Мамай-батыр из рода тобыкты

Вместо предисловия

Этот черновик очерка о казахском батыре Мамае был размещен на сайте Проза.ру в 2007 г. Тогда я обратился к читателям с просьбой помочь мне добыть достоверную информацию о реальной исторической личности. Благодарю всех, кто откликнулся на мою просьбу. Особую благодарность хочу высказать братьям Сагимбековым – Айтмухамету и Ермухамету, а также Бозтаеву Нурлану, Иманбаеву Найману и Шоканбаеву Галыму.

Мне удалось не только узнать некоторые эпизоды биографии знаменитого казахского воина, но и установить более точные даты его рождения и смерти. Например, в списках захороненных в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи я прочитал, что Мамай-батыр родился в XVII веке. На мазаре же Мамай-батыра в селе Орда Абайского района Восточно-Казахстанской области увидел другую дату – 1702 год. Однако…

Однако на самом деле он родился весной 1709 г., а скончался осенью 1806 г. в возрасте 97 лет.

Очерк уже написан и опубликован в моей книге «Мамлюки». Она увидела свет в 2009 г. – к 300-летию Мамай-батыра.

Не стал убирать этот черновик, он мне тоже по своему дорог. Сам очерк я разместил на своем сайте, прочитать его можно здесь: http://begalin.ucoz.kz/publ/mamaj_batyr_iz_roda_tobykty/1-1-0-1


С уважением, Кайрат Бегалин
21. 04. 2010 г.














Мамай-батыр Жумагул-улы из рода тобыкты (1709-1806 гг.)

В 1709 году в юрте Жумагула из аргынского рода Тобыкты родился мальчик. Его назвали Мамаем. Интересно, что это было древнее табуированное имя «Волка», а точнее «волчонка». Тюрки-кочевники издавна давали его тем детям, кого хотели выделить среди других.
По описаниям современников, у Мамая были русые волосы, голубые глаза, среди сверстников он заметно выделялся высоким ростом и крепким телосложением. Словом, Мамай был переростком и выглядел старше своих ровесников. Природа наделила его силой и у него были все задатки стать батыром. Родители развивали в нем необходимые качества. С детства его обучали верховой езде, владеть всеми видами оружия.
Мамай родился в то время, когда казахи уже около двухсот лет вели войну с джунгарами. Ханство испытывало потребность в хорошо обученных профессиональных воинах и таких воинов готовили с раннего детства.
* * *

В 1722 году скончался китайский император Ганси и год спустя был заключен джунгаро-китайский договор о мире. Это развязало руки хунтайджи Цеван Рабдану. Он перебросил большую часть войска с восточной границы на запад и весной 1723 года организовал нашествие на Казахское ханство в семи направлениях.
Один тумен двинулся от озера Балхаш к горам Каратау; второй перевалил через Алтайские горы и прошел по долине реки Коктал; третий направился к реке Нура; четвертый – к реке Чилик; пятый двигался через Прииссыккулье; шестой прошел через долину реки Чу; седьмой следовал через реку Или. (Один тумен насчитывал 10 тысяч воинов.)
Трагедия 1723 года вошла в историю казахов под названием «Год великих бедствий», а точнее «Актабан-шубырынды, Алка-коль-сулама». Заключенный в этих словах смысл означает: люди спасались бегством так, что стерали подошвы до белых костей и в изнеможении подали у берегов озера Алка-коль (оно находится на территории современного Узбекистана).
Джунгары захватили значительную часть земель Казахского ханства. Многие казахские роды вынуждены были откочевать из родных мест. Часть племён Среднего и Старшего жузов оказалось под властью джунгар. Остатки Старшего жуза ушли к Ходженту, беженцы из Среднего жуза подалась к Самарканду, а некоторые роды Младшего жуза откочевали к Хиве и Бухаре.
Многие подались в северо-западные земли Казахского ханства. Именно здесь в те времена скапливались главные силы казахов под властью правителя Младшего жуза хана Абулхаира. Род Тобыкты тоже откочевал из современного Абайского района в Младший жуз, где расселился вдоль рек Орь, Илек и Иргиз.
В 1723 году знаменитый бий Аннет-баба, Кокенай-батыр и другие знатные люди из рода Тобыкты провели родовое собрание, где оказался и 14 летний Мамай. Аннет-баба дал ему своё благословение (бата) и Мамай поклялся, что когда он вырастит, то посвятит свою жизнь освобождению казахских земель от джунгарских захватчиков.
Однако в 1725 году во время неожиданного набега волжских калмыков (торгоутов), Мамай оказался у них в плену.


Следует пояснить и сказать, что калмыки были союзниками джунгар и одно время они жили на территории Джунгарского ханства.
В эпоху Чингисхана предков калмыков именовали кереитами. Позже они стали известны под названием торгауты. Во второй половине XVI века западномонгольские племена чорос, хошоут, торгаут и дэрбэд вышли из-под подчинения всемонгольского хана, создали «ойротский союз» и стали выбирать своих предводителей – тайши. Уже в начале становления «ойротского союза» внутри него развернулась борьба за власть.
Междоусобицы вынудили вождя племени торгаут Хоэ-Эрлог тайши покинуть родину. В 1607-1608 гг. во главе 25 тысяч семей он двинулся на запад и лишь в 30-х годах XVII века тограуты захватили земли междуречья Урала и Волги, вытеснив ногайцев на западный берег Волги, а затем и вовсе – изгнали их за Дон.
Тем временем в западной Монголии Хара-Хула тайши объединил племена шорос, хошоут, дэрбэд и хойт. После его смерти в 1634 году власть перешла к Эрдени Батуру. С благословения тибетского Далай-ламы он был признан правителем ойротов с титулом хунтайджи.
В 1635 году Батур-хунтайджи создал государство Дурбан-Ойрот, которое и вошло в историю под названием Джунгарского ханства. Следует также заметить, что слово "джунгар" означает "левая рука". И так называлось левое крыло войска Чингис-хана.


