Гибрид олигархии и демократии

НГ-EX LIBRIS, 31.05.2007

Гибрид олигархии и демократии. Древний рецепт социального компромисса
 
О стратегии: Византийский военный трактат VI века/ В.В.Кучма: перевод на русский язык, комментарии. – СПб.: Алетейя, 2007, 160 с.

Анонимный византийский трактат «О стратегии», датируемый заключительным периодом царствования Юстиниана, был переведен с опубликованного в Вашингтоне в 1985 году критического издания Дж. Денниса. Что же так привлекает современных – отечественных и зарубежных – историков в столь древнем трактате? Оказывается, на его страницах – если, конечно, правильно перевести – при желании можно обнаружить ответы на многие злободневные вопросы. В частности, куда идти дальше и каким должно быть общество, в котором олигархи богатеют, а народ требует «социальной защиты»... А тут открываешь книжку – и сразу находишь готовый компромиссный вариант.

Прежде всего надо отметить абсолютно верное решение переводчика – оставить без перевода слово «полития», замененное авторами немецкого и английского переводов обобщенным словом «государство». В таком случае Аноним оказывается в своем трактате единодушен с Аристотелем, который под термином «полития» понимал «не государственное устройство вообще, но только ту государственную форму, которая является средней, промежуточной между олигархией и демократией».

Основной акцент делается на то, что ни олигархия, которая блюдет выгоды состоятельных граждан, ни демократия, которая изыскивает выгоды для неимущих, «общей пользы не имеют». И только полития, являющаяся смешением олигархии и демократии, «представляет собой самую правильную государственную форму, ибо только она способна обеспечить гармоническое сочетание интересов зажиточных и малоимущих, принципов богатства и институтов гражданской свободы». С этой точки зрения полития представляет собой некую идеальную промежуточную форму, предполагающую умеренность в нравах, разумный достаток и отсутствие жесткости в методах власти.

К сословиям политии Анонимом в трактате причислены все существовавшие разновидности, включая «сословие бесполезных людей, лишенных возможности исполнять общественно-полезное дело: например, это немощные, старики, дети». Единственное исключение должно составлять сословие, «которое вследствие его полной бездеятельности можно было бы назвать праздным». Однако Аноним решил вообще не относить его ни к одной категории: «Подобно тому, как в человеческом теле невозможно обнаружить ни одного органа, не приносящего пользы, точно так же и в политии, организованной наилучшим образом, не должно существовать ни одного такого сословия, которое было бы в состоянии внести вклад в пользу политии, однако не делает этого».

В общем, позор праздным тусовщикам и халявщикам, и да здравствуют олигархи, работающие на благо общества! Ура византийскому товарищу Анониму!

 


Рецензии