Ещё раз о фильме Вся королевская рать
Эту печальную новость я узнал из Интернета.
Там же была опубликована её краткая биография и перечень фильмов в которых она снималась. Не буду их перечислять, думаю зрители старшего поколения их прекрасно помнят.
Речь пойдёт о многосерийном телефильме "ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ" снятого Белорусским
телевидением в 1971 году.
Не знаю, по ошибке, или с чьей-то подачи, но режиссёром-постановщиком фильма, в статье, назван Михаил Козаков.
Ну, если бы я был человеком "с улицы", не знавшим ничего о режиссёре-постановщике этого фильма, я бы всё принял за чистую монету, тем более, что зрители не очень помнят имена малоизвестных режиссёров.
Но так уж случилось, что мне довелось принимать непосредственное участие в начальной стадии постановки фильма и конечно быть в курсе всего происходившего.
Прошло почти сорок лет с той поры и НЕКОТОРЫМ показалось, что свидетелей того времени наверное не осталось на этой грешной земле. НО....
Ищу в Интернете материал о фильме "Вся королевская рать".
Читаю: Поставлен в 1971 году. Режиссёры - постановщики Наум Ардашников, Александр Гуткович.
На один и тот же фильм нашлись уже два дополнительных постановщика, ( Козаков и Ардашников) но основной, постановщик Фильма - человек о котором почему-то стараются не упоминать, а если и упоминают, то задвигают на второй план - АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВИЧ ГУТКОВИЧ - Заслуженный деятель искусств, Лауреат Государственной премии Белоруссии.
Итак по порядку:
Вспоминает бывший Главный редактор редакции "ТЕЛЕФИЛЬМ" Белорусского телевидения
ГРИГОРИЙ ГЛУХОВСКИЙ.
В 1968 году в журнале "НОВЫЙ МИР" был напечатан перевод романа американского
писателя РОБЕРТА ПЕНН УОРЕНА - "ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ".
Мы, конечно, все его прочитали. Роман потрясающий. Но у меня и в голове
не было, чтобы его экранизировать.Снимать Америку в наших условиях???
Всё началось с Александра Гутковича. Он был первым, кто написал сценарий и
предложил его в Главную редакцию литературно-драматических программ Белорусского
телевидения для постановки телевизионного спектакля.
Естественно, редакции это оказалось не под силу и они вышли на руководство
Гостелерадио БССР с предложением, отдать этот сценарий "ТЕЛЕФИЛЬМу" для произ-
водства полнометражного художественного фильма.
Должен сказать, что работавший в то время Председателем Гостелерадио БССР -
Вячеслав Полесский - ухватился за это предложение. Ещё бы, можно убить сразу
двух зайцев: обличить американскую действительность, её выборную систему и
конечно же показать, как Белорусское телевидение понимает свою роль в про-
паганде идей марксизма-ленинизма.
Но для постановки фильма нужны были деньги, которых у нас просто не было.
Мало того, у нас не было никакой материальной базы, ни павильонов,ни кинокамер...
Я был категорически против постановки фильма, но меня никто не слушал.
Дело дошло до ЦК партии. Там отдел агитации и пропаганды тоже ухватился
за это предложение и в срочном порядке нашёл деньги (в ту пору не маленькие).
Наконец, появилась ещё одна проблема. Оказывается на "МОСФИЛЬМе" режиссёр
Станислав Ростоцкий, тоже дал заявку на постановку этого фильма.
Вот здесь уже было дело принципа.
В дело вмешался первый секретарь ЦК - Пётр Миронович Машеров.
Он позвонил в ЦК КПСС заведующему отдела культуры - Шауро и проблема была
решена в пользу Белоруссии.
Так-как у нас возможностей для съёмок не было,снимать фильм было решено в Москве, на базе киностудии "МОСФИЛЬМ".
Вспоминает МИХАИЛ ГАНКИН
Пока готовились к съёмкам, режиссёр Гуткович, предложил мне работать у него Ассистетом режиссёра по актёрам.( В последствии меня сменил Валерий Жигалко )
Александр Захарович уже приблизительно наметил, актёров на главные роли,
но нужно было ещё их принципиальное согласие.