Итак, в плену Мамая заковали в колодки. Рядом с ним всегда находился охранник. Мамай хорошо играл на свирели (сыбызгы) и торгоуты по вечерам слушали его музыку. Однако пленник не терял надежды бежать, и он использовал первую же возможность. Интересно, что бегство Мамая связано с романтической историей.
Согласно народному преданию, в казахского юношу влюбилась юная калмычка. Он предложил ей бежать вместе с ним, и она согласилась. Девушка выкрала оружие и передала его возлюбленному. С помощью него Мамай освободился ночью от колодок, обезоружил спящего охранника, связал его и переоделся в его одежду.
Взяв двух коней, Мамай вместе с девушкой бежал в свой аул. Однако за беглецом пустилась погоня из трех воинов во главе с Жора-батыром. Когда они настигли Мамая, юноша вступил в бой с Жора-батыром и убил его в честном поединке, а затем расправился и с остальными двумя всадниками. Забрав трех лошадей поверженных врагов, он вместе с девушкой отправился дальше. В ауле в честь его возращения устроили большой той. Это случилось в 1726 году, когда Мамаю исполнилось 17 лет.
В том же году степные мудрецы Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би, а также прославленные батыры и знать собрались в местности Ордабасы и призвали народ к единству, чтобы дать отпор джунгарам. Главнокомандующим казахского войска был избран Абулхаир-хан.
Именно с этого времени казахи стали наносить ощутимые удары по войску Цеван Рабтана. У озера Шубартениз джунгары потерпели поражение. Батыр Шакшак Жанибек командовал самым крупным отрядом Среднего жуза, который у притока речки Сарысу в Буланты одержал победу.
В 1727 году Цеван Рабтан скончался и на престол Джунгарского ханства взошел его сын Галдан Церен. Весной того же года объединенное войско казахов, ногайцев и каракалпаков во главе с Богенбай-батыром соединилось с отрядом под командованием татарского воина Кожабергена. Вместе они выступили на джунгар, и одержали победу в степях Сарыарки. Можно сказать, что эти битвы были всего лишь репетицией перед крупным сражением.
Знаменитая Буланты-Билеутинская битва тоже произошла в 1727 году в междуречье Буланты и Билеуты на широкой равнине в окрестностях Улытауских гор. Главнокомандующим войска был Абулхаир-хан. Во главе своих тысяч выступили также ханы и султаны – Семеке, Абилмамбет, Кокжал, Барак, батыры – Санырык, Богенбай, Кабанбай, Шакшак Жанибек, Тайлак Олжабай (предок знаменитого поэта Олжаса Сулейменова) и многие другие. Хан Абулхаир объединил воинов всех трех казахских жузов, собрав более 30,000 всадников. Казахская армия встретилась с сорокатысячным войском джунгар. Молодой воин Мамай тоже принял участие в этом сражении на реке Буланты.
Согласно воинской традиции, битвы начинались единоборством батыров. Они выезжали вперед и вызывали друг друга на поединок (жекпе-жек), исход которого нередко определял исход всего сражения.
Со стороны джунгар выехал прославленный Жангир-багатур, живое воплощение боевого духа джунгар. Конь под ним пританцовывал, зло грыз удила, роняя на землю хлопья белой пены.
Хан Абулхаир обратился к войску, кто выйдет на поединок, и ему сказали, что на поединок рвется молодой воин Мамай, который еще не успел покрыть себя славой. Хан знал этого дерзкого юношу, не раз видел его в бою. Поэтому он разрешил Мамаю выступить против Жангира.
Мамай поскакал на встречу с противником. Сначала они бились на копьях, потом в ход пошли айбалты (секиры), затем сабли. Именно от сабли Мамая джунгарский батыр принял достойную смерть.
Увидев это, младший брат Жангира, Зенгу-багатур подскакал к Мамаю и ранил его копьем, нарушив тем самым условия честного поединка. Однако раненный Мамай вступил в бой со вторым противником и тоже победил его. Эти поединки имели большое значение для казахского войска, которое с воодушевлением вступила в бой, и одержало важнейшую историческую победу. Казахи наголову разбили джунгар, одержав одну из своих первых крупных побед.
В знак проявленной доблести хан Абулхаир подарил Мамаю так называемую «алмазную» саблю, что было большой честью для молодого батыра и началом его воинской славы.
После Буланты-Билеутинского сражения началось освобождение казахских земель от джунгар. В те времена вести с полей сражений были у всех на слуху и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Так из кровавого лихолетья до наших дней долетели имена героев. Среди них яркую память о себе оставил не только Мамай-батыр.
Например, Наурызбай-батыр одолел в поединках прославленных джунгарских багатуров Шамалхана и Каскелена. Казахский воин Отеген тоже был признан батыром после того, как он победил в поединках багатуров Ботшихара и Сабан Тайшыка.
Вести об этих победах укрепляли дух народа и веру в воинов, способных защитить родные очаги. Поэтому, когда в казахских аулах был объявлен новый сбор, под знамя Абулхаир-хана встали не только прославленные воины, но также их младшие братья и сыновья. Например, Койгелды-батыр приехал вместе со своими родными братьями Кожыком и Акшаем, а также сыном Карабатыром.
Во главе своих отрядов прибыли такие знаменитые воины как Отеген, Самен, Толек, Казыбек, Хангелды, Богенбай, Шакшак Жанибек, Джанибек, Тилеулы, Кабанбай, Жаугашар, Есет, Тайлак и многие другие. В битве принимал участие и батыр Мамай, но в то время у него еще не было своей тысячи.
Всего собралось тридцать пять тысяч воинов. Располагая такой силой, Абулхаир-хан вновь решил сразиться с армией джунгар. Противники условились встретиться на территории современных Шуского и Кордайского районов Жамбылской области.
В мае 1729 года казахская армия подступила к Шу-Илейским горам близ озера Итишпес. Накануне решающей схватки отряды трех жузов объединились у подножия гор Хантау и Сункар. Именно здесь командиры казахского войска обсудили план предстоящей битвы, позже она была названа Аныракайской.
Большие надежды возлагались на отряд лучников Санырык-батыра из племени ошакты. С юных лет он слыл метким стрелком в родных кочевьях. Уже в шестнадцатилетнем возрасте Санырык выиграл состязание лучников и получил в подарок лук, инкрустированный золотом и серебром, который в народе прозвали «Санырыкты сырнауыгы», что означает «Гармоника Санырыка». Такое «музыкальное» название этот лук получил потому, что его хозяин создавал им звуки в виде стона и крика врагов.
В Аныракайской битве участвовало более 40 тысяч джунгар. Не смотря на численный перевес, казахи героически сражались, презирая раны и смерть. Они одержали уверенную победу.
Потерпев подряд несколько крупных поражений, джунгары пали духом. Их отряды уже не проникали так далеко в казахскую степь, как это бывало раньше. Однако затишье не могло длиться вечно. Враг собирал силы и готовился выступить вновь. Необходимо было подготовиться к очередному вторжению джунгар, поэтому Абулхаир созвал совет биев Младшего жуза. Он состоялся в 1730 году. На нем обсуждались два вопроса: война с джунгарами и присоединение к России.
В конце 20-х и начале 30-х годов XVIII века Мамай-батыр проявил героизм и отвагу при возвращении захваченных калмыками (торгоутами) исконных казахских земель. Вместе с ханом Абулхаиром он освобождал территорию вдоль рек Ор, Ойыл, Иргиз и Илек. За мужество, проявленное в ожесточенной битве на берегу реки Яик (Урал), Мамай-батыр был удостоен звания «мынбасы» (тысячника).
Во время похода казахов Младшего жуза на башкир Мамай-батыр выступил с инициативой объединить башкирский и казахский народы под властью правителя Младшего жуза хана Абулхаира. Это предложение Мамай-батыр передал башкирскому хану Тагиоле, прибыв к нему в качестве посла. Однако были задеты интересы России, которая выступила против этого объединения. И хан Тагиол был отравлен.
Мамай-батыр участвовал не только в боях с калмыками (торгоутами) и башкирами. Он защищал казахские земли от туркменских захватчиков, воюя с ними в меджуморье Арала и Каспия (Мангышлак). Он также участвовал в боях с джунгарами, освобождая от них Алтайский край и земли Восточного Казахстана (Тарбагатай, Зайсан). В этих битвах он проявил себя талантливым стратегом и тактиком.
В 1746 году Мамай-батыру было присвоено звание сардара (военачальника) воинов Среднего жуза. А в 1756-1757 гг. после битвы с калмыками Мамай-батыр был удостоен высшего воинского звания – Бахадур. Он также был военачальником воинов Младшего жуза и носил титул Орда-басы (глава Орды).
Мамай-батыр дружил с такими прославленными казахскими воинами как Кабанбай и Богенбай, а также многими другими. Кроме того, он был верным сподвижником казахских ханов Абулхаира и Аблая, всегда поддерживал их политику по созданию и укреплению Казахского ханства. Всю свою жизнь Мамай-батыр посвятил защите Родины от иноземных захватчиков и участвовал в 102 сражениях.
В 1780 году Мамай-батыр привел род Тобыкты обратно на освобожденные от джунгар родные земли (совр. Абайский район). У него было семь сыновей (Жиеншора, Байшора, Сарыбас, Карабас, Еламан, Жоламан и Жолбарыс), которых ему родила жена по имени Кызжан. Сама она была из рода табын Младшего жуза.
Самый младший из его сыновей Жолбарыс родился в тот год, когда Мамай застрелил тигра из ружья, напавшего на скот.
Мамай-батыр прожил долгую и счастливую жизнь. Он умер в возрасте 97 лет в 1806 году. В народе его помнят как благородного и честного человека. Он всегда помогал бедным и сиротам. Перед смертью Мамай-батыр завещал похоронить его сердце на своей родине, чтобы оно продолжало любить тех, кто будет жить здесь после него. А телом он пожелал возлежать у ног святого Кожа Ахмет Яссави, там, где покоятся тела его верных друзей – батыров Богенбая, Кабанбая и других.
Согласно этому завещанию, сердце Мамай-батыра похоронили в его родовой ставке, где сегодня находится село Орда и возвышается его мазар. А тело в сопровождении 100 всадников во главе с сыновьями Жиеншора и Жолбарысом было доставлено в священный город Туркестан, где упокоилось в мавзолее Кожа Ахмет Яссави, рядом с Аблай-ханом, Казыбек-би по прозвищу Звонкоголосый и другими знаменитыми личностями казахской истории.
* * *

