Уроки музыки с чесноком

Все началось с того, что маленькая девочка барабанила пальцами по коленам, имитируя игру на пианино. Ночью девочка просыпалась, становилась на колени на кроватке и горячо просила: «Дай Бог, чтобы мне купили пианино…»
В начальных классах подружки позвали ее с собой на занятие хора в Доме пионеров. Петь она немного стеснялась, но все же, - музыка! Через год занятий хором, всех в добровольно-принудительном порядке заставили заниматься музыкой. Родителям пришлось купить дочурке пианино… Это был долгожданный ответ на молитву!
Пианино везли на самодельной тачке от знакомых через две улицы. Это был частный сектор, поэтому проблем со ступеньками не было. Наконец-то, в комнате поселилось огромное старинное немецкое пианино из красного дерева. Оно замечательно пахло, его клавиши - из слоновой кости – пожелтели от времени.
Девочка была в восторге! Но через полгода занятия по классу фортепиано в Доме пионеров закрыли, хотя хор остался. Желание продолжить обучение дочери побудило родителей договориться о зачислении во 2 класс в музыкальную студию при Доме офицеров. Состоялось знакомство с новой учительницей…
О-о-о! Это было что-то. Даже – некто! Добротная большая женщина с сильными, почти мужскими руками. Лидия Георгиевна, так ее звали. Девочка с трудом запомнила имя новой учительницы. Ее поначалу смущало, что во время занятий учительница за ее спиной кушала… сало с чесноком и хлебом. Понятно, ведь Украина… Да и время предобеденное. Учительница была без комплексов, смачно хрустела чесноком. Она искоса поглядывала на руки новой ученицы, и частенько била по ним линейкой.
«Пальцы! – прикрикивала она. – Ставь правильные пальцы… Научишься правильно ставить пальцы, будешь играть, не глядя в ноты. Следи за пальцами!»
Девочка старалась, но часто получала то линейкой, то большими сильными руками по своим тоненьким пальчикам… Однажды Лидия Георгиевна рассказала, что с ней в детстве занималась учительница – выпускница Института благородных девиц. Так та учительница брала в свои руки кисти Лидии Георгиевны и ставила правильно на клавиши. Один раз так ударила мизинцем (а его, кстати, самое трудное правильно поставить), что кровь брызнула из-под ногтя!
Девочка очень переживала из-за правильности поставленных пальцев, и часто плакала по дороге с занятий. Плакала оттого, что учительница часто кричала, била по рукам, а очень хотелось научиться хорошо играть.
Играть так, как Лидия Георгиевна! После того, как учительница со скучным лицом осматривала нотный сборник – учебник для музыкальных школ, то брала свою капроновую в дырочках сумку, доставала толстую картонную папку, развязывала ее и… толстая кипа нотных листов бережно листалась. Лидия Георгиевна не без удовольствия поплевывала на пальцы, перекладывала каждый листик нотного шедевра, ища что-то подходящее. Переписанные от руки, переснятые на производственной машине «Эра» у родителей ее учеников, знаменитые музыкальные произведения хранились в ее папке. Девочку частенько просили найти, где можно было сделать копию или несколько знаменитой «Элизе» или «Фантазии» Моцарта. Учительница не делила произведения на классы, в которых ее ученики могли играть их. Когда она находила что-то подходящее, то сама садилась за инструмент, ставила ноты и… Девочка, стоящая рядом была в восторге! Когда она смотрела на счастливую учительницу, растворившуюся в прелестной гармонии музыки, то прощала ей все-все! И крики, и удары по кистям, и чеснок, и даже бабскую капроновую сумку, откуда извлекалась потрепанная заветная папка… Это была великолепная игра! Крупные пальцы бегло и изящно касались клавиш так, что дух захватывало.
«Нравится?» - всегда спрашивала учительница.
«Я так не смогу сыграть», - всегда отвечала девочка.
Лидия Георгиевна только улыбалась в ответ на это возражение. Или играла следующее произведение, немного легче.
«Ты у меня закончишь 7 классов за три-четыре года. Ты же поздно начала заниматься музыкой».
Однажды девочка пришла домой к учительнице, на занятие. Это была бедненькая квартирка, но вся заставленная полками с сувенирами – поделками от ее учеников. На стенах, столах – везде – куда ни глянь, красовались разнообразные детские произведения, подаренные счастливыми учениками любимой учительнице! Тогда девочка поняла, за что дети любили Лидию Георгиевну. Она была НАСТОЯЩЕЙ, самой собой. Хотела, есть – ела любимое сало с чесноком. А что, чеснок – чистый витамин С! Поэтому и крепенькая была учительница. Хотела услышать от учеников, как они осваивают красивые произведения – давала им их учить. Несмотря на заданную программу музыкальной студии, несмотря на отсутствие нужных нот в магазине. Сама искала их, переписывала, копировала всеми возможными способами. Когда она играла, то всегда улыбалась, сидела ровно, высоко подняв голову. Наверное, так ее научили в детстве…
Девочка очень уважала Лидию Георгиевну. Она, действительно, хотела быстрее научиться хорошо играть…
Когда в начале учебного года девочка пришла в музыкальную студию, то не могла найти свою учительницу. В одном кабинете ей сказали, что она… вышла на пенсию. Все! Теперь с ней будет заниматься другая учительница…
Другая учительница никогда не била по пальцам, никогда не ела чеснок. И, конечно, никогда не доставала заветной папки. Она ставила галочки возле произведений в голубых учебниках для музыкальных школ. Девочка пыталась учиться тому, что не знала, как звучит. Ей ставили хорошие отметки, когда она перекручивала пальцы и фальшивила. Было очень жаль, что Лидия Георгиевна ушла. Тогда уже девочка определилась, что выучится музыке для себя, не будет продолжать учебу после студии.
В последнем, 7 классе, она самостоятельно дома разучила «Лунную сонату». Это было ее любимое произведение. Утром, перед тем, как бежать в школу, она садилась и… уходила от реальности, растворяясь в чарующей мелодии. Она помнила, что одна ученица у Лидии Георгиевны в 7 классе играла всю 14 сонату целиком… Девочке было тяжело самой разобрать всю сонату целиком, но вступление – самую популярную часть – освоила замечательно. Педаль скрипела под ногой, клавиши кряхтели под руками, приятный запах красного дерева – все кружило ей голову, когда звучала мелодия «Лунной».


