Примирение с самим собой

По статистике 95 % подростков недовольны собой. Им не нравится их рост, телосложение, черты лица и т.д. Такое отношение к себе часто приводит к комплексу неполноценности, то есть молодой человек начинает ненавидеть себя, а это иногда может закончиться даже суицидом. Скажете: «Понятно, переходный возраст». Отнюдь. Оказывается, большинство взрослых тоже «заражены» нелюбовью к собственной персоне. Не верите? Тогда подойдите к зеркалу и честно ответьте на вопрос: «Если бы у меня была возможность, что бы я изменил(а) в своей внешности?». Этот «тест» особенно болезнен для женщин. Замечено, что красавицам, в основном, не нравится их внешность. Например, в Голливуде более 80 % знаменитых актеров недовольны своим телом. А королевы красоты не считают себя таковыми. По выражению одного психолога, большинство людей испытывают ненависть к самим себе, а значит, чувствуют себя несчастными. К чему это приводит? Наши взаимоотношения с людьми зависят от того, как мы воспринимаем сами себя. Несчастный человек – несчастлив во всем. К примеру, если муж не может примириться с самим собой, то ему будет психологически сложно принять свою жену. Естественно, он постоянно станет ее критиковать. Неуважающий себя не способен понять, за что его могут любить другие, и не верит, в искренность чувств даже родных. Иногда такой «товарищ» легко превращается в деспота и тирана, подозревая, что все окружающие – лжецы и подхалимы. Но самое опасное - неспособность его довериться Богу. Большинство людей не принимает себя такими, какими их создал Творец. Отвергая свой внешний вид, мы как бы отвергаем своего Создателя. Считая себя «недоделанным», юноша или девушка испытывают разрушающее чувство собственной неполноценности, обижаясь на жизнь, а значит, косвенно и на Господа.

Так как же правильно относиться к своим телесным недостаткам? Хочу сразу оговориться: если дефект можно исправить, то, конечно, нельзя упускать эту возможность. Но, а если - нет, что тогда делать? Необходимо свои «минусы» превратить в «плюсы». Как говорят на Востоке, «моя сила – в моей слабости» (прим. - этот принцип заложен даже в некоторых видах боевых искусств). Важно то, какое значение мы придаем собственной «ущербности». Однако, для такого отношения к себе нужна мудрость, т.е. умение видеть жизнь с Божьей точки зрения, с позиции вечности. Хороший пример нам показывает Апостол Павел. Трижды он молил Господа, чтобы Он убрал «жало» из его плоти. Но Бог сказал ему: «...сила Моя совершается в немощи». Какова же была реакция Апостола? «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова», - говорит муж Божий. Поэтому, если Господь не хочет избавить верующего от какого-либо телесного дефекта, то ему надо, как Апостолу Павлу смириться и радоваться. Кое-кто может сказать: «Ну, смириться - это еще понятно: безвыходное положение, а радоваться-то зачем?». Затем, что такое «жало во плоти» человеку нужно использовать в качестве преимущества, считая данную «отметину» знаком принадлежности ко Христу (о Котором «нормальные» люди частенько забывают). Ведь смысл жизни христианина - в воспитании у себя характера Спасителя. С благодарностью принимая дефект как знак Божий, человек растет духовно, ибо постоянно помнит, какого он «рода». Божественный свет в его душе становится важнее того, как он выглядит снаружи. И происходит чудо! Такой верующий преображается, становясь даже внешне красивее. И наоборот. Вы, наверное, замечали: в состоянии гнева выражение лица у симпатичной женщины становится неприятным, отталкивающим. Если же человек красив внутренне, он привлекателен и внешне. Показателен Евангельский эпизод, когда Христос спустился с горы Преображения, где «просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». То, что Он застал, вернувшись, можно выразить двумя словами: суета сует. «Пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними». Весь «сыр бор» произошел, вероятно, из-за отрока, которого Апостолы не смогли исцелить. Несложно представить, какой там был шум, гам, сколько эмоций. Образно говоря, этакий восточный базар. Ведь известно: в «теплых» странах народ «горячий». И вдруг: мгновенная тишина и изумление! «Тотчас, увидев Его, весь народ изумился...». Почему? Да потому, что на Господе был еще отблиск Божьей Славы. Вот этот внутренний Свет и должен быть в каждом истинно верующем. И потом, если христианин за все благодарит Бога, то Господь начинает «работать» с таким человеком, преображая его в образ совершенной красоты. В этом смысле чадо Божие - еще недописанная икона и надо позволить Творцу закончить Свой труд.

