Нежданная любовь

НЕЖДАННАЯ ЛЮБОВЬ

Девочка родилась в небольшом украинском селе в далеком 36- ом. Отец, обожавший пьесы Шекспира, назвал дочь Джульеттой. Воспитанная отцом- евреем, она не понаслышке знала о еврейских традициях, а, выйдя на пенсию, эмигрировала в Израиль. Родственников в стране у нее не было, и она поселилась со своей ровесницей Симой в одной квартире. Сима была активной натурой: занималась йогой, изучала иврит и пела романсы и арии своим низким приятным голосом. Она была доброй подругой, они с Джульеттой жили дружно и интересно. Сима встречалась с Давидом, добродушным лысым толстяком, давно овдовевшим. Он был балагуром и весельчаком, любителем посидеть в хорошей компании. А еще он прекрасно пел, подыгрывая себе на стареньком баяне. Отношения Симы и Давида были ровными и ни к чему не обязывающими: у каждого из них был свой дом, своя маленькая крепость.
- Девицы, у нас в клубе создают хор. Идем? – спросил Давид.
- Я согласна, - сказала Сима, - а ты, подружка?
- Можно, только голоса у меня выдающегося нет. Раньше я на пианино играла немного, - ответила Джульетта.
- Ого, здорово! Идем петь в хор, - подытожил Давид.
В понедельник состоялась первая репетиция хора. Собралось человек тридцать , мужчин было совсем немного. Внимание Джульетты привлек высокий худощавый мужчина лет 65 с копной седых волнистых волос.
Руководитель расставил певцов по голосам, и Джульетта оказалась впереди этого человека. Она прислушалась к его приятного тембра комнатному баритону, и ей казалось, что она слышит тот голос, далекий, из пятидесятых. Она с нетерпением дождалась очередной репетиции, чтобы снова услышать его.
Мужчина оказался земляком Давида, звали его Романом. Давид рассказал, что Роман, как и он, москвич, живет в квартире с больной сестрой, а дочь – в Беэр-Шеве, они с отцом очень дружны и часто видятся. Есть ли у него женщина, не мог сказать даже вездесущий Давид, но жены у него нет, это точно. Джульетта чувствовала, что Роман ей приятен, но даже себе не желала в этом признаться.
Ей не спалось в этот день, а перед глазами, как на кинопленке, крутилась картина ее непростой жизни.
Отец был агрономом, а мама – библиотекарем, но папу репрессировали перед войной, и Мария Васильевна уехала с девочкой к сестре на Урал, в маленький городишко Талицу. Отца лишили переписки, но мама оставила, на всякий случай, адрес подруге. Клава написала ей письмо, а в него вложила маленькую записочку, принесенную ей бывшим заключенным. Тот писал, что благодаря Семену Ароновичу остался живым, а Семен умер в лагере, хороший был человек, все время о жене и дочке говорил, переживал, как они без него? Мария Васильевна поклялась, что никогда не предаст память Семочки другим замужеством, и будет жить для доченьки.
После войны Мария с Джульеттой переехали в Ростов. Там жила сестра Семена, жена крупного начальника. Люся помогла Марии и племяннице устроиться и стала для Джульетты второй мамой: своих детей у тети не было. Впоследствии, Люсин муж Виктор выхлопотал им комнату, жизнь налаживалась.
Джульетте исполнилось 15. Высокая миловидная девушка стала дружить с самым способным мальчишкой в классе. Миша был музыкален, отлично рисовал и все время вышивал картины. Никто над ним не смеялся: все привыкли к этому, такое уж хобби у человека. Он собственноручно делал красивые рамки, вставлял в них вышитые картины и вешал на стены. Дарил свои картины только близким друзьям.
Все знали, что Миша и Джульетта неразлучны, что у них любовь. Миша после школы поступил в Суриковское училище в Ленинграде, а Джульетта в пединститут. Расстояние их разъединило. Студент Стас, чернобровый блондин, поразил сердце сокурсницы. Марии Васильевне Стас не нравился, но что она могла сделать? Джульетта забеременела, пришлось Стасу жениться на ней. Родился мальчик, которого назвали Семеном, но Стас не любил малыша, его раздражал детский плач, пеленки…
