Киевские миниатюры

 Киевские миниатюры.


 Город вечером


 Попросите человека, впервые увидавшего море, описать его. Скорее всего, он беспомощно разведет руками, делая неопределенный жест – мол, вот же оно перед глазами, смотрите сами. Так же точно поведет себя тот, кого попросят описать вечерний Город. Не те случайные встречи в командировке, взгляд из автобуса да две-три улицы в центре и не место отдыха: базар, залив, гора и щербатая лестница на пляж. А Город Детства, где родился и вырос. Зажмуримся и, открыв глаза, бросим случайный взгляд, выхватив из повседневного действа несколько кадров.
 Утоплены в темноте стены с вырванными клоками ярко освещенных окон. Вечер покрыл все новым слоем своей маскировочной краски, скрыв будничное, уже привычное глазу. Вот на фасаде обнажилась голова льва. Днем и не видно, а вечер обвел, подчеркнул, выделил. И дом, и стена исчезли – есть лев! Со сверкающими глазами и вздыбленным загривком. Проезжающая машина чиркнула фарами по изображению. Всего миг, а лев ожил, сонно моргнул, да так и уставился вытаращенными глазами в сомкнувшееся пятно темноты.
 А вот ярило – фонарь, окруженный стайкой молодых деревьев. Обступили его живой стеной, одна рябинка даже доверчиво склонила свою крону на литой ствол. Хоть и не колышется он, не слышно как журчат внутри живительные соки, для нее он самый живой, теплый, единственный. И, как в благодарность, летят на нее сверху маленькие звездочки – пылинки, наряжая в пышный коралловый шлейф. И, боясь вздохнуть, замирает она в этом неземном наряде, никто и не узнает в ней то простенькое деревце, сто стоит тут днем. Вечер – чародей, маг и волшебник! И одаривает светом он – фонарь, бог и царь в этом маленьком уголке мира. А люди проходят мимо. Что им какой-то фонарь со своей свитой? Спешат, не замечая.
 Но вот и первая трагедия. Точно такой же фонарь, но с потухшим взором. Стоит, по привычке разведя литые плечи, высоко неся свой ослепший глаз. Настороженно отстранились от него растущие рядом деревца, повернули лица к его соседу, такому же гиганту, но изливающему мягкий, манящий свет. А тот, безглазый, готов провалиться сквозь землю. « Зачем же ту стоишь тут, если ни на что не годен ?!» Но некуда ему спрятаться, некуда укрыться – выработанная осанка не позволяет сгорбиться. Как насмешливы взгляды собратьев, как жалка его участь! Потупив взор, он отступает в обволакивающую темноту, сгорая при этом от стыда и, не имея возможности даже заплакать.


