Легко ли быть верующим

Обычно человек счастлив первые дни после того, как уверовал в Бога. Действительно, прекрасно знать и чувствовать, что теперь ты – “новое творение во Христе”, что не одинок в этом мире, что Бог любит тебя, что наконец-то жизнь обрела смысл. Но спустя время духовная эйфория постепенно исчезает. Новообращенный начинает понимать, “кто любит Господа, тот должен соблюдать Его заповеди”, а сие делать порой так не хочется. Вот момент истины, когда вера без дел оказывается мертва. Вот когда христианину необходимо принять решение: либо я исполняю свою волю, либо – Божию. Сделать правильный выбор не просто, ибо наша ветхая природа в сей же миг проявится и завопит о пощаде: “Не хочу жертвовать собственным удовольствием!”. Да, без благодати, то есть силы Божьей, дарованной нам, чтобы жить свято, победить свою плоть невозможно. Однако благодать не придет до тех пор, пока мы сами горячо не возжелаем жить свято, богоугодно. Кстати, узнать, насколько человек верен Богу очень просто: реакция на суровые испытания определяет истинное духовное состояние верующего. Причем, если крепких христиан трудности закаляют, то слабых – могут сломать. Именно про них говорил Спаситель: “…когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом когда настанет скорбь… тотчас соблазняются”. К сожалению, немало современных христиан в тяжелых испытаниях соблазняются, а кто-то даже теряет веру. Почему так происходит? Да потому, что “одно дело верить в Бога, а иное – знать Его”, учил старец Силуан. Пока верующий в своем сердце не стремится познать Творца (получить откровение от Господа, как апостол Петр: “Ты – Христос, Сын Бога Живого” (Ин. 6)), трудности будут одолевать. Иуда три с половиной года ходил рядом со Христом, но так и не познал, КТО ОН! Ибо у него были свои представления о Мессии. Так же и легко соблазняющиеся христиане не посвящают жизнь Христу, а пытаются стать Его последователями ради личной выгоды.

Воистину, “друг познается в беде”. Христос, доверяя нам, сказал: “Я уже не называю вас рабами … но Я назвал вас друзьями” (Ин. 15). Поэтому в любой ситуации христианину нужно доверять Богу. Мы должны быть уверены в том, что Господь никогда не сделает ничего с целью навредить нам. Он всегда дает людям то, что послужит их пользе. То, что может показаться поражением, всегда обернется нам во благо, если не потеряем веру. Бог есть Любовь, и нет в Нем никакого зла. В Евангелии от Луки написано: “У Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1:37). А Слово Божие гласит: “Любящему Бога … все содействует ко благу” (Рим. 8). Часто мы смотрим на собственные жизненные ситуации через призму настоящего, а это искажает реальную картину и приводит к унынию. Бог же смотрит на наши испытания в свете вечности.

 Такое наше ограниченное восприятие обстоятельств нередко вызвает в нас ропот на Божие очищение, то есть мы легко впадаем в грех – ловушку лукавого. Поэтому верующему необходимо стоять на скале: “Бог делает для меня все самое лучшее”. Святой Антоний учил: “Бог благ, и Он всегда дарует только благословение и никогда не причиняет вреда, всегда оставаясь неизменным. Мы, люди, со своей стороны, если становимся совершенней, то через сходство с Господом соединяемся с Ним, но если не уподобляемся Ему и становимся злы, то по несходству с Ним разрываем связь и удаляемся от Него. Живя в святости, мы прокладываем себе путь к Богу; но, становясь злыми, мы делаем Его своим врагом. Не то, чтобы Бог гневался на нас по-судейски, но это наши собственные грехи препятствуют Ему пребывать в нас и делают нас доступными для демонов, которые мучают нас”. Не зря оптинские старцы молились: “Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу”. Твердо уповающий на Господа не лишится Его заботы.

Со временем христианин понимает, что Слово Божие проще цитировать, чем исполнять. Согласно же Писанию, непослушание Божиему Закону – хуже колдовства. Посему, особенно в начале своего духовного пути, каждый верующий должен сосредоточиться на соблюдении двух основных заповедей: “Возлюби Господа Бога твоего и ближнего, как самого себя”. Ибо без любви вера легко превращается в фарисейство и законничество. Даже знание Слова Божиего без любви становится разрушительной силой, так как знание надмевает (1 Кор. 8:1-3), приводит к обольщению, побуждает к самооправданию. Но “если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает” (1 Ин. 4:12). “А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам”. “Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (ст. 16). Христос говорил: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13). Любить ближнего – значит заботиться о нем, помогать ему, не желать и не делать другому того, что не нравится самому. Любить ближнего – значит благословлять его, а не проклинать. Любящий не судит, прощает, не превозносится, не ищет своего… Конечно, одно дело – говорить об этом, а другое – позволить сей истине глубоко укорениться в себе, чтобы иметь в своем сердце истинную Божественную любовь, ниспосылаемую как дар совершенный свыше.

Человек первым должен протянуть Богу руку. Ибо Его – всегда протянута нам. Апостол Петр призывал: «Смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас». Господь говорил: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». Значит, только открыв двери своего сердца Богу, можно понять слова Христа: «…иго Мое благо и бремя Мое легко».