Узнав об измене любимой, Миша выбросился из окна. На похороны никого из семьи Старобинских Зоя Валентиновна – мама погибшего, не пустила: ни Марию, ни Джульетту.
Когда услышала, что Стас бросил жену с ребенком, злорадствовала:
- Это Бог ее за моего сыночка наказал, негодяйку. Так ей и надо. Я проклинаю ее.
Ее проклятие преследовало молодую женщину еще долго. Скончалась от рака легких Мария Васильевна, не дожив до 50. Тетя Люся и ее муж по- прежнему опекали Джульетту. Родственник Виктора Андрей неоднократно делал ей предложения, она отказывалась, но тетя и дядя уговорили ее. Семен учился в четвертом классе, когда у него родилась сестренка Ангелина. На этом настоял Андрей. Семка ревновал родителей к малышке, стал плохо учиться, пропускать занятия в школе. Отец относился к нему равнодушно, зато дочь баловал без меры.
Пятнадцатилетний Семен твердо заявил родителям:
-Уйду из дому, и буду жить, где захочу.
Уговоры и слезы матери на него не действовали, он ушел. Тетя Люся заявила в милицию, мальчишку вернули, но он снова сбежал.
Соседка сообщила ей, что Сема живет у какой-то женщины, работает. Джульетта решила от него отступиться, пусть перебесится, но рана постоянно кровоточила.
В 18 лет Семен женился на этой женщине, она была на 13 лет старше его.
- Такая его судьба,- думала Джульетта,- я ничего сделать не могу.
Только плакала по ночам в подушку.
Нина родила Семену четверых детей: одну из девочек назвали Марией, в честь прабабушки. Джульетта смирилась с браком сына, обожала внучат, только в отчий дом Семен приходил редко, терпеть не мог Андрея, не мог простить ему свое холодное детство. Нина со свекровью ладила, была хорошей хозяйкой, матерью. За это Джульетта уважала невестку и старалась помочь ей с детьми, часто засиживалась у внуков допоздна.
У Ангелины судьба сложилась интереснее, чем у брата. Природа подарила ей сильный голос, редкого тембра, она окончила Консерваторию, затем поехала на стажировку в Италию и вышла замуж за итальянца – дирижера. Поселились они в Риме. Андрей бывал у них, а Джульетте не пришлось: заболела перед отъездом. Родителям Геля звонит нечасто, вся в работе, живут они с Винченцо неплохо, дом у них красивый, но трудятся очень много: репетиции, концерты, гастроли, разъезды…
Посылочки родителям посылали с одеждой, а сами… приезжали пару раз на пару дней… и все.
После отъезда Ангелинки Андрей стал холоден к супруге, домой являлся только ночевать.
- Джульетта,- начал он, - мне больно тебе говорить, но я люблю другую женщину.
- Я и не сомневалась, что у тебя кто-то есть. Видимо, моя судьба быть брошенной…
- Почему не спросишь, кто она?
- Зачем?
- Она Гелькина подруга по Консерватории, ты ее знаешь - Лида Щукина. Потеряла голос, бедняга. Беременная она…от меня. Люся и Витя уже знают.
- Седина в бороду… Ангелине не говори пока.
- Обещаю тебе пока не говорить. Будь здорова, Джульетта.
- И ты…будь.
Андрей ушел к Лидии, а Джульетта пошла на кладбище. Подошла к могиле Марии Васильевны, рассказала ей обо всем, затем подошла к могилам Миши и Зои Валентиновны. Она присела на скамейку и зарыдала.
- Так мне и надо, это Бог наказал меня за Мишеньку.
Вечером долго смотрела на вышивку, подаренную Мишей много лет назад. Как мы не ценим тех, кто рядом с нами! А потом у Джульетты случился сильный сердечный приступ, Люся вызвала «скорую», но инфаркта не обнаружили.
Люся посоветовала племяннице уехать в Израиль.
- Смотри, дорогая моя, тебя здесь ничего не держит, за могилками поухаживают Сема с Ниной, устроишься – приедем с Витей к тебе. Насовсем.
И Джульетта решилась. Но ни Люся, ни Виктор к ней не приехали. Тетя Люся скоропостижно скончалась через три месяца после отъезда племянницы.
Сегодняшняя Джульетта думает о том, что неплохо бы съездит к Гельке в Италию, она еще не видела свою внучку Джулиану. Собирает деньги для поездки, не хочет брать у дочери. Иногда посылает деньги Семке, а чаще делает посылки для внучат.