Согласно родовому преданию, после смерти батыра Мамая его старшему сыну Жиеншора приснился Тайказан, который находится в мавзолее Кожа Ахмет Яссави. На дне казана лежало семь зерен пшеницы. Жиеншора спросил у настоятеля мавзолея, что это могло означать. И тот ответил ему:
- Отныне все семь поколений от семи сыновей Мамай-батыра никогда не будут бедствовать!
В наши дни в Казахстане живут более двух тысяч потомков Мамай-батыра от семи его сыновей. В них течет кровь великого предка и живет воинский дух, который способен пробудиться, если родному народу будет угрожать опасность!




P.S.
Это черновой вариант очерка о прославленном казахском батыре. Со временем он будет дополнен и переработан. Однако разместить его заставляет поиск достоверной информации. Буду благодарен за помощь.


С уважением, Кайрат Бегалин.
11. 07. 2007 г.


Рецензии
Мне удалось не только узнать некоторые эпизоды биографии знаменитого казахского воина, но и установить более точные даты его рождения и смерти. Например, в списках захороненных в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи я прочитал, что Мамай-батыр родился в XVII веке. На мазаре же Мамай-батыра в селе Орда Абайского района Восточно-Казахстанской области увидел другую дату – 1702 год. Однако…
..........
Известно, что в те времена у казахов не было своей письменности. Нет письменных источников. По крайней мере вы их не указываете.
Но называете точные даты - и в то же время разные века?.. Подробные обстоятельства. Откуда такая информация? На чём основаны ваши доводы?