Итак, первый шаг – осознать: Бог любит и верит в нас. Как сказал митр. А. Сурожский, «Бог принес Своего Сына за нас в жертву, чтобы жить с нами в вечности». Во-вторых, нам необходимо иметь мудрость, т.е. уметь видеть жизнь с Божьей точки зрения, «вглядываться в жизнь и ее воспринимать так, как ее видит Господь». «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак. 1:5). В-третьих. Понять: внешняя красота не свидетельствует о внутренней гармонии и покое. Апостол Павел говорил: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:3,4). Часто люди грешат незнанием своей ценности и достоинства во Христе: «…гибнет Мой народ из-за недостатка ведения» (Ос. 6), - говорил Господь. Если бы с детства родители объясняли девочке, как ее любит Бог и насколько она для Него дорога; что в благодарность за это ей надо стремиться к чистоте своей души, то такой ребенок, когда вырастет, заниматься проституцией уже не будет. «Божественный масштаб человека в том, что всякий человек призван стать причастником Божественной природы. Вот эту веру – не только в Бога, но и в человека, мы должны принести в мир». Верующему необходимо жить со всей глубиной и полнотой, на которую он только способен как чадо Божие. «Кто во Христе, тот новое творение, древнее прошло, теперь все новое». Каждого из нас Бог создал с определенной целью. Важно понять свое предназначение, призвание и на этом строить свои отношения с ближними и самим собой. Нашей целью должно стать формирование в нас характера Иисуса Христа, с помощью Духа Святого. В-четвертых, благодарность Богу за дар жизни приносит человеку примирение с собственным «я», а, значит, внутреннюю свободу. И тогда Спаситель каждому из нас даст «… вместо пепла… украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славную одежду…» (см. Ис. 61:3).

ОДНА ИЗ ПРИЧИН БОЛЕЗНИ

Это непрощение как других, так и самого себя. Кто-то может сказать: “Да, ближних надо прощать. Спаситель предупреждал: “Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6). Но где написано, что нужно прощать себя, ведь “мы все много согрешаем”? Не приведет ли такое “сюсюканье” с собой к потворству греху и безответственности?”. Конечно, со своим небогоугодным поведением следует бороться, причем решительно. Однако в каком-то смысле неуважение и невидение в себе Божественного Начала – тоже грех... Не зря Господь заповедовал: “Возлюби ближнего, как самого себя”. Ибо, если ты не желаешь ничего плохого себе, то никогда ничего подобного не пожелаешь и другому*. Невольно возникает вопрос: “Что может пожелать ближнему человек, ненавидящий сам себя?”. К сожалению, таких людей с израненными душами немало. (В 90% случаев низкая самооценка способствует развитию алкоголизма. По рассказам бывших нарко- и алкозависимых они до болезни чувствовали себя отвергнутыми неудачниками, ненужным хламом. Когда читаешь их истории выздоровления, волосы дыбом встают от того, насколько сильно эти индивидуумы себя проклинали). Воистину, «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог... а этот храм - вы»(1 Кор. 17). Получается, что Создатель любит нас, а мы, в основном, себя – нет. Нередко человек недоволен даже собственной внешностью, то есть по сути даром Божьим, чем выражает непочтение Творцу. К примеру, более половины всех ведущих актеров Голливуда терпеть не могут свое тело. Хотя Слово учит: “Тело… для Господа, и Господь для тела” (1 Кор. 6), а также “за все благодарите...“. Христианину необходимо ценить в себе Божественный Первообраз. Ибо когда верующий с помощью благодати соделается храмом Духа Святого, он достигнет гармонии во всем, а значит и с самим собой...

Сию необъятную тему хотелось бы закончить словами преподобного Серафима Саровского: “Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему”.


Рецензии
Цитирую Вас: "К примеру, если муж не может примириться с самим собой, то ему будет психологически сложно принять свою жену. Естественно, он постоянно станет ее критиковать."

А теперь вот Вам пример из реальной жизни:

Жил да был один человек (живёт и сейчас, слава Богу), у которого были очень трудные (мягко говоря) родители.

Мать - страстная, неуравновешенная, в гневе буйная, властная. Её мать (т.е. бабушка моего героя), тоже властная и фанатичная в своих убеждениях, в детстве дубасила свою дочку поленом и нередко приговаривала: "Да лучше б я ещё пятерых сыновей родила, чем одну тебя". У неё, кстати, были сыновья от одного мужа, а дочь - от другого, которого она не любила, считала ничтожеством, и это презрение привила своей дочери. Когда сын спрашивал мать про своего деда, которого никогда не видел, та отвечала, что она его не знала и знать не хочет.