Рецензии
Автор говорит о главном для человека - о вере.

Но, как мне кажется, использует недосягаемый подход.
Нигде я не встречал таких объяснений, чтобы мне стало понятным, а что такое вера?.
И потому мне непонятна насмешливая оценка неверующих.

А цитировать источники, даже из якобы святых книг - это то же самое, что водить ослабевшего ребёнка по топям и велеть ему любоваться кусающими его оводами и гадами болотными...
А большинство сегодня подобно детям - если просто и доступно и ласково объяснишь Что , тому и будет следовать.
Тем более если расскажешь - что такое вера и как к ней подступиться.
Автор при всех благих побуждениях - к цели даже не подступился. А бес-конечные цитаты (как сказала Хожан свойственные для иеговистов), в лучшем случае лишь утомляют.
Желаю счастья

Солнца Г.И.   11.08.2007 12:00     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв! Не хотелось бы оправдываться, но позвольте отметить, что статья была предназначена для уже верующих людей…

* Нигде я не встречал таких объяснений, чтобы мне стало понятным, а что такое вера?.
Согласно православию, вера – это не просто вера во что-то, а в первую очередь, - это образ жизни. (Т.к. «вера без дел мертва»). Можно много философствовать на тему: «Что же такое вера?», поэтому лучше обратимся к Писанию. Апостол Павел сказал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

* А цитировать источники, даже из якобы святых книг - это то же самое, что водить ослабевшего ребёнка по топям и велеть ему любоваться кусающими его оводами и гадами болотными...
Во-первых, почему «якобы» святых? Во-вторых, почитайте святоотеческую литературу: наши святые весьма обильно пользовались цитированием. В-третьих, даже Пушкин говорил: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания…»
К сожалению, многие православные не читают Библию, вот мне и приходится её цитировать в своих текстах. Поэтому, мне кажется, что Ваш красочный образ (с ребенком) в данном случае не совсем удачен.

* А большинство сегодня подобно детям - если просто и доступно и ласково объяснишь Что , тому и будет следовать.
Возможно, Вы правы…

С уважением,

Андрей Сигутин   11.08.2007 15:27   Заявить о нарушении
Андрею Сигутину привет от Солнца.

Рассказывают, что философия когда-то была создана для того, чтобы помочь человеку легче ориентироваться в практике жизни. Сегодня – это считается потерей времени, т.к. практика размазывается в абстрактные измышления или ссылки на кого бы то ни было. Но Вы согласитесь, что это ложное состояние и мнение.

Вы упустили из внимания, что я прошу Вашего личного, т.е. того, как Вы представляете («на пальцах»), Ваше понимание того, что означают слова: верую и верующий, верю, доверяю. Отсюда можно далее говорить о составе тех, кто «думает» о Боге и формирует свой, соответствующий, образ жизни.
Что касается Пушкина, то под народом он, скорее всего, понимал славное скопление неграмотных, а под Писанием лишь Евангелия (или псалтирь), а отнюдь не Библию, которую в те времена не рекомендовали читать даже священнослужителям.
Желаю счастья

Солнца Г.И.   12.08.2007 10:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Солнце! Вы, действительно, Солнце – как с Вами начинаешь общаться, сразу на душе становится светло и радостно.

* Рассказывают, что философия когда-то была создана для того, чтобы помочь человеку легче ориентироваться в практике жизни. Сегодня – это считается потерей времени, т.к. практика размазывается в абстрактные измышления или ссылки на кого бы то ни было. Но Вы согласитесь, что это ложное состояние и мнение.

Полностью с Вами согласен. К тому же, П.А. Флоренский писал: «Философия высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе»… Вот и я пытаюсь заниматься практическим христианством.

* я прошу Вашего личного, т.е. того, как Вы представляете («на пальцах»), Ваше понимание того, что означают слова: верую и верующий, верю, доверяю.

К сожалению, я сейчас ограничен временем, поэтому буду отвечать, особо не раздумывая, посему если что, простите за сумбурность… Да и на такие интимные вопросы, согласитесь, очень сложно отвечать. Это равносильно тому, если бы Вас попросили объяснить, за что Вы любите самого близкого, родного для Вас человека…

Во-первых, я не считаю себя идеальным верующим, честно говоря, я лишь стремлюсь быть верующим в глубоком смысле этого слова.
Во-вторых, условно говоря, моя вера в Бога состоит из нескольких компонентов:
1. Любить Бога сыновней любовью.
2. Любить ближних.
3. Как следствие п.1 – исполнять Его заповеди.
4. Иметь со Христом личные отношения, а также стараться приобретать Дух Святой.
5. Работать над собой, очищать свою душу и т.д.

* Что касается Пушкина, то под народом он, скорее всего, понимал славное скопление неграмотных, а под Писанием лишь Евангелия (или псалтирь), а отнюдь не Библию, которую в те времена не рекомендовали читать даже священнослужителям.

