Размышляя о вечном

Любящим Бога все содействует ко благу
Рим. 8.

Однажды после всенощной, проходя мимо увлеченно беседующих прихожан, услышал такую фразу: “Бог посылает не за что-то, а для чего-то”. О чем у них шла речь, не знаю, только это высказывание показалось мне оригинальным. На мгновение я задумался: “Интересно, истинно ли оно…”.

Конечно, в силу ограниченности человеческого ума, мы, по словам апостола Павла, о небесном можем рассуждать лишь гадательно. А в нашем случае – тем более, ведь мысль в предложении выражена неточно. Так как непонятно, что именно “Бог посылает”. (Правильнее было бы сказать: “Бог посылает что-либо не за что-то, а для чего-то”, где “что-либо” означает нечто приятное или неприятное для нас. К примеру, здоровье или болезнь, богатство или бедность). Посему рассмотрим каждый вариант отдельно. Будем оптимистами, начнем с позитивного (то есть предположим, под пропущенным “что-либо” подразумевалось некое благо). Итак, давайте подумаем, действительно ли Бог посылает здоровье (богатство) не за что-то, а для чего-то? Скорее всего, да. Ибо здоровье и богатство – дар Божий, который Господь по милости Своей посылает человеку даром, а не за какие-то заслуги (мирские регалии и труды не имеют “веса” в Царствии Божием). В идеале здравие и преуспевание верующий получает, чтобы служить Всевышнему и ближним в полной мере, чтобы стать богатым (в широком смысле этого слова) на всякое доброе дело. По большому счету деньги дают возможность христианину научиться любви, состраданию, милосердию, щедрости. “Кто имеет достоток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин. 3).

Хорошо. А правильно ли говорить: “Бог посылает наказание не за что-то, а для чего-то”? Конечно, нет. Как правило, наказание (например, болезнь) есть следствие греха; значит, сказать “не за что-то” в данном случае нельзя. Иначе будет опасное для жизни заигрывание со грехом, кстати, за который, согласно Писанию, “расплата – смерть” (см. Рим. 6). Однако внесем ясность. Если быть точным, Бог никого не наказывает. Он – абсолютная любовь, в Нем нет даже тени зла. Мы, будучи по своей природе злы (см. Лк. 11), не способны осознать, насколько сильно нас любит Господь. (Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию безусловной, жертвенной любви Христа, у себя можно спросить: смогли бы вы пожертвовать собой ради какого-нибудь человека “дна” – опустившегося бомжа или, допустим, отдать своего единственного ребенка для спасения ближних?). Бог дарует все самое лучшее каждому из нас, благой Создатель всем дает лишь жизнь и радость. Духовный мир – реален; диавол – “вор, убийца и лжец”, – к сожалению, тоже. Истинный враг рода человеческого приходит только “украсть, убить и погубить”. Творец же никого не наказывает, но допускает за грехи воздействовать нечистой силе на грешника. Ведь грех нарушает живую связь с Богом. Подобное привлекает подобное. Святой Антоний Великий учил: “Бог благ, Он… никогда не причиняет вреда, всегда оставаясь неизменным. Мы, люди, если становимся совершенней, то через сходство с Господом соединяемся с Ним, но если не уподобляемся Ему, то по несходству с Ним разрываем связь и удаляемся от Него… Наши собственные грехи препятствуют Ему пребывать в нас и делают доступными для демонов, которые мучают нас”. Почему Господь и призывает: “Будьте святы, ибо Я свят”. Наш Бог – всемогущ, Он даже зло превращает в добро (в качестве примера вспомним притчу о блудном сыне). Поэтому, чтобы отрезвить нас, допускаются Им (в педагогических целях) временные страдания, и делается сие с любовью, в наиболее “щадящем режиме”, для нашей пользы. Господь выше сил не дает. Мудрый Владыка хочет, чтобы каждый жил и блаженствовал с Ним вечно, посему и воспитывает детей Своих. Следовательно, любую неприятность, любое наказание свыше нужно воспринимать как урок, позволяющий нам стать лучше. Ибо задача человека – с Божьей помощью уподобиться Христу.

Всевышний наделил людей свободой воли. А значит, верующий на 100% ответственен за все события, происходящие в его жизни. Проще говоря, не Бог – источник проблем, а мы сами. (Для сравнения попробуйте ответить на вопрос: кто будет виноват, если вы, нарушая правила техники безопасности, сунете два пальца в электророзетку?). Не правда ли, Бог допускает наказания за что-то, для чего-то.

Пути Господни неисповедимы, и мы часто не понимаем, почему с нами что-либо случается. Лишь по прошествии времени личность способна осознать, зачем было дано испытание и как сильно Боженька заботится о нас. Воистину, «воля Божья благая, угодная и совершенная». (Классический пример: человек, опоздавший на самолет, потом узнает, что эта «неудача» его спасла). Стало быть, христианину необходимо крепко усвоить в своем сердце: “Бог любит меня больше, чем я себя умею любить. Значит, мне во всем Ему нужно доверять, ибо никогда ничего плохого не может исходить от Него. “Любящему Бога все содействует ко благу““.


Рецензии
Я согласен со многими Вашими мыслями. Но современному человеку трудно осмыслить то, что "Боженька заботится о нас".
В частности, никто не дал определения, что такое Бог? Поэтому, как может то, что не имеет понятия заботится о нас?
По-моему, можно назвать Богом мировой разум, он заботится об общем порядке во Вселенной, и мы должны выполнять этот порядок.

Борисов Владимир   24.01.2008 19:55     Заявить о нарушении
Цитата: "...никто не дал определения, что такое Бог? Поэтому, как может то, что не имеет понятия заботится о нас?
По-моему, можно назвать Богом мировой разум, он заботится об общем порядке во Вселенной, и мы должны выполнять этот порядок."

Вы сами себе противоречите. Никто не дал определение и тому, что есть "мировой разум" (не думаю, что и понятию "разум" есть определение), - как же он может заботиться об общем порядке, и с какой стати, спрашивается, мы должны этот порядок исполнять?..

Извольте вдумываться в смысл того, что сами же пишете.

Жан Суворов   25.01.2008 01:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Конечно, Бог – это Дух, Разум, Абсолютная Любовь и т.д. Но вместе с тем, Он – наш Небесный Отец…. Каждый сын интуитивно понимает, кто такой его земной отец (чтобы почувствовать отцовскую любовь нам не обязательно давать определение понятию «отец»)...
Всякий сын понимает, что родитель (отец) любит его и заботится о нем… Ни один отец, даже папа-алкоголик, не подаст своему ребенку камень, если он попросит у него хлеба…
Верующие также чувствуют сердцем любовь и заботу Своего Небесного Отца... По большому счету, для того, чтобы любить Бога, определения не нужны.

С уважением,

Андрей Сигутин   25.01.2008 10:26   Заявить о нарушении