Когда девочка превратилась во взрослую женщину, то однажды на многолюдной улице встретила учительницу. Лидия Георгиевна, конечно, ее не узнала. Бывшая ученица издали увидела знакомое лицо, чуть-чуть улыбающееся, знакомую большую фигуру, туго обтянутую дешевым платьем. Но.. в руках не было обычной капроновой сумки с заветной папкой. Женщина совсем не изменилась, чеснок сделал свое дело, здоровье было крепкое! Так трудно было связать музыку Бетховена, Моцарта, Шопена с крепкой сильной женщиной, идущей среди толпы. Эта женщина влюблена в музыку, и смогла передать всю свою любовь своим ученикам. И девочка, которую били по пальцам, с улыбкой и теплом вспоминает свои занятия музыкой у этой странной сильной женщины. И любовь к замечательной музыке живет в ней на протяжении всей ее жизни!


Рецензии
Елена,мне очень понравилось Ваши воспоминания и чувства,которые вы храните до сих пор! Я приятно удивлена,что Вы играете на пианино,меня всегда это завораживает! Спасибо Вам!

Венилина   14.04.2013 15:37     Заявить о нарушении
Почему удивлены? Я научилась играть для себя, дальше учиться не пошла по музыке. Вообще, я много чем занималась из области искусства. Люблю творчество. Сейчас даже работа тоже связана с творчеством.
Спасибо Вам!

Корсакова Елена   14.04.2013 15:43   Заявить о нарушении
В том смысле,что приятно общаться с таким творческим человеком) Каждый раз в Вас открываю что-то новое, спасибо!

Венилина   14.04.2013 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.