12.12.99
 ДНЕПР

 Солнце стояло в зените. Яркими бликами вспыхивало на верхушках золотых куполов Города, раскатывалось пестрыми кругами на снегу и, сам могучий Днепр, закутанный в ледяной покров, только томно вздыхал сквозь белые проруби, следя за разбегающимися лучами. До весны было еще довольно далеко и Днепр, уверенный в своем превосходстве, тихонько посмеивался в седые усы, глядя как настойчиво солнце пытается расшевелить его.
 О, Днепр! Сколько же ты повидал за свою жизнь! Легендарные первые киевские князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь когда-то по твоим водам достигли лесистых круч – будущих холмов большого Города. Ты соединял далекую Византию и Францию с северными племенами варягов. Византийские, плоские ладьи, нагруженные золотом и оружием, и быстрые казацкие «ласточки», рыбацкие челноки и океанские лайнеры – всех ты принимал одинаково радушно, щедро и бескорыстно. Ты стал вторым Иорданом для православных народов, в чьих водах крестил Русь князь Владимир Великий! Ты столько пережил и перевидал на своем веку, тебя столько раз воспевали поэты и писатели, что сейчас, стоя на твоем берегу, я просто молчу. Мне нечего добавить к твоей лазури, твоей игривости и глубине. Много тайн скрываешь ты на дне от любопытных глаз! Но не за этим я к тебе пришла. Мне не нужны твои секреты.
 Радостно будет наблюдать, как по весне, засуетятся над тобой стаи быстрых ласточек, а сейчас, зимой, вальяжно переливаливаясь с боку на бок, бродят одинокие вороны, подкарауливая возле лунок сонную рыбу. Счастье видеть, как запестреют твои склоны сиренево – яблоневыми садами! Как еще ярче зазолотятся под весенним солнцем маковки церквей, вызванивая в пасхальную ночь радостный перезвон! Как людской поток наполнит в мае ботанический сад: любоваться сиренью, магнолиею и каштанами! Как запоет, в первый раз после долгой зимы, в парке долгожданный соловей! С каким восторгом примутся махать кремовыми копьями, встречая новую весну, каштановые богатыри - негласные сторожи нашего цветущего Города!
 Сколько счастья даришь ты, Днепр! И тем, кто только тебя узнает и тем, кто помнит и любит с самого детства! Не только как пляж или зону отдыха, а и как неповторимую, полновесную часть киевской мозаики, такой живой, радужной и каждый раз разной, под этим удивительным, высоким и чистым небом Украины. И, дай нам Бог, так прожить нашу жизнь, чтобы и нашим потомкам, которые, много лет спустя, сменят нас на живописных берегах Днепра - Славутича, захотелось, а главное, было чем поделиться со своими детьми! Чтобы не развеялась, не ушла, не затерялась, та мудрая, искренняя, «борисфеновская», правда о нас. О наших предках! Об этой земле, потом и кровью насыщенной! Об этих легких облаках, задевающих верхушки деревьев на киевских кручах! То в золото, то в багрянец или в серебряные нити, опутанных!
 Я люблю этот Город особой, трепетной любовью. И, где бы ни была, какие бы дали не расстилала предо мною выдумщица – судьба, я, с какой-то особой, ноющей радостью всегда возвращаюсь на эту землю. Домой! Киев, Днепр, Крещатик, Подол, Печерск и Дарница! Эти названия не одной мне бередят душу. Тем, кто уже ушел и тем, кто еще не вернулся, особенно. Здесь каждая улица, каждый сквер и холм – уже история.
 И если мы чем-то заслужили божью милость жить здесь и сейчас, в третьем тысячелетии, наблюдать и хранить все чудеса и красоты окружающего мира, давайте помнить, что родились на святой земле, которую благословили и прославили своими деяниями наши предки! Святые равноапостольные Владимир и Ольга, Андрей – Первозванный и святые Антоний и Феодосий Печерские, Олег, Ярослав Мудрый и, как говорится, запятая, запятая, запятая. Именно здесь, в Киеве, начался творческий путь Вертинского, Паустовского, Глиэра, Виктора Некрасова и Булгакова. Здесь рождались звезды Сергея Лифаря и Николая Бердяева, Отто Шмидта и Сергея Королева. Воистину, наш Город щедр на таланты и их поклонников! Здесь вы не найдете равнодушных. Граница густых, черниговских, сосновых лесов и таврической лесостепи, рождает странную смесь южной непосредственности и пылкости с северной рассудительностью и лирикой. И в природе и в людях! Посмотрите на эти краски неба и растительности, ну чем не крымское предгорье! А хрупкие березы, что в девичьей задумчивости, изогнули спины возле статных елей в Мариинском парке! Разве можно отличить их от таких же, «сокольнических»?
 Много слов я уже говорю, а этого и не требуется. Просто выйдите из дома, пройдитесь по улицам, кружась в венском вальсе с полыхающими каштанами! А в солнечный денек задержитесь на набережной, нет, конечно, не моря, а нашей, родной, всем знакомой реки. И, тогда может быть, могучий, древний Днепр усмехнется и вам своею мудрой улыбкой. Ведь ему нечего нам доказывать! Он в нас и так верит. А вот мы?




28.05.05
( День Киева)


Рецензии
Мне понравились Ваши миниатюрные рассказы о Киеве! По Вашим произведениям я могу судить, что Вы светлый и чистый человек Ольга!.. :))) Каждая строчка дышит жизнерадостностью и добротой... Спасибо за такие произведения, они помогают держать людей в тонусе ежеднвной перегрузки! :)))
Удачи!
Заходите ко мне! :)))
С уважением,

Сакура Ватанабэ   05.07.2007 23:36     Заявить о нарушении
СПАСИБО, СПАСИБО ЗА ТАКИЕ ДОБРЫЕ СЛОВА!ОЧЕНЬ РАДА, ЧТО ОНИ ПРОИЗВОДЯТ ИМЕННО ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. БУДЕТ СТИМУЛ ДОПИСАТЬ ЭТОТ ЦИКЛ!
С УВАЖЕНИЕМ, ОЛЬГА

Ольга Стрижкова   06.07.2007 22:59   Заявить о нарушении