Небесный карандаш

Николай ПИНЧУК

НЕБЕСНЫЙ КАРАНДАШ

(пантомима)

Мим — походка тяжёлая, спина сутулая, лицо унылое — вносит картину, устанавливает в центре сцены на стул изображением к залу: мы видим простую, схематичную карикатуру, совсем не обязательно напоминающую настоящее лицо артиста (сам рисунок технически удобнее выполнить жирным маркером на белой грифельной доске).

Мим смотрится в картину как в зеркало, показывает зрителям: «вот это и есть я». Комично обыгрывает своё «сходство» с портретом. Достаёт из-за пояса большой чёрный карандаш, начинает «править» изображение. Оценивает. Вышло хуже, чем было. Обыгрывает на публику результат своей «творческой работы». Злится, пробует что-то изменить, но только портит ещё больше. Нервничает, пытается спасти ситуацию — стирает то, что нарисовал, но при этом исчезает и часть первоначального рисунка. Пугается, ищет на своём лице «недостающие детали» и «не находит» их. Спешно дорисовывает, но получается совсем уродливо (обыгрывает). Психует, черкает как попало, превращая картину в полный абсурд (если может, обыгрывает и это). Истерика: бросается к доске и стирает абсолютно всё.

На несколько секунд застывает в прострации, бессмысленно уставясь на пустую доску. Вдруг паника: а меня-то нет! Где я? Кто я? Лихорадочно мечется «в поисках себя».

Сверху спускается большой яркий (оранжевый или синий) карандаш, повисает на уровне головы мима, но тот в своих метаниях не хочет видеть новый предмет, даже когда ударяется об него лбом — отмахивается как от назойливой мухи и мечется дальше…

Но наконец-то (возможно, после особенно сильного удара по лбу) мим всё-таки обращает внимание на «небесный карандаш». Берёт в руки, рассматривает, затем поднимает глаза туда, откуда он спустился. Глядя вверх, начинает что-то понимать. Подходит к доске, осторожно рисует один глаз… снова глядит вверх… рисует второй глаз… Ещё взгляд вверх — и рисует улыбку. И так, сверяясь с небом, рисует нос, овал лица, уши, причёску — получается очень даже симпатичная физиономия!

Оглядывает свой новый портрет — улыбается, выпрямляет спину, расправляет плечи, дышит полной грудью: ВОТ Я! На картину уже не смотрит, чувствует себя изнутри — целого, сильного, доброго, благодарного Пославшему исцеление; выражает это ощущение в танце. Кланяется публике, уходит лёгкой уверенной походкой. На сцене остаётся грифельная доска с рисунком и выше неё — карандаш. Для всех желающих…

13 (пятница, между прочим :о)) июля 2007 г.


Рецензии
Эту пантомиму сами придумали?
Где и перед кем ее показывали?
У нас в общине одно время были постановки подобные. Очень хорошо подходили, когда для неверующих о Боге рассказывали.
Православная церковь как-то использовала ваши наработки?

С уважением

Василий Гапонов   05.01.2017 18:07     Заявить о нарушении
Я ж драматург по диплому, поэтому придумывать всё для сцены - моя работа :)
В церкви с детьми из православной школы ставил "Великана-эгоиста", специально писал для них эту инсценировку http://www.proza.ru/2011/02/02/1177. Премьера состоялась в апреле 2011 в конференц-зале при одном из храмов, а потом возили её пару месяцев по разным богоугодным заведениям. Вот фотоальбом небольшой с той эпопеи остался: http://vk.com/album3750410_137827633.

Николай Пинчук   06.01.2017 02:10   Заявить о нарушении
Здорово!!!! Прекрасное дело делали!
Кто-то потом использовал ваши разработки в других местах?
Большую пользу можете приносить православной церкви, да и вообще делу Божьему.

С уважением

Василий Гапонов   06.01.2017 06:06   Заявить о нарушении
м... как только задамся целью приносить пользу, тогда потеряюсь как художник, да и пользы особой не будет (уже пробовал, знаю)
притом не только в христианском русле, но и в социальном, и в педагогическом
думать что-то вроде: "Вот, сейчас я должен написать нечто, что послужит проповеди, или воспитанию, или вообще улучшению мира" - это изначально направить свою лодку на те подводные камни, на которые напарывались корабли куда покрупнее моего - например, Гоголь, Толстой, Маяковский... но и на своём скромном опыте достаточно получил уже шишек на этом поприще, притом шишек бесполезных и для меня как художника, и для потенциального зрителя-читателя
кое-что удалось выразить здесь: http://www.proza.ru/2003/03/02-24
это опять-таки курсовая эпохи Литинститута, на сей раз то ли по эстетике, то ли по психологии творчества, но висит здесь не просто за полученную отличную оценку

если о том же "Великане" - нам самим прежде всего было по кайфу над ним работать, мне писать и ставить, детям - играть
мы прежде всего получали удовольствие от процесса
это не гедонизм, конечно, ибо удовольствие удовольствию рознь
у нас был труд, были мои авторские сомнения и терзания, была пахота на репетициях, были временные разочарования, преодоление какого-то внутреннего сопротивления, напряжённый поиск - но всё это было в радость, даже самая трудная и, казалось бы, неудачная репетиция
поэтому и всем зрителям тоже пришлось по кайфу
вот так как-то...

Николай Пинчук   06.01.2017 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.