, отдельно от этого списка, бывает «любовь идеальная». Для каждого - своя. Для каждого, кто хотя бы старается о такой подумать…

Миф о любви, какой бы она нам ни представлялась, мы будто бы создаём сами. Потому что так этого хотим, как нам кажется. Спросите студента-психолога с первого курса, и он с ходу ответит вам: сначала появляется желание любить и быть любимым, и только потом – само чувство. С «Кока-Колой» или той же зубной пастой - наоборот.
Но студент-первокурсник не совсем прав: не всё, что написано в учебниках, - истина. Желание любить появляется не на пустом месте.
Закон экономики о спросе, вызывающем предложение, - это чепуха. Изначально спрос ни при чём. Чем больше рекламы у товара, чем она продуманнее, ярче и напористее, тем меньшее значение имеют наши потребности, потому что рано или поздно мы всё равно захотим попробовать, что же нам предлагают. Появился товар, следом – реклама, далее – желание попробовать, затем – твой, мой, их поход в магазин. Мы все – потребители товара.
Изначально вы знаете о таком явлении, как любовь. Вы прочли о нём кучу книг, стихов, размышлений, посмотрели бесчисленное множество фильмов и передач, услышали тысячу-другую песен, понаблюдали за друзьями, знакомыми, окружающими. Чем не реклама, чем не раскрутка? «Как так, у них есть, а у меня нет?» Непорядок. Вы захотели попробовать. Лёд тронулся.

Вы хотите любить, но не знаете, как: ведь прежде такого с вами не случалось. И вы сразу вспоминаете всё то, о чём читали, то, что видели в кино и на ТВ, то, о чём вам рассказывали родители, друзья, знакомые. Вы выбираете тот шаблон любви (см. выше по тексту), что вам больше по душе, что лучше подходит для вашей ситуации. Вы идёте тем путём, которым проще всего идти.
Вы хотите стать потребителем любви, как стали потребителем другого товара?..

Годы и годы нам вдалбливают, как можно любить. «Есть такой вариант, есть другой, но оба – так себе. Стремитесь к идеалу! Он – вот такой…» - и дальше пошаговое, пространное, пафосное, крайне субъективное описание. И когда нам это повторяют в сотый, в двухсотый, в пятисотый раз, сложно пытаться спорить и утверждать: «Нет, всё совсем не так…»
Не оттого ли, что головы людей запудрены всеми этими шаблонами и стереотипами, сегодня так мало счастливых семей? Не от зашоренности ли наших представлений о любви миллионы рассыпаются пылкими признаниями, но на деле не получают от своих чувств должного удовольствия и редко выдерживают друг друга долго? Не от стремления ли поскорее «попробовать, как это?» мы становимся скучающими, пресыщенными потребителями чувств?
Почему нужно равняться на какие-то «образцы»? Эй, семнадцатилетний мальчишка, ну зачем ты тащишь девушку на первое свидание именно в кинотеатр? «А куда ещё? Так все делают…» Все – это кто? Герои того фильма, на который ты покупаешь билеты? Твои друзья? А кто тебе сказал, что они знают, что к чему?

Пусть у зубной пасты будут разновидности, среди которых мы должны выбирать что-то для себя. Пусть этот товар будет таким вот скучным, не оставляющим нам никакого простора для творчества: выдавил чуть-чуть пасты на щётку, повозил по зубам и деснам, сплюнул, пошёл на работу.
Пусть любовь будет товаром. Пусть о ней продолжат сочинять стихи, романы, песни, сценарии и продавать их на каждом углу, продолжат говорить о ней то тут, то там. Не страшно, что нам её предлагают попробовать. Хуже другое: мы пробуем такую любовь, которая нам может и не понравиться, а другой мы попросту не знаем... Или не хотим знать, потому что так проще: пользоваться «проверенной схемой», а не размышлять, что же нам ближе.

Наверное, это и невозможно уже – забыть всё, что вы видели и слышали о любви, и построить такие отношения, которые идеальны именно для вас двоих. Но хотя бы стремиться к тому, чтобы ваше чувство было неповторимым, свежим и нешаблонным, - превыше всего. Вряд ли у вас будет много шансов любить и быть любимыми – так зачем быть обыкновенным потребителем готового продукта?..
Вы хотите стать потребителем любви, как стали потребителем другого товара?..


Рецензии
В какой-то степени, любовь-товар..Да есть ассортиментная линейка,
есть маркетинговые исследования, есть гарантийный срок и послегарантийное обслуживание. Но ни одну вещь на свете человек не боится потерять так сильно, как любовь. И ни на один товар в мире(по крайней мере,в более менее развитых странах) нет и не будет такого спроса и такого дефицита одновременно. Любовь нематериальна. А товар - это матераильно-вещественный эквивалент. Любовь - это даже не услуга..Любовь - это материя..и именно с неё началось бытие..Тогда, когда ещё не было рекламы, ТВ, шаблонов, не было корысти и денег. И не было умных психологов и писателей, которые умели красиво расставлять слова в предложениях и рассуждали о схемах и моделях поведения и о мотивации.
С ув.

Анна Свечкарь   01.07.2007 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо за ваше мнение, Анна. Но не кажется ли вам, что многие и относятся к подобным шаблонам как к чему-то единственно возможному, не пытаясь построить любовь ПО-СВОЕМУ, так, как до них не делал никто и нигде?

Александр Акулиничев   01.07.2007 23:49   Заявить о нарушении
А имеет ли, на самом-то, деле особое значение, использует ли пара шаблон или оригинальничает? Если людям хорошо вместе, неважно, ходят ли они в кино на фильм, который все смотрели, или молодой человек дарит девушке цветы, которые принято дарить (розы,например), но если их обоих всё устраивает, им комфортно. Я видела такие пары счастливыми. У них всё просто - они счастливы без изысков, у них не возникает форс-мажоров, их отношения предсказуемы - и в этом есть своеобразная прелесть, которую я пусть и не приветствую, но и не отрицаю. У всех влюблённых свой путь. Проторённая дорога порой лучше пути вслепую. Не всё, что в мире уже придумано обществом, плохо.
С ув. к вашей точке зрения

Анна Свечкарь   09.07.2007 11:51   Заявить о нарушении