Глава 7. Биржа балансов и дров

 
 На Бирже балансов и дров , как я уже докладывал выше , работали только заключенные , - политические и уголовники . Их приводили в эту зону партиями по пятьдесят-шестъдесят человек и выпускали в свободную от конвоиров зону.
 Охранники , а тем более самоохранники в зоне Биржи балансов и дров не появлялись , охраняли с вышек, которых по периметру Биржи было понастроено до чертовой матери.
 Подчинялись заключенные бригадирам-блатным , коих было предостаточно ! - которые сами хоть и не работали физически за бригаду , но полновесный план выбивали для работяг-фрайеров. И это было выгодно для всех сторон .
 
 Совсем недавно я посмотрел фильм 'Беспредел' о современной зоне , которая для меня сегодня недоступна... И в том фильме какой-то очкарик толкает такую речугу : ' Долой блатных , которые живут за счет работяг! '...
 Постой, сценарист, не вертитесь колеса! Режиссер , нажми на тормоза !.. Разве вам не известно , что блатные тоже работают? Что не все блатные живут за счет фраеров!..
 В Сегежлаге блатные работали , но только на 'хлебных' должностях. Как-то: бригадир , зав.библиотекой , дежурным по кухне , шеф-поваром , хлеборезчиком и на прочих подобных точках ...
 Да , в свое время , настоящим блатным работать запрещалось - непреложный зонный закон воровской веры !
 Но это было при царском режиме , когда жандармы - держиморды и сами поддерживали этот закон .Тогда не сажали блатных в карцеры ,где даже сердце отмерзало , а не то что легкие , почки , селезенки и прочая требуха...Тогда блатным ,- да и политическим тоже ! - относились более бережно ...
 Но, когда начался сталинский беспредел , блатным стало страшно, - за отказ от работы бросали в карцер , 'трюмали', где они вымораживались пачками , вымирали тысячами , но закон , принятый на большом толковище , чтили ...
 И чтили до тех пор , пока какой-то особенно уважаемый вор в законе ,-случилось это в конце тридцатых в начале сороковых годов XX века! - собрал новое толковище где-то по Москвой , на малине , и доложил обстановку, таким же как и он сам простым ворам в законе. И было принято решение: это на воле он вор в законе, в лагере он - блатной! А блатному разрешается работать, но, в определенных областях. И с тех пор этот закон действует неукоснительно...
 
 Биржа балансов и дров , - это сырье для всего Бумкомбината , - сюда поступает 'лес', то есть древесина огромными партиями , которая превращается в целлюлозу , а целлюлоза - в бумагу. Прочную серую бумагу для пошивки спецмешков, пригодных для различных сыпучих товаров: круп , сахара , цемента , строительного песка и прочего . Даже макаронные изделия пытались в них затолкать!
 Сложный производственный процесс , я разъясню при помощи нескольких строк , - путь от бревна до бумаги долгий и мучительный .
 Работали на той Бирже и вольняшки. Двадцать шесть человек. На пять -шесть тысяч заключенных всего двадцать шесть . Вольняшкам , как и зэкам , платили ' шамашедшие бабки ', и попасть туда на работу можно было только по блату . По блату я и попал.
 Однажды , - все случаи начинаются со слова ' однажды ' и я не хочу выпендриваться , выискивая подходящее слово! - в 'Электролабораторию', где я работал после окончания ремеслухи , пришел Михаил Матвеевич Быкоян - я его знал еще с одесских посиделок , а потом , - с сегежских .
 Пацанва называла его Горбатым . Но горбатым был не он , а его жена-мегера . У Мегеры горб был действительно страшенный : взгляд злой-презлой , губы тонкие-претонкие , нос - крючком ! Страшилище , одним словом !
 Говорили , Быкоян с нею живет только потому , что она владеет тайной его тёмного прошлого?!
 Действительно , очень страшную тайну хранила Мегера !.. О ней я узнал через много-много лет после того , как Сталин отбросил копыта , а сам я перебрался в Севастополь .
 Капни она в те дни кому следует, мало бы Быкояну не было! Запросто могли расстрелять .
 А дело было так : захандрил Михаил Быкоян и по пьяному делу распустил руки ! Да так , что своей жене-уродине фитиль под глаз поставил , а потом ... Потом он собрал многочисленные портреты-плакаты вождей - центральное место на которых было отведено товарищу Сталину! - обоссал их , стараясь струей попасть Вождю в глаз , и... сжёг. Всех пролетарских вождей ! Всех до одного!
 Мегера синяк и прочие побои муженьку простила , но все равно обиду затаила , и держала , на всякий случай своего благоверного на 'крючке': разведись он с ней , стукнула бы отцу - тот был крупной шишкой при московском НКВД.
 Отец и дочь-мегера сразу выделили - глаз положили! - на Быкояна , этого армянского красавца , еще тогда , когда папан главе группы инспекторов да с дочерью-горбуньей , посетили Беломоро-Балтийский канал!
 Он-то и поженил красавца-армянина на своей молодой мегерочке . Уж какие он слова применил при этом, неизвестно. Только после той инспекционной поездки , Быкояна этапировали в столицу нашей родины Москву , и там Мишаня Быюян , и мегерочка сочетались законным браком .
 А в качестве свадебного подарка , подарил энкавэдэшник московский Мишане должность : по мановению волшебной палочки Быкоян из просто хорошего электрика , превратился в главного энергетика Сегежского целлюлозно-бумажного юмбината.
 Как справлялся Быкоян с такой должностью? Очень просто , - множество специалистов отсиживало в Сегеже свой срок , и Быкоян не стеснялся обращаться к ним за помощью...
 
 Так на чем мы остановились? А на том, что ко мне в лабораторию пришел Быкоян и спросил :
 - Максим , хочешь работать на Бирже балансов и дров?
 - Еще бы! Хочу и очень!
 Что я получал в той 'Электролаборатории' , хоть и ходил в белом халате !? Мал-мала , прожиточный минимум наскребал ! А на Бирже... Да любой из работяг, предложи ему такое , тотчас, не раздумывая , согласился бы ! Я, - не исключение !
 - Лады . Я переговорюс Фимой Эрблатом !
 Ефим Эрблат - главный энергетик Сегежского бумкомбината , впервые в истории 'бумагоделки' , был лично приглашен Перепелкиным еще тогда, когда Эрблат учился на четвертом курсе Ленинградского университета - доканчивал учебу , будучи давно главным!
 Вводил его в курс дела, бывший главный энергетик из расконвоированных зэков , к тому времени уже освобожденный досрочно , Мишаня Быкоян , ставший , - ' выбирай, что хочешь, в пределах комбината! ' - главным энергетиком Биржи балансов и дров .
 А я - самым молодым - в ту пору мне было шестнадцать с гаком! - бригадиром на ' золотой ' высоковольтной подстанции на Бирже балансов и дров .
 
 Бывший Главный энергетик Сегежского целлюлозно-бумажного комбината Ефим Эрблат , отзовись ! Или , - пусть отзовутся дети . Первенец , кажется девочка , родилась чуть ли не на моих глазах . Во всяком случае , я находился в это время в роддоме , где по просьбе Быкояна ремонтировал кроватку-грелку для недоношенных детей.
 За работу бутылку 'шила' , достав из-под полы , Эрблат всучил мне самолично - я ж артачился , брать не хотел, Быкоян же предупреждал! Но я не устоял .
 А Эрблату вручила - это я делаю предположение! - спирт-ректификат его молоденькая жена , которая работала в этой многоэтажной больнице врачом , но в данный момент - рожала семимесячную девочку для которой я и мордовался над кроваткой-грелкой!


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.