Страсти по Марии

Действующие лица:


Мария
Елизавета
Автор
Лестер
Яков
Аннетта
Стражники

Скончавшись, герои превращаются в Призраков этих же героев.
Это – вымысел автора. Эти события могли бы произойти, если бы…

А к т I

С ц е н а I

Занавес закрыт. На авансцену выходит А в т о р. Это в равной степени может быть как мужчина, так и женщина. На А в т о р е темно бордовые одежды и туфли на каблуке. Каждый его шаг, как стук сердца, глухо отдается по всему зрительному залу. У него через край льется жизненная энергия. С другой стороны выходит М а р и я и становится на центр сцены. На М а р и и черная глухая кофта с длинными клешоными рукавами, как и на Е л и з а в е т е, длинная темно серая, едва клешоная юбка с огромными черными цветами, черные балетные тапочки и большой деревянный крест на шее. Ее волосы распущены. Она ослепительно красива, затмевает собой всех вокруг. Со стороны М а р и и выходит Е л и з а в е т а и становится чуть поодаль ее. Е л и з а в е т а одета в такую же кофту, длинную черную юбку с разрезом выше колен и огромными темно-серыми нарисованными цветами, практически невидимую мантию с фиолетовым отблеском и черные балетные тапочки. На ее голове едва заметная, но ярко искрящаяся корона, волосы также распущены. Она недурна собой, в какой-то мере даже привлекательна, но ее нельзя назвать красивой, и на фоне Марии она немного теряется. А в т о р, после своего второго монолога, уходит за занавес, а М а р и я и Е л и з а в е т а расходятся в разные стороны и, когда занавес откроется, уйдут за кулисы.

А в т о р. Забавы, круговерть, походы в церковь…
В душе живет спокойная любовь.
Вернее чувств быть может только прелесть
Ночных объятий… В сердце льется вновь,
Бурля и закипая, молодая кровь.
Играя и резвясь, полушутя, полузабавно,
Ты замечаешь лейтмотив любви,
Но горячо, в какой-то мере даже славно,
Ты делишься одинокой мечтой.
Как будто до тебя доносится одной,
Одной лишь только нотой бытие.
Оно вернее необъятной страсти,
А ты бежишь и не оглянешься.
Ведь цель есть счастье.
Вечность молитв приходящих во храм,
Но вперед ты пропускаешь лишь дам.
А остальные остаются позади -
Но ты к блаженству их души веди.

М а р и я. Может быть, я снова позабылась
В беспросветной беспробудной тьме…
Я от общества постылого закрылась
Одеялом верноподданной мне мгле.
Может быть, зима свежее лета?
Не понять нам прелести весны.
Зимой – листьев, летом – снега…
Жаль, но не нашли сегодня мы.
Может быть, одно лишь чувство рвется
Жаждет видеть и услышать голоса…
Только сердце жаркое в груди все бьется,
Только по груди вьется коса.
Может быть, сидеть мне в этом плене,
Такой противной и сырой тюрьме,
Где не попаду клинком по вене,
Где не протечь весенней талой воде?

Е л и з а в е т а (нараспев). Мария на заре умерла,
Мария душу свою продала.
Мария: рай или ад?
Мария – мир огнем объят!
Мария умрет на рассвете
При огненном пламенном свете -
Палