Красный камень

В одной деревне плохо жилось людям. Стало мало у них детей рождаться, девушки были какими-то бледными и не нравились парням, старики болели и умирали в раннем возрасте, сами парни тоже как-то не интересовались ни собой, ни девушками, ни окружающим их миром. Про урожаи и скотину и говорить нечего – хилое и слабое. Это сами жители называли одним словом – вымирание. Что с ними случилось и почему это так – никто уже и не помнил, но рассказывали легенду - про красный камень.

 Мамы рассказывали её своим детям, и учитель рассказывал ученикам, когда те подрастали. Что есть где-то на свете камень, который приносит счастье, нужно его найти, положить руку на красную гладкую поверхность – и загадать. Все, что будет сказано у того камня – сбудется непременно. Это камень счастья.

 Многие ходили искать его, но мало кто нашел. Опасное это оказалось дело – счастье искать и мало-помалу охотников найти камень и положить руку на его поверхность поубавилось, кто-то не доходил, а кто-то не возвращался обратно. Говорили, что камень охраняем, что страж его страшен и непобедим. Одни говорили, что это огромный дракон, другие – что это великан, но все сходились на том, что победить его невозможно.
 
 Но очень большое время назад один человек из этой деревни ушел к камню. Он хотел счастья, богатства. Он был крепок, силен, он хотел славы, подвигов. Он ушел искать камень. Девушка, которая его любила, просила взять ее с собой, он отказался, обещал скоро вернуться. Уже когда она была с седыми волосами и руками как корни дерева, почувствовала она, что ее любимый человек достиг своей цели, положил руку на камень. Поняла это она когда солнце уже садилось за дальние горы, ночью ей приснился сон про её любимого, про огромного огнедышащего дракона, которого он победил, про венец победы, который возложили ему на голову. Во сне любимый был суров и нахмурен, не было счастья в его глазах, не сверкали радостно на солнце его доспехи, когда он держал руку на камне. Наутро душа ее ушла из тела. С тех пор, говорится в легенде, и пошло все плохо в деревне.

 Прошло уже очень много лет, дела шли все хуже и хуже. Когда-нибудь – говорилось в легенде – найдется человек, который найдет дорогу к этому камню и спасет деревню и всех людей в ней, даст им счастья. Люди жили своей жизнью, умирали и надеялись, что кому-нибудь когда-нибудь да и придет в голову такая идея – идти куда-то неизвестно куда, бросив все: дом, родных, ту тихую жизнь, которая так привычно течет вокруг, что о другом не помышляется даже и во сне… Что такой человек пойдет туда и сделает все. И тогда оно наступит – счастье. Для всех. Какая-то не очень красивая легенда получается. Но люди, которым уже было очень плохо – надеялись на чудо, на помощь, ещё они боялись, что может быть еще хуже, многие считали легенду вредной ерундой. Но мамы все равно рассказывали её своим детям, надеясь, что не её чадо уйдет из дома, бросит все и никогда не вернется обратно…
 Ивар тоже слышал эту историю от мамы и от старого Дана - учителя. Иногда он забывал об этой легенде, иногда надолго задумывался, и тогда мама его видела странное выражение в глазах своего сына – как будто смотришь куда-то далеко в небо. Отстраненное выражение, неземное какое-то. В такие минуты сердце у нее сжималось, ей казалось, что он уже далеко-далеко. Она крепче обнимала его, тормошила, и он становился прежним. Она понимала, что однажды это не поможет, и он уйдет. В 20 лет.

 Так и случилось. В конце весны, когда яблоня в саду раскрыла свои белоснежные лепестки, он взял котомку с хлебом, погладил старого рыжего кота, обнял мать, повернулся спиной к дому – старому и покосившемуся и сделал первый шаг за счастьем для всех людей.
 Он шел целый день, горы, к которым он решил подойти вначале, слегка приблизились. Тогда он понял, что Земля огромна и что задача, которую он взял на себя, займет времени больше, чем он думал вначале. Прошло еще три дня. Он стоял на вершине горы, которую было видно из его дома. Но дома он не видел, он видел огромные просторы, леса вдали, луга, дожди и радуги. И ветер, который дул не переставая.

