Лебеди, возвращайтесь!

 В марте зазвенели первые капели. Солнечные лучики робко выбрались из-за низких серых туч пригрев, остывшую за долгие зимние месяцы землю, но весна в суровый северный край явно не торопилась…. Легкий южный ветерок время от времени пытался прогнать нудные тяжелые тучи на север, да не тут то было – поманило весеннее тепло, да и сгинуло. Холодный «сиверко» дул день и ночь, подгоняя серые рваные облака, щедро посыпающие северную землю легким пушистым снегом. А потом опять ударили морозы, даже однажды ночью вспыхнули разноцветные сполохи северного сияния, и задержалась зима в Ямальском краю до мая месяца….
 В последние весенние дни снег мгновенно почернел, осел и начал быстро таять. Послышался в высоком весеннем небе долгожданный гортанный переклик - это потянулись с юга на север караваны уток и гусей. Уставшие от дальнего перелета большие серые птицы отдыхали на зеркальной поверхности многочисленных тундровых озер. Иногда ночью ударяли заморозки, и водная гладь в считанные минуты покрывалась тонкой корочкой льда - тогда птицам приходилось туго – спасались на сухих местах, на высоких болотных кочках, безуспешно пытаясь раздолбить клювом твердый ледовый панцирь водоема.
 Однажды утром над тундровой равниной послышался непривычный уху клекот. Было понятно, что в этот раз нам нанесли визит не гуси, и не утки, а какие-то неведомые исполнители сладкоголосых песен поднебесья. Я, прищурив глаза, смотрела в бездонную синюю высь, выискивая взглядом прилетевших на север редких южных гостей. Наконец, нашла - над гладью Голубого озера кружилась в небе, задорно перекликаясь, пара тундровых лебедей. Птицы то летали низко над водоемом, то вдруг устремлялись ввысь и быстро возвращались, присаживаясь на водную гладь, покрытую мелкой рябью. Затем они медленно по-хозяйски прохаживались по берегу озера, внимательно осматривая его окрестности…. Даже невооруженному глазу было заметно, что две большие белые птицы неземной красоты, что-то решают, о чем-то советуются. Время от времени их длинные красиво изогнутые шеи переплетались, они смотрели друг на друга черными бусинками-глазами - налицо была нежность и любовь двух белоснежных птиц. И подумалось мне о том, что эта пара лебедей – влюбленные и о том, что лебединая верность, сохранилась, пожалуй, только у птиц, потому что среди людей нашего времени, к сожалению, такие чувства в последнее время встречаются нечасто.
 Наблюдая за прекрасными лебедями, я поняла – гости с юга выбирают место для гнездования и, вероятно, останутся на этот летний сезон у Голубого озера. На моих глазах принималось судьбоносное решение лебединой пары, в каком месте лучше построить свой летний птичий дом - уютное просторное гнездо?
 Теперь я приходила на озеро каждый день, через глазок видеокамеры наблюдая за местом гнездования счастливого семейства птиц. В строительстве гнезда принимали активное участие двое: с раннего утра до позднего вечера лебеди терпеливо собирали по пологому берегу, покрывшемуся в один день розовым ковром цветов клюквы, мягкие податливые веточки и длинные листики иван-чая, причудливо переплетая их и скрепляя между собой. Окончив этот фронт работ, начали дружно выстилать середину птичьего дома мягким мхом-сфагнумом. Гнездо получилось большое – около метра в диаметре, изнутри оно было устлано травой, мхом, мелкими листиками, белыми ворсинками болотной пушицы и мягким лебединым пухом. По-хозяйски осмотрев новый дом, лебеди остались довольны. Будущая мать чинно села на гнездо и занялась важным делом – откладыванием яиц. Вскоре в уютном гнезде их было уже восемь, на этом числе птица остановилась. Лебедиха относилась к высиживанию птенцов очень ответственно, с каждым днем покидая гнездо все реже и реже. Перед тем, как выйти из гнезда, заботливо прикрывала кладку теплым пухом, лебедь же в это время охранял потемневшие крупные яйца от непрошенных гостей – лис и песцов.
 Прошло немного времени, и однажды ранним утром скорлупа яиц напряглась и лопнула: сначала появились на свет божий длинные острые клювики, а затем мокрые головки неуклюжих серых беспомощных птенцов. Теперь начинался самый ответственный момент: перед лебединой парой стояла трудная задача – вырастить на тундровой равнине свое потомство, оберегая его от рыскающих в поиске пищи северных хищников.
 Летние дни и ночи двух белоснежных птиц проходили в приятных заботах о беспокойном некрасивом потомстве – маленькие лебедята были нескладными и неуклюжими, имели тонкие шеи и длинные ноги, их жирные тельца покрывал грязно-серый пух, постепенно заменяющийся непонятного цвета пером. Птенцы казались в этом гнезде чужими, меньше всего, напоминая своим внешним видом красавцев-родителей, но лебеди совершенно не замечали некрасивости своего потомства - они заботливо кормили прожорливых маленьких лебедят, учили их плавать, а потом долго и терпеливо ставили «на крыло».
 Когда осень разукрасила тундру пестрым покрывалом желто-красных трав и ударили первые заморозки, над Голубым озером, подставляя закату крыло, кружились десять прекрасных белых птиц, готовых к трудному перелету в далекие теплые края. В последний раз, пробежавшись по покрытой инеем пожухлой траве и сделав над озером прощальный круг, холодным осенним утром лебеди повернули на юг и полетели навстречу солнцу.
 Я стояла на берегу озера и грустно смотрела улетающим птицам вслед…. На глаза навернулись непрошенные слезы, и я не успела их смахнуть - они мгновенно превратились в малюсенькие кристаллики льда, беспомощно повисшие на ресницах. Мои лебеди улетали в далекие края, а я оставалась на севере, успокаивая себя тем, что иногда птицы возвращаются на прежнее место, чтобы снова отложить яйца и вырастить потомство.
 Я прощально помахала улетающей стае рукой, бесконечно повторяя придуманное на ходу короткое заклинание: «Лебеди, возвращайтесь!».


Рецензии
Тебя не стало. Может улетела с лебедями. Будем всегда помнить твое мастерство.
Царство тебе Небесное.
Иван

Иван Цуприков   24.07.2017 21:24     Заявить о нарушении