Первому я позвонил артисту Михаилу Козакову, с предложением одной из главных ролей, роли журналиста Джека Бурдена.
Оказалось, что Козаков тоже прочёл роман и именно эту роль он хотел бы сыграть.
Он так загорелся,что срочно выехал в Минск, чтобы не дай бог, эту роль не перехватили другие артисты.
В один из понедельников (у нас по понедельникам проходили планёрки) Козаков появился
на телевидении лично и выступил перед коллективом студии с просьбой:
"Если вы мне доверите эту роль, я сделаю всё, чтобы оправдать ваше доверие".
Вспоминает бывший Главный редактор "ТЕЛЕФИЛЬМа"
ГРИГОРИЙ ГЛУХОВСКИЙ
Когда вопрос о производстве художественного фильма "ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ" был решён, мы создали съёмочную группу:
Автор сценария и режиссёр-постановщик АЛЕКСАНДР ГУТКОВИЧ (Белоруссия))
Кинооператор-постановщик НАУМ АРДАШНИКОВ (Мосфильм)
Второй режиссёр - ВЛАДИМИР ОРЛОВ (Белоруссия)
Директор картины - ДАНИИЛ НЕЖИНСКИЙ (Белоруссия)
По предложению А.Гутковича утвердили исполнителей Главных ролей:
ПАВЛА ЛУСПЕКАЕВА, МИХАИЛА КОЗАКОВА, РОСТИСЛАВА ПЛЯТТА, ОЛЕГА ЕФРЕМОВА,
ТАТЬЯНУ ЛАВРОВУ, АЛЛУ ДЕМИДОВУ, ЛЬВА ДУРОВА, БОРИСА ИВАНОВА, ЕВГЕНИЯ ЕВСТИГНЕЕВА.
Третьего Января 1970 года мы приступили к работе.
Когда было отснято уже треть материала, нас постигло большое несчастье.
18 Апреля скоропостижно скончался исполнитель Главной роли - губернатора
Вилли Старка - артист Ленинградского БДТ - ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ.
Всё нужно было начинать сначала.
Вспоминает второй режиссёр
ВЛАДИМИР ОРЛОВ
Мне ночью позвонил Александр Захарович Гуткович в панике, что делать?
Нужно срочно искать замену на эту роль. Он дал мне установку найти не
просто замену, а фигуру известную, значимую.
На эту роль у нас пробовались сразу три Главных режиссёра московских
театров А.ПОПОВ, Ю.ЛЮБИМОВ, О.ЕФРЕМОВ. Артисты: А.ДЖИГАРХАНЯН, С.БОНДАРЧУК, МАРКОВ.
По настойчивой просьбе М.Козакова, выбор пал на ГЕОРГИЯ ЖЖЁНОВА.
Вспоминает ассистент режиссёра
ВАЛЕРИЙ ЖИГАЛКО
У Гутковича был удивительный нюх на артистов. Это был тонкий, чувствующий драмотургию человек. Это был актёрский режиссёр и светлой души человек.
Вспоминает МИХАИЛ ГАНКИН
Нужно отдать должное М.Козакову. Он блестяще сыграл роль, но и крови попортил режиссёру очень много.
Дело в том, что Козаков в то время, заканчивал свою актёрскую деятельность и очень рвался в режиссуру, вот и решил использовать момент, чтобы стать сопостановщиком фильма.
- Кто такой Гуткович, какой-то бобруйский еврей, кто его знает? - говорил он.
Это я привёл всех актёров...
Но Гуткович не соглашался на сопостановку.
Тогда Козаков начал настоящую травлю Гутковича.
Он занимался дискредитацией режиссёра на съёмочной площадке,звонил в Минск, жаловался руководству (нашёл себе сообщника, Главного редактора "ТЕЛЕФИЛЬМа" Глуховского, который тоже недолюбливал Гутковича) мотивируя, что Гуткович не справится с постановкой фильма и что Козаков готов ему помочь.