 Он сел спиной к той стороне, где дом, на камень и стал думать о себе, о матери, вспоминать всех своих знакомых – молодых и старых и мечтать о том, как они могли бы жить красиво и счастливо, какими они могли быть сильными, красивыми, здоровыми и веселыми. И он услышал мелодию ветра и различил слова: иди в город у реки. Ивар достал из котомки Рушу – музыкальные палочки на веревочках, они всегда повторяли музыку, которую поет ветер. Спели они и на этот раз. Ивар весело повторил мелодию, встал и пошел дальше.

 Он спустился с горы, он прошел лес, он очень долго шел вдоль реки, встречался с разными людьми, кому-то помогал, кто-то помогал ему. Его кормили крестьяне, поили молоком крестьянки, но все единодушно удивлялись – как он решился на такой шаг – посвятить жизнь поиску неизвестно чего. Ивар только улыбался в ответ и пожимал плечами. Крестьяне провожали его задумчивыми взглядами, но потом снова принимались за свои многочисленные дела, которые не давали им возможности поднять голову к небу, посмотреть на звезды, порадоваться радуге, послушать, что поет ветер.

 Наконец он увидел Город у реки. Ивар шел вдоль стен Города и слушал Ветер. Ветер пел обо всем и обо всех, но Ивар не слышал свою мелодию. Он зашел в Город через Западные ворота, когда зазвенели в его ушах колокольчики ТОЙ мелодии. Она звучала как пение птиц рано утром. И утром с птицами он вошел в Город.

 В Городе он был долго. Никто не знал – что это за камень и как к нему дойти. Ивар расспрашивал о камне многих, ответа не было. Он долго жил в Городе и ни разу не слышал свою мелодию. Он работал, чтобы накормить себя, помогал семье рыбака, которая приютила его, и ждал. Каждое утро, как только просыпались птицы, он открывал глаза и мечтал. Вспоминал своих, маму, деревню, золотую радугу над горным хребтом, который он однажды перешел и песню Ветра. Затем начинался рабочий день. Так было десять лет.

 Однажды летом к пристани подошла большая лодка из очень дальних стран. Её парус был желтым, её борта были выкрашены красной краской, её весла были белыми как кость, долго лежавшая на солнце. От нее пахло незнакомыми травами, неизвестными животными – волшебством каким-то, решил Ивар.

 Он закреплял канат, брошенный ему с палубы высоким стариком в цветном халате, когда услышал тонкое позвякивание. Эту мелодию он узнал бы из тысячи подобных. Ветер. Ивар посмотрел на старика. Старик был похож на Дана – учителя, только был сильным и статным в отличие от дряхлого и немощного Дана. Он смотрел в глаза Ивара, там было небо. Старик нахмурился и ушел в Город.

 Ивар ждал весь день у корабля, старика не было. На корабль загружали продовольствие, мешки с зерном, тюки с тканями. Старика он увидел сразу, как только тот появился у корабля. Старик показал рукой в сторону перевернутых лодок.
 Они сидели молча. Ивар не начинал разговор, он чувствовал, что старик и так все знает. Он внезапно понял, что сейчас начинается самый ответственный этап его пути за счастьем. Только за эти годы он узнал, что кроме его деревни и этого Города есть огромное число городов за реками и за морями и что там живут люди. Живут по-разному, но счастья как было мало, так и сейчас не хватает. Все они искали свое счастье, каждый по-своему, но мало кто мог сказать, что жизнь удалась. Взять хотя бы кузнеца Толма… Или старую Малли… Или вот еще того парня, что приплывал в прошлом году из Ригады…

- Ты все ещё хочешь прикоснуться к Красному камню? – спросил старик.
- Да – ответил Ивар. – Только я боюсь не справиться с Драконом, который его охраняет.
- Драконом? – покачал головой старик – отчего ты решил, что его охраняет дракон?
- Наша легенда говорит о воине, которому пришлось сражаться с драконом у Камня.
- На каждого воина свой страж, – медленно сказал старик. -У камня много стражей. Ну что ж, смотрю, ты призадумался. О чём?
- Как мне найти дорогу к Камню. Я не испугаюсь никакого Стража, я отношусь к нему с уважением, это его работа, мне же необходимо лишь прикоснуться к Камню и попросить у него счастья для моей деревни, для всех людей, с которыми я встречался в своей жизни и для всех людей, про которых я слышал рассказы.
 Ивар смотрел в глаза старика, и ему казалось, что он видит там грозовые тучи или – нет, нет – не грозовые, а такие, какие он видел у себя в деревне, те, которые дают дождь и - радугу. И ему казалось, что радуга вот-вот проглянет.