Отец - из тех, про которых говорят "добрый, но слабый". Уже в молодости стал алкоголиком. Его мать (т.е. другая бабушка моего героя) имела старшего сына от первого брака - тоже, к слову, алкоголика, сидевшего в тюрьме и ничего путного в этой жизни не сделавшего, однако именно в нём она души не чаяла (а он этим и пользовался, тянул из неё всё, что можно); младшего же своего сына от второго брака - талантливого инженера, тонкого человека, способного быть нежным и внимательным, не переваривала, и как-то в порыве недоброй откровенности выпалила ему в лицо: "Вытравливала я тебя, когда забеременела, да не до конца вытравила!"

Правда, отец отца (сиречь дед героя) был по рассказам всей многочисленной родни благороднейшим человеком незаурядного ума и сильного характера, которого любили и уважали все - не только родные, но и соседи, и сослуживцы... однако как раз дед повлиять на нашего героя не успел: умер от третьего инфаркта, когда ему было всего 54 года, а внуку, которого он горячо любил (может, даже был единственным человеком, кто действительно любил его) не исполнилось и трёх. А по обрывкам младенческих воспоминаний образец для подражания не составить.

Мать с самого рождения моего героя заявила на него исключительные права, отведя отцу лишь роль обслуживающего персонала. Даже когда отец брал младенца на руки не для того, чтобы поменять пелёнки, а просто чтобы подержать сына - она буквально вырывала его из отцовских рук.

"Воспитывала" сына, конечно, мать. Мерой наказания было исключительно битьё - от одиночной (но всегда сильной) пощёчины до затяжного избиения чем-нибудь очень хлёстким. Спросите моего героя, какая у него первая эмоциональная ассоциация возникает при этом таком священном, таком родном слове "мама" - он, уже взрослый человек, не задумываясь ответит: страх. Животный страх.

Отец пил всё больше. Ребёнок рано стал свидетелем безобразных родительских скандалов и драк. Мать постоянно унижала отца, что естественно: её научили ненавидеть и унижать мужчин. А отца научили терпеть унижение от женщин.

Хуже того - мальчик, когда подрос, присоединился к этим унижениям. Он с энтузиазмом подхватывал язвительные материнские замечания в адрес отца, быстро придумывал ещё более язвительные (при мамином одобрении) - наивный, он думал, что таким образом можно "перевоспитать" папу, заставить его бросить пить.

Ещё хуже - когда "мальчик" стал большим и жил вдвоём с отцом (родители к тому времени давно развелись, ребёнка, разумеется, забрала мать, но когда ребёнок достиг совершеннолетия, он "почему-то" жить с мамой не захотел) - так вот, сын продолжил "воспитание" пьющего отца с помощью рук. Однажды так заехал ему в глаз (ибо занимался интеллектуальным видом спорта - боксом), что повредил его. Глаз не ослеп, но лопнули кровеносные сосуды, с тех пор стал плохо видеть. Отец плакал и говорил: "За что?" Моему герою было стыдно и жаль отца, но прощения он так и не попросил, будучи уверен в свой правоте.

Отец продолжал спиваться и деградировать. Мать к тому времени поменяла несколько мужей и в общем жила неплохо, только жаловалась на недостаток внимания и заботы сына, жаловалась требовательно, практически вымогала. Сыну было стыдно, что он не любит мать, а только боится и, может быть, чуть-чуть жалеет; он и рад бы проявить свою любовь, да - НЕ МОГ.

Женился сын поздно, уже после смерти отца. Сообщил матери о своём решении так, будто попросил у неё разрешения. Мама разрешила - всё-таки сыночку было уже под 40, пора бы...

Медовый месяц пролетел быстро. Очень скоро мой герой стал замечать, что в отношениях с женой он либо лебезит, унижается, либо занимается тупым самоутверждением, подчас пытаясь унизить её (то, что Вы в своей статье обозначили милым словом "критиковать"). Он прекрасно понимает всю ненормальность таких отношений, однако практически ничего поделать с собой не может. Просто посидеть вечером на кухне, поговорить с женой для него - мука, физическая мука. Он стремится поскорее отделаться общими фразами и уйти заниматься своими делами. Он очень хочет "принять свою жену", но - не может. Ибо в него на уровне спинного мозга вбили совсем другое отношение к женщине-матери. А ведь она не только его жена, но и мать их сына.

