Поединок физического безобразия и духовной красоты

Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.*



Как-то весенней порой в мае отдыхала в Коктебеле - поселке, воспетом многими поэтами и художниками. Побывать там и не проникнуться атмосферой этого места просто невозможно.

Ну и конечно первым делом все туристы мчаться в просторный дом-музей Максимилиана Волошина с художественной мастерской и башней для астрономических наблюдений, расположенный на берегу моря. И я не стала исключением.

Коктебельский дом поэта, построенный им в 1903, усилиями хозяина превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции. Здесь бывали М. И. Цветаева, Н. С. Гумилев, А. Н. Толстой, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич, Е. И. Замятин, М. А. Булгаков, С. В. Шервинский, А. П. Остроумова-Лебедева, М. С. Альтман и многие другие. В 1920-х гг. число приезжавших в летние месяцы достигало нескольких сотен. Искрометные коктебельские мистерии турниры поэтов, шарады, живые картины и пр., прогулки на гору Карадаг, собирание камешков и ловля бабочек Волошин был душой всех начинаний. В подпоясанном парусиновом балахоне и сандалиях на босу ногу, с массивной головой Зевса, украшенной венком из полыни, представал гостям демиург Коктебеля, хозяин "земли могил, молитв и медитаций" (стихотворение "Дом поэта", 1926), "киммерийский царь".*

Войдя в зал, совершенно случайно, я заметила пожилую женщину, которая молча сидела в углу на стуле. Гамма чувств охватила меня: жалость, отвращение, высокомерие, презрение, пожалуй, даже некоторая брезгливость. Женщина была на редкость уродлива и безвкусно одета. Этакий старый Квазимодо в женском обличии. Она была сильно сутула, почти горбата, очень худа, ее лицо было похоже на засохшее яблоко, а ее правый глаз нервно подергивался, кисти рук были скрючены от отложения солей. Я сразу же отвела глаза, смотреть на нее более доли секунды было невыносимо. И подумала о том, что какое счастье, что я видимо столь же хороша собой, насколько она безобразна.

И тут, О…. ужас, она заговорила со мной. Она сказала, что раньше работала экскурсоводом в этом музее, а сейчас на пенсии. Но уйти и сидеть дома совершенно не свойственно ее деятельной натуре и поэтому она работает на пол ставке дежурной по залу.

- Волошин мой кумир, я могу рассказать о его личной жизни и творческой биографии Вам ВСЕ. - Он натура щедро одаренная, совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник "Стихотворения. 1900-1910". Волошин предстает зрелым мастером, прошедшим школу "Парнаса", постигшим сокровенные тайны поэтического ремесла. В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы "Киммерийские сумерки", "Киммерийская весна" (Киммерия древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами, заставляя сквозь аскетические краски крымских пейзажей услышать дыхание древних цивилизаций……….*

- Так же Волошин занимался живописью. Темперой, а позднее акварелью писал изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью работая по памяти. С годами акварели превращаются в ежедневное занятие, играя роль своего рода дневника…………….*

– Я знаю все его стихи наизусть, хотите, я что-нибудь прочту? – И не дождавшись моего ответа, принялась декламировать.

То в виде девочки, то в образе старушки,
То грустной, то смеясь - ко мне стучалась ты:
То требуя стихов, то ласки, то игрушки
И мне даря взамен и нежность, и цветы.
То горько плакала, уткнувшись мне в колени,
То змейкой тонкою плясала на коврах:
Я знаю детских глаз мучительные тени
И запах ладана в душистых волосах.
Огонь какой мечты в тебе горит бесплодно?
Лампада ль тайная? Смиренная свеча ль?
Ах, все великое, земное безысходно:
Нет в мире радости светлее, чем печаль!

Закончив стихотворение, она, почти не прерывая чистой, изумительно поставленной речи, продолжила…

Я глазами в глаза вникал,
Но встречал не иные взгляды,
А двоящиеся анфилады
Повторяющихся зеркал.

Я стремился чертой и словом
Закрепить преходящий миг.
Но мгновенно плененный лик
Угасает, чтоб вспыхнуть новым.

Я боялся, узнав - забыть...
Но в стремлении нет забвенья.
Чтобы вечно сгорать и быть -
Надо рвать без печали звенья.

Я пленен в переливных снах,
В завивающихся круженьях,
Раздробившийся в отраженьях,
Потерявшийся в зеркалах.

- Отвращение Волошина к начавшейся войне нашло выражение в сборнике "Anno mundi ardentis 1915" ("В год пылающего мира 1915", 1916). Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле, где он делает все, «чтоб братьям помешать - Себя губить, друг друга истреблять». Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от "окраски" "и красный вождь, и белый офицер" искали (и находили!) в его доме "убежища, защиты и совета"…………… *

- После смерти Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной, верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енишар, где похоронен поэт, справа Карадаг, на скалистом обрыве которого "судьбой и ветрами изваян" его профиль.*

Я стояла рядом с ней несколько часов, не смея отвести от нее взгляда. За это время она успела рассказать мне о своей жизни, о муже и дочери, детально с чувством с толком и с расстановкой посвятить меня в тайные прелести биографии Волошина и элементы судеб его друзей и гостей, побывавших в его доме, теперь уже музее. Неустанно и неизменно по теме перемежая свой рассказ стихами М. Волошина, В. Я. Брюсова, А. Белого, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Н. С. Гумилева…….

И теперь меня уже обуревали совсем иные чувства: ошеломление, удивление, восхищение, преклонение и зависть к этой потрясающей, увлеченной, способной по-настоящему любить и ценить людей, мир, искусство - абсолютно счастливой, на мой взгляд, женщине.


* Биография и стихи Максимилиан Волошин процитированы с сайта http://www.klassika.ru


Рецензии