- Хорошо. Слушай внимательно. Дорога к Камню пролегает через леса, через болото и через твое сердце. Дорога опасна, ты можешь не дойти, ты можешь не вернуться обратно. Стоит ли твоя жизнь такой попытки?
- Моя жизнь заключена в поиске этого камня. Говори дорогу, если знаешь её. Если не знаешь ты, я найду того, кто её знает.
 Старик разгладил складки своего халата, взглянул прямо на Ивара, сказал:
- Закрой глаза. Слушай. Сначала будет Лес. Пойдёшь по мухоморовой тропе…
Голос старика плыл, звучал мягко, как музыка Ветра, как качание водорослей в тихой заводи реки… Ивар сидел с закрытыми глазами и слушал мелодию его слов.
- Затем будет болото. Непроходимое. Дорога – только по зеленым пятнам болотных огней. Шаг в сторону – трясина. Это очень опасный участок пути. День спи на острове. Иди ночью по болоту.
За болотом будет Птичий лес. Иди по птичьим песням. Как услышишь самую высокую ноту – остановись.
Повернись в ту сторону, откуда пришел. Закрой глаза и начинай медленно считать. Считать нужно до ста. Медленно, не останавливаясь, несмотря ни на что и не открывая глаза. Это – самое трудное во всем путешествии. Если ты откроешь глаза – даже я не смогу тебе помочь, таково условие. Сказав СТО, открой глаза. Это все.
А сейчас отдохни.

 Ивар открыл глаза, старика рядом не было, не было и корабля в гавани. Он улыбнулся, встал, взял котомку, положил в неё пять буханок хлеба, взял бутыль с водой и вошел в ближайший лес.

 Первый мухомор он увидел сразу же и почти под ногами, он поднял глаза и поискал другой. Красная шляпка с белыми крапинками отыскалась на следующей поляне, далее – еще и ещё. Так он шел два дня. Буханка закончилась. Под ногами стало слякотно. Ивар нашел сухое место и стал ждать вечера.
 
 Когда стемнело, он увидел невдалеке один мерцающий зеленоватым светом огонек. Он шел к нему по прямой линии, ноги ступали по воде, ему казалось, что под ногами дорога. Палкой он проверил болото немного в стороне – палка утонула полностью и до дна не достала. Он распрямился, прогнал страх и просто пошел вперед к огоньку. Больше болото на глубину он не проверял. За этим огоньком замерцал другой, за тем – ещё и ещё, и ещё. Он шёл всю ночь. Когда начало светать, он увидел последний огонёк около небольшого островка. Ивар вышел на остров, упал на душистую траву и уснул. Он спал крепко, ему не снилось ничего. Следующую ночь он так же шел по болотной дороге, отмеченной зелеными огоньками и к утру опять вышел к берегу. Только в этот раз это был лес.

 Его разбудили вечерние птицы. Лес был самым обычным, деревья в нём росли знакомые Ивару, он развернул хлеб и увидел лисицу. Она сидела и смотрела на него, не убегая и не подходя ближе. Любопытная, подумал он.
- Моя еда тебе не подойдет, – сказал Ивар лисице, продолжая жевать хлеб и срывая ягоду земляники.
- Да, не подойдёт, но я знаю – кому она подойдёт. Отдай-ка мне всё, что у тебя есть, вместе с мешком, я отнесу ему.
 У Ивара было впечатление, что он говорил только что именно с лисицей.
- Ты умеешь говорить? – спросил он.
- Да нет, это ты умеешь слушать, – усмехнулась лисица и мотнула головой. – Тебе пора. Иди.
 Ивар на самом деле услышал в птичьем пении свою музыку. Она звучала чарующе в исполнении птицы. Он оставил мешок с хлебом, помахал лисе рукой – до свидания – и двинулся на голос. Птичка – красивая, ярко-синяя, с красными и белыми полосками на хвосте и крыльях сидела на нижней ветке большого дерева. Она пела. Ивар стоял под деревом и слушал. Стемнело, птица растаяла в сумерках, пение в лесу замолкло. Нет, были и другие звуки, звуки жизни леса, но Ивар ждал свою песню. Он влез на дерево и уснул, удобно устроившись на ветке – как птица – подумал он с улыбкой и уснул.