Кстати, когда сын родился, мой герой резко охладел к жене, перенеся все свои самые тёплые чувства на сына. Но вскоре у ребёнка проявилось серьёзное психическое заболевание, и отца раздавило чудовищное чувство вины. Он ещё более замкнулся в себе, по возможности избегает контактов с женой и ребёнком, а когда деваться некуда, заставляет себя идти на контакт напряжённым усилием. Надо ли говорить о том, как он "любит" себя?..

И теперь скажите на милость, какая ему польза от всего этого Вашего лепета? Извините, сударь, но я, ознакомившись с несколькими Вашими работами, пришёл к выводу, что Вы - наивный, не знающий жизни, милый болтун, этакий церковный "хороший мальчик", прилежно конспектирующий святоотеческие брошюрки и по благословению батюшки кропающий гладенькие "правильные" статейки. Реально помочь ни Вы, ни Ваши опусы никому не могут. Они бесполезны, пустая дидактика.

И в самом деле, что Вы посоветуете человеку с такой судьбой? Реально посоветуете, каков метод? Лживыми устами (потому что по-честному это сделать невозможно) возблагодарить "сладчайшего Иисуса" за то пожизненное издевательство, которое было запрограммировано ещё до рождения моего героя, и пятьсот раз отталдычить умилительный канон Богородице? И сразу резко всё изменится, и возлюбит мать, и примет жену и ребёнка, а заодно и себя?

Нет, сударь, тут нужна большая внутренняя работа по осознанию и переплавке многих моментов, и Ваша казённая православная демагогия здесь не помощник, скорее - помеха, пустая трата времени и введение в заблуждение, а также бессмысленное раздражение тем, кто мыслит самостоятельно. Вот так.

Старый Пер Гюнт   21.03.2009 21:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый рецензент (жаль, что не знаю Вашего имени). Большое спасибо за Ваш отзыв! Давно я не получал таких, по сути, отзывов-рассказов и даже сразу ринулся на Вашу страницу. Но к своему разочарованию, увидел лишь миниатюру, состоящую всего из одного предложения. Так что можно смело из этого отзыва делать рассказ.... Мне импонирует и Ваше чувство юмора (особенно мне понравился Ваш милый подкольчик «занимался интеллектуальным видом спорта – боксом»). Ну, а если серьезно, то мне очень жаль тех людей, жизнь которых Вы описали. Во время чтения этой, надеюсь, не придуманной, истории поймал себя на мысли, что без веры в Бога наша земная жизнь превращается в ад.
Позвольте на Ваши вопросы отвечать по-деловому, без эмоций....

*И теперь скажите на милость, какая ему польза от всего этого Вашего лепета?
Не хотелось бы что-либо решать или делать выводы за другого человека.... Лучше это спросить у самого вашего знакомого.

*Извините, сударь, но я, ознакомившись с несколькими Вашими работами, пришёл к выводу, что Вы - наивный, не знающий жизни, милый болтун, этакий церковный "хороший мальчик"...

Всё относительно.... По сравнению со Старым Пером Гюнтом, возможно, я (мне всего около 40 лет) действительно, «наивный, не знающий жизни, милый болтун». Не берусь судить....

* этакий церковный "хороший мальчик"
Так, слава Богу, что я - «хороший мальчик». Было время, когда я был плохим мальчиком, и если бы не вера в Бога, то, наверняка, таким и остался бы...

*Реально помочь ни Вы, ни Ваши опусы никому не могут. Они бесполезны, пустая дидактика.
Разрешите с Вами не согласиться.... Многим людям мои опусы уже помогли в жизни, по крайней мере, мне так писали сами читатели... Если они обманывали, то обманываю и я.

*И в самом деле, что Вы посоветуете человеку с такой судьбой? Реально посоветуете, каков метод?
Заочно очень сложно что-либо советовать. Тем не менее, ему необходимо всех простить, покаяться (покаяние – значит «перемена ума»), найти опытного духовника-священника и обратиться за помощью к православному психологу. Вы правы в том, что ему придется над собой интенсивно работать не один год.... В его случае вряд ли возможны легкие победы, хотя не возможное человеку, возможно Богу.

Полностью согласен с тем, что мыслить нужно самостоятельно... Специально ради Вас разместил сегодня материал о руководителе общины «Спас» И.К. Лизунове.
http://www.proza.ru/2009/03/22/435

Советую Вашему знакомому обратиться к нему, в их общине таким людям помогают.
С уважением, Андрей

Андрей Сигутин   22.03.2009 11:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте ещё раз, Андрей.