«Я читал Библию – говорит Пушкин, - от доски до доски в Михайловском, когда находился там в ссылке, но и раньше я много читал Евангелие. Далее он рассказывает, что стихотворение «Пророк» было навеяно ему чтением отрывка из книги пророка Иезекииля…»
Рекомендуя сыну своего друга кн. Вяземского пристально и постоянно читать книги Священного Писания, Пушкин называл их «ключом живой воды».
А.С. Пушкин говорил:
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой глубокой древности…»
«Евангелие от Луки, которое читается 25-го марта, - лучшая из поэм, никогда мне не написать ничего, что бы хоть сколько-нибудь к этому приближалось»

С уважением, Андрей.

Андрей Сигутин   12.08.2007 22:09   Заявить о нарушении
Андрею Сигутину привет от Солнца.

Спасибо.
Извините за настойчивость но, я никак не могу выйти из состояния осведомления (ряд уточняющих информационных вопросов и высказываний, направленных на прояснение смысла слова, используемого в споре или разговоре).

Я ценю Вашу деятельность, тем более, в сфере религиозной (практическим христианством).
Но опять хочу уточнить, если Вы для себя не уточнили - что такое вера, то Ваша работа ограничивается , в лучшем случае, преподнесением перечня соответствующих ритуалов и в результате процесс окормления из пасторства превращается в пастушество (затейничество).
Можно и так, а кому-то – и нужно так.
Но Ваши слова : «… стремлюсь быть верующим в глубоком смысле этого слова…» вызывают у меня благожелание и потребность докопаться до сути. Не описания форм проявления Веры, а ЕЁ и пределов - вот что требуется человеку. Ведь, согласитесь, описание даже истинных путей может закончиться ничем (переход, недоход или прелести с соблазнами и т.д.)
И невидение Цели (как доступного образа для обыденного понимания), в лучшем случае, бес-смысленно истощает… и заканчивается фарсом или того хуже – обычным «бес-смысленным поклонением…»
При Вашей фразе «ограничен временем», вспомнил приводимый мной ранее анекдот. Прохожий видит как работник усердно краснея и потея, тупой пилой егозит по бревну. Из благожелания он советует: «Ты, братец, пилу-то наточи, оно дело-то и быстрей пойдёт»
На что пильщик в раздражении отвечает: «Ты, не видишь ли чё ли, занят я, когда мне точить-то!?»
И присовокупил несколько идиоматических выражений.
Очень многие( и о себе) могут такое вспомнить.
Не буду более утомлять Вас.
Желаю счастья

Солнца Г.И.   13.08.2007 20:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Солнце! Спасибо за анекдот, он мне очень понравился. Поэтому поводу мне вспоминается такая непридуманная история: как-то пришла одна девушка, любящая философствовать, к старцу и стала долго рассуждать на тему веры. А потом и говорит: « Если мне докажите, что Бог есть – я тогда уверую». А он ей отвечает: «Деточка, так вера – это ДАР Божий!»

Кстати, а для Вас, что такое вера?

Полностью с Вами согласен, что «невидение Цели (как доступного образа для обыденного понимания), до добра не доведет. Цель каждого христианина (а значит и моя) – уподобиться Христу. (Т.е. стать таким, как Он).
Поймите меня правильно: личная вера – вещь интимная… Если честно, мне не хотелось бы слишком уж откровенничать на эту тему… Поэтому разрешите Вам посоветовать почитать книги митр. Антония Сурожского, он очень популярно и глубоко пишет о вере.
Вы хороший аналитик, поэтому позвольте Вам дать пищу для размышления.

« Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетовании. Ап. Павел определяет веру как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом! (Евр. 11, 1).
По истолкованию "Пространного Катихизиса", это означает "уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем"[2]. Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,
"ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11, 6).
б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово "вера" ап. Павел, когда говорит о людях, которые "отвергли прежнюю веру" (1 Тим. 5, 12), о "невеждах в вере" (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.
в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, "вера — не психологическое состояние", а онтологическая связь (то есть связь по бытию — О. Д.) между человеком и Богом, связь внутренне объективная" [3] .
С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
"Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праедность" (Рим. 4, 3).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.
Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как "совокупность совершенства" (Кол. 3, 14).
"Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога — Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
"Если любите Меня, соблюдите мои заповеди"
(Ин. 14, 15); "кто любит Меня, тот соблюдет
слово Мое" (Ин. 14, 23).
В этом смысле ап. Павел говорит о "вере, действующей любовью" (Гал. 5, 6).
г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.
Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:
а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку;
6) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.

Значение разума в религиозной жизни
Почему знание основ христианского вероучения необходимо "всякому христианину"? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу.
"... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим (Мф. 22, 37)",
такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.
Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что
1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;
2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.
В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:
1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают[4].
Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.
Что необходимо для спасения
Целью жизни падшего человека является достижение спасения. "Пространный Катихизис" учит, что "для благоугождения Богу и для спасения души" необходимы[5]:
а) "познание истинного Бога"
Но что значит "познать Бога"? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.
б) "правая вера в Него"
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.
в) "жизнь по вере и добрые дела"
Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.
Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства.

Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В. Н. Лосского, "христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство", а "христианская теория имеет значение в высшей степени практическое"

С уважением,

Андрей Сигутин   14.08.2007 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.