 С первыми лучами солнца он услышал вдалеке свою мелодию. Он спрыгнул с дерева, поблагодарил его за гостеприимство и быстро пошел на песню. Когда замолкала одна птица – вдалеке он слышал другую. Он шёл за ними, и это была – дорога через лес. Он срывал ягоды по дороге и пил воду из ручьев, а песня всё звала его за собой и звала. Звучала ровно и красиво. Вечером в сумерках замолкала, возрождаясь с рассветом. Сколько прошло дней – он не считал, это было неважно, все эти дни он слушал мелодию и шёл за ней.

 В один из дней птица, к которой он шёл, взяла более высокую ноту. Следующая за ней, подхватила еще выше. И он услышал звук, которого раньше никогда не слышал. Звук был высоким, тонким и таким чистым, что, казалось, он уходит далеко в небо и там, где-то среди звезд, продолжает свой полёт.

 Ивар поднял голову и увидел на дереве птичку. Пела она. Тогда он повернулся в ту сторону, откуда пришёл, закрыл глаза и медленно начал:
- Один, два, три…
 Перед глазами понеслись картины – он маленький, его любимый пёс – тот, который бегал вечно в репьях – и где только он их находил…
- Восемь, девять…
 Люди, места, где он побывал, дела, которые он делал – мелькали калейдоскопом перед ним. Это очень отвлекало от счета…
- Пятьдесят три, пятьдесят четыре…
Картины перед глазами слились в непрерывный вихрь, что то выхватить из него не предоставлялось возможным, и он перестал смотреть на него. И тогда он почувствовал, что вокруг него что-то есть. Что-то движется, касается его одежды. Сказать, что ему стало страшно – ничего не сказать – ужас охватил его…
- Восемьдесят семь. Восемьдесят восемь.
Он с трудом выговаривал слова. Появились мысли – я не могу больше, хватит, отстаньте от меня, я хочу домой, я устал, мама… Он увидел свою маму, она лежала в постели, вокруг стояли люди – все в тёмном, горела свеча… Он вспомнил – зачем он шел. Он сказал себе: довольно. Я не боюсь. Если не я, то кто им поможет? Страх исчез, улетел серым фонтанчиком. Ивар расправил плечи.
- Девяносто девять. Сто. –Сказал он и открыл глаза.
 Леса вокруг не было. Он стоял на небольшой горке, окутанной туманом, возле камня. У камня была красноватая поверхность – гранит, и он был гладким. С другой стороны камня спиной к Ивару стоял человек. Он был старым, волосы седые. Он повернулся, Ивар увидел, что он был очень стар, но по-прежнему статен. Одет в потускневшие доспехи, и они смотрелись на нем грозно, несмотря на его возраст. Глаза его были бездонными и печальными. Страж…
- Здравствуй – поклонился ему Ивар.
- Ты пришел к камню – сказал старик. – Давно здесь никого не было. Не находилось, видать, желающих найти камень счастья. Я был последним из людей, коснувшихся его. Я хотел славы, я жаждал побед и поклонения. И я считал это счастьем. Но не было счастья в мире от моей победы над Драконом, охранявшим камень. Вон, посмотри, там лежат кости этого Дракона. Он был свиреп, уж поверь мне…
 Ивар уже понял, что именно про этого воина рассказывала легенда, и что он всегда помнил девушку, которой не принес счастья…
- Что готов отдать ты за то, чтоб коснуться Красного камня?
Голос Воина звучал как колокол в сердце Ивара.
- Свою жизнь – просто сказал Ивар.
 Воин наклонил голову, сделал шаг назад. Туман колыхнулся и растаял. Воина не было. Ивар стоял рядом с Красным камнем. Он вздохнул, закрыл глаза и положил на камень обе ладони.
 Много лет спустя на поляне под большим раскидистым деревом сидели дети, лет по 5-10, в красивых платьях и рубашках. Они слушали. Учитель рассказывал Легенду об Иваре, нашедшем счастье для всех людей. Он рассказывал, что Ивар вернулся в свою деревню, встретил хорошую девушку, что у них родились дети, что жили они долго и счастливо…
 Детишки весело смеялись, голоса их разлетались звонкими колокольчиками, учитель слушал их и улыбался. Музыка ветра…
 
 


Рецензии
Очень интересно!!! Музыка ветра... Спасибо.

Елена Павловская   28.09.2007 00:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, что заглянули.
Очень рада знакомству!
Заходите еще!!!

Ночь Мария   28.09.2007 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.