До чего же ей одиноко! И это - имея двоих детей и пятерых внуков.
Хотя… есть Сима и Давид, друзья по хору. И этот милый, будто родной баритон, так похожий на Мишин.
В день рождения Симы были приглашены гости, и Джульетта помогала подруге готовить. Первым пришел Роман с двумя букетами роз.
- Это имениннице,- он протянул Симе красные розы и сверток, - А это подруге именинницы.
В руках у Джульетты оказался букет из нежных чайных роз.
- Спасибо. Но мой день рождения еще далеко, - сказала она.
- Но вы тоже хозяйка этого дома и прекрасная женщина, поэтому вы получили от меня этот небольшой подарок, - ответил Роман.
После веселой вечеринки все гости разошлись по домам. Роман остался и начал ловко и весело мыть посуду.
- Не стесняйтесь, подружки, - сказал он,- Я умею все делать сам, я один воспитал мою Леночку.
- А где ее мама? – спросила Сима.
- Бросила она нас, малышке было только 2 месяца, удрала с военным. Я не стал искать, все равно такую не остановишь. Мы жили в Саратове, а потом перебрались в Москву, Белочка, сестренка моя овдовела, а здоровьем она не блещет. Мою сестру зовут Белла, но все зовут ее Белочкой. Я вас, девчонки, познакомлю с ней, и вы подружитесь.
- И у тебя не было других женщин? – бестактно спросила Сима.
- Были, но проходные. Чужой ребенок никому не нужен. Зато сейчас я горд за Леночку, она – адвокат, муж у нее хороший, тоже адвокат. Есть две внученьки.
- Богатый дедушка, - похвалила Сима.
- Вот что, красавицы, приглашаю вас завтра на обед. Предупреждаю: все приготовлю сам, пальчики оближете. И сестренке моей повеселее будет, она плохо передвигается, поэтому круг общения у нее небольшой.
Белочка оказалась приветливой и улыбчивой женщиной, шутила и смеялась, учила всех играть в «Кинга». Договорились почаще встречаться и играть в карты.
Однажды Роман, расстроенный, зашел к женщинам в полдень. Сказал, что Белочка упала, возил ее на рентгеновский снимок, переломов нет, но ушибы сильные, все тело болит. Он попросил женщин зайти к Белочке, отвлечь ее. Симе было некогда: у нее на это время талон к врачу. Джульетта пошла с Романом.
Белочка пыталась улыбнуться при виде гостьи, но улыбка получилась жалкая. Роман, видя это, сделал сестре обезболивающий укол и дал снотворное. Белочка крепко уснула, слегка постанывая во сне.
- Вы ловко делаете уколы, - похвалила Джульетта.
- Давай перейдем на ты.
- С удовольствием.
- Я – ветеринарный врач, это моя основная специальность, но всю жизнь отработал в физкабинете поликлиники, окончил спецкурсы. А ты кем была?
- Тут банально. Русский и литература, преподаватель.
- Зря ты так. Банально. Полезная работа.
- Роман, когда Белочка проснется, ей станет лучше?
- Возможно, но помучиться придется. Джульетта, помоги ей выкупаться завтра, очень прошу. Она меня стесняется.
- Обязательно, у меня есть опыт, я работала у старушки, но ее сдали в бейт-авод.
- Расскажи мне о себе.
- У меня сын и дочь. Сын в Ростове, доченька в Италии, а я тут. Пятеро внуков: четверо у сына, и у дочери есть девочка.
- Тебе одиноко, Джульетта?
- Есть немного.
- Послушай меня. Ты- человек очень добрый, и мне с тобой легко и просто. Но предложить я тебе могу так мало: заботу и уважение. Как ты на это смотришь?
- Ты не боишься, что я соглашусь, Роман?
- Я не один, и обузой тебе стать не имею права.
- Все равно. Я согласна.
- Тогда попытаемся стать семьей, у нас нет столько времени на ухаживания, как у молодых. Мы не имеем права терять драгоценные минуты, часы, дни.
- Ты прав, Роман.
- Вообще удивительно: я – Роман, ты – Джульетта, прямо, как у Шекспира.
- Мой отец назвал меня так, потому что был без ума от этой пьесы. Только конец этой
 старинной трагедии должен быть другой. Как ты считаешь?
- Обязательно должен быть хороший. Обязательно.

12 января 2004 г

Автор: Зинаида Маркина


Рецензии