Имя моё Вам известно - Старый Пер Гюнт, так и извольте обращаться.

На моей странице не только одно предложение, там ещё парочка очень мудрых притч... ах, простите, они ж не православные, а значит, от беса :(

Не выдумал ли я эту историю? Вы слишком льстите моей фантазии. Жизнь подкидывает такие сюжеты, что сам Фёдор Михалыч отдыхает. А в данном случае я не только ничего не присочинил, но и многое скрыл.

Спасибо за советы. Но воистину, на каждый добрый совет нужно ещё сто - о том, как его выполнить. Конечно, я могу их передать... впрочем, подумаю - не плюнет ли мой друг мне за такие советы в физиономию, сочтя их издевательством.

Почему? Ну вот хотя бы это: необходимо всех простить. А ещё необходимо всех возлюбить, да? Сударь мой, Вы всерьёз полагаете, что это просто? Забыли народную мудрость "Насильно мил не будешь"? Хорошо написал один психотерапевт (не православный): если бы заповедь о любви не была сформулирована в требовательных интонациях - не было бы инквизиции. Как вообще можно требовать такие вещи? Как можно даже самого себя принудить к любви или к прощению?

Если, например (позволю ввести личнные моменты), меня кто-то жестоко обидел, предал и т.п. - я, конечно, могу постараться не мстить этому человеку. Даже, может быть, не откажу ему в помощи, если он будет в ней отчаянно нуждаться, а кроме меня некому будет ему помочь. Но снова считать его своим другом, снова открыться ему, вести с ним задушевные беседы - увольте. И если Вы имеете хоть элементарные представления о психологии (не православной, а настоящей), то должны знать, что любая попытка насиловать себя в таких тонких вещах как любовь принесёт полярно противоположные плоды. Вымогательство любви порождает только отторжение. Принуждение к прощению только ещё больше озлобит.

И любопытно, как Ваше согласие с тем, что следует мыслить самостоятельно, согласуется с православным идеалом поведения верного чада церкви - отказом от своей воли?

Всего доброго.

Старый Пер Гюнт   22.03.2009 14:32   Заявить о нарушении
*Имя моё Вам известно - Старый Пер Гюнт, так и извольте обращаться.
Наверное, это всё-таки не имя, а псевдоним.... Ну, да ладно

*На моей странице не только одно предложение, там ещё парочка очень мудрых притч... ах, простите, они ж не православные, а значит, от беса

Насколько я понял, Вашего там одно предложение, остальное «прилежное конспектирование», выражаясь Вашими же словами.... Ну, да ладно...

*Ну вот хотя бы это: необходимо всех простить. А ещё необходимо всех возлюбить, да? Сударь мой, Вы всерьёз полагаете, что это просто?
Конечно, простить очень сложно. Поэтому православные, с одной стороны: просят Бога, чтобы Он им дал силы простить обидчика, а с другой – сами стараются больше взирать на свои грехи, а не на чужие. Есть хороший «прием» (помогающий простить) - если человек на кого-то обижается, просто спросите у него: «Ты что же, считаешь себя лучше другого?» Если человек хотя бы задумался над этим вопросом, то он уже на пути к прощению.
Кстати, сколько читал светстких психологов – все они в один голос говорят о том, что прощать нужно обязательно. Однако без помощи Божией сделать это предельно сложно, вот некоторые и заставляют своих подопечных по пятьсот раз в день писать аффирмации: «Я прощаю (имя обидчика)... и отпускаю от себя с любовью» и т.д.
*Если, например (позволю ввести личнные моменты), меня кто-то жестоко обидел, предал и т.п. - я, конечно, могу постараться не мстить этому человеку. Даже, может быть, не откажу ему в помощи, если он будет в ней отчаянно нуждаться, а кроме меня некому будет ему помочь. Но снова считать его своим другом, снова открыться ему, вести с ним задушевные беседы - увольте.
Добродетель должна быть с рассуждением. Мы же умные люди....Одно дело простить предателя, а иное - идти с ним в разведку. Скажу честно, лично я бы с таким в разведку не пошел....

*И любопытно, как Ваше согласие с тем, что следует мыслить самостоятельно, согласуется с православным идеалом поведения верного чада церкви - отказом от своей воли?

Вы любите самостоятельно думать, вот и подумайте, почему в православном догматическом богословии существует такое понятие как богословское МНЕНИЕ

С уважением,

Андрей Сигутин   22.03.2009 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.