Когда съёмки фильма были закончены и оставался только монтаж, Козакову
вместе с Глуховским, удалось убедить руководство Гостелерадио, благо там работали люди ничего не понимающие в кино, что фильм нужно спасать, монтаж должен делать другой, более опытный и профессиональный режиссёр. (Козаков имел ввиду себя)!!!
И Гуткович был отстранён от монтажа фильма.
Через много лет,в одном из интервью с ВИКТОРОМ ТОПАЛЛЕРОМ, М.Козаков признался:
- Я очень хотел сниматься в картине «Вся королевская рать» по роману Роберта Пен Уоррена. Такой роли у меня, кстати, больше и не было никогда в кино. Психологическая, тонкая роль. Близкая мне роль.
И мало того, я там еще занимался отчасти и режиссурой.!!!
( Так вот откуда ноги растут )прим. Мих.ГАН.
Но сопостановку Козакову всё же не дали. Фильм поручили монтировать оператору-постановщику НАУМУ АРДАШНИКОВУ.
Конечно решение было "гениальное".Киноператор-постановщик никогда не занимается монтажём картины. Но Ардашников согласился.
АРДАШНИКОВ с помощью своего друга, известного кинорежиссёра Юлия Райзмана,конечно смонтировал фильм и в титрах оказался первым (по алфавиту).
В титрах фильма так и написали: Постановка АРДАШНИКОВА и ГУТКОВИЧА.
У Гутковича "Украли победу".
В дальнейшем, когда фильм прошёл с большим успехом, все те, кто мешал и "ставил палки в колёса" пожинали лавры без зазрения совести.(Получали призы,ездили на фестивали,выслушивали диферамбы)
Но беды Гутковича на этом не закончились. В газете "ПРАВДА" появился
фельетон, о финансовых злоупотреблениях директора картины Д.Нежинского во время производства фильма.
Нежинского осудили на 6 лет, а Гутковича едва не исключили из партии за потерю бдительности.
Оказывается он ещё и виноват,что директор картины Нежинский (кстати, назначенный Глуховским) оказался не чистым на руку.
Александр Захарович Гуткович умер в 1989 году.
Ушли из жизни О.Ефремов, А.Папанов, Г.Жжёнов,Р.Плятт,Б.Иванов,Е.Евстигнеев,Т.Лаврова и многие другие великие актёры снимавшиеся в этом фильме.
Единственный, кто и сегодня пожинает лавры - это Михаил Козаков.
На каждом своём выступлении он вспоминает фильм "ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ",
показывает кадры из фильма в своём рекламном киноролике, но имени режиссёра никогда не называет.
И конечно же, ставит себе в заслугу постановку фильма.
P.S. В 1999 году я снял документальный фильм "Одна судьба ценою в жизнь" о жизни и творчестве Александра Захаровича Гутковича.
Интервью с участниками фильма вошли в данную статью.
За прошедшее время ушёл из жизни бывший Гл. редактор "Телефильма"
Г.И. Глуховский, интервью с которым я брал в 1999 году во время
съёмок фильма, умерла Старшая сестра Александра Захаровича - Елизавета.
Семья Гутковича уехала на ПМЖ в США.
Германия, Франкфурт на Майне 2007 год.
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ 22 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА НА 77 ГОДУ ЖИЗНИ СКОНЧАЛСЯ МИХАИЛ КОЗАКОВ.
Пусть бог ему всё простит.
Свидетельство о публикации №207071600120
Роман "Вся Королевская рать" входит в список моих любимейших книг.
Телесериал не устарел, не архаичен, сделан великолепно.
Каким бы ни был Казаков человеком, роль Джека Бёрдена он сыграл блестяще.
Его герой вышел на первый план в фильме в связи с многогранностью интерпретации образа и мастерской работой актёра. Запомнилось его трагическое лицо крупным планом после смерти судьи, который оказался его отцом и который погиб по вине Джека.
Жжёнов проигрывает Казакову в фильме из-за одноплановости и примитивности актёрских красок.
Хороши Плятт, Лаврова, Демидова.
Прекрасное кино делали в СССР. ПРЕКРАСНОЕ.
Вера Никольская 11.07.2021 23:53 Заявить о нарушении