Рафаил Габдулин   23.04.2010 00:18     Заявить о нарушении
Интересно, откуда это известно - что в 18 веке у казахов не было письменности, а? И кому это известно?.. :-))))))

Кайрат Бегалин   23.04.2010 04:01   Заявить о нарушении
Вы, понимаете, что речь идёт о своей письменности. Что закономерно порождало наличие письменных артефактов.
...Ну, а на главный вопрос о письменных источниках ваших выводов, об методах определения точных (уточнённых) датах и т.п., что можете сказать?.. Вопрос ведь не праздный... На казахских сайтах много новейших публикаций о своей истории. В этом нет ничего плохого, если это серьёзное исследование. Но, многие авторы, опровергая факты истории, представляя миру своё видение и т.п., не делают ссылки на источники. Просьбы дать ссылки на источники, как правило,остаются без ответа. Причины объяснять не нужно, они понятны...
...Вот, к примеру, одна ваша фраза: ""...Мамай-батыр родился в XVII веке. На мазаре же Мамай-батыра в селе Орда Абайского района Восточно-Казахстанской области увидел другую дату – 1702 год" - говорит о многом. Прежде всего, о том, что нет официального (письменного) документального источника: записей регистрации, летописей и т.п. Тогда возникает закономерный вопрос: как уточнялись эти факты (даты)?
Должен сказать честно, мне импонируют некоторые ваши работы. По крайней мере, не могу не признать, что за ними стоит большой труд, ...стилистика языка нравится... Но, не могу избавиться и от ощущения того, что в них есть склонность к "модному" для наших современных "исследователей" приёму - восполнять пробелы истории приукрашиванием или притягиванием под себя фактов истории. При этом, как указывается выше, как правило, без ссылок на источники вообще... Именно этот факт и приводит к сомнению в достоверности или объективности выводов авторов.
Согласитесь, что цель таких исследований и публикаций - это постижение истины. ...Хотя много и таких, которые преследуют графоманскую цель - лишь бы, что-то провозгласить, отметиться...
К вам это не относится.
Я, действительно, хочу понять методику исследования и аналитику выводов наших исследователей. Комплексов неполноценности по фактам нашей истории не испытываю. Мне важна Истина! История не может быть тщеславной, честолюбивой, эмоциональной - она может быть только беспристрастной: как символ правосудия с повязкой на глазах. Тогда история становится Историей. В противном случае - любое описание истории становится беллетристикой...
С уважением, Раф.

Рафаил Габдулин   23.04.2010 09:20   Заявить о нарушении
Рафаил, я понимаю, о чем идет речь, и даже улавливаю тон постановки вопроса. Что касается ваших представлений о «бесписьменных» народах, с этим мне тоже все понятно. Однако должен Вам пояснить, что письменность у казахов появилась не после Абая, который создал алфавит, основанный на кириллице. Она существовала задолго до него. Существуют даже образцы изящной словесности, которые теперь стали хрестоматийными.

Что касается методов моих исследований, то мне легче будет их объяснить в отдельной статье, а не в «комментах» здесь. И вопрос тут, действительно, не праздный. Поэтому лучше обсудить его на моем «казахском» сайте: http://begalin.ucoz.kz/ (я его создал пару-тройку дней назад). Будет время заглядывайте, приглашаю. Там и ссылки можно будет получить. Достоверные. А что касается обсуждений на других сайтах, то я к ним тоже отношусь настороженно.

По поводу моей «фразы». Могу сказать, что мне приходилось отстаивать ее, прежде чем написать. Много не говорил я тогда, изложил суть. Все это происходило на презентации моей книги «Мамлюки» в Алматы. После этого все остальные вопросы отпали. Сами.

Так же честно, как и Вы, тоже должен сказать, что пишу я не для красоты, но «нравиться» читателю я обязан. Всякие ощущения это может вызывать, но я в этом не виноват.

По поводу ссылок могу рассказать целую историю. За первое издание «Мамлюков» я «получил по полной»(!). Потом «отыгрался» на другой книге - «Кто вы и откуда, колесящие?..» - в итоге вышло так, что я перегрузил ее ссылками на первоисточники. А потом выслушал другое: мол, «нет у нас таких книг», дай почитать…

Так что, Раф, если Вам на самом деле нужно то же, что и мне, заглядывайте на мой сайт. Там и поспорим, там и согласимся.

С уважением, Кайрат.

Кайрат Бегалин   23.04.2010 11:56   Заявить о нарушении
Спасибо. Зайду на ваш сайт...

Рафаил Габдулин   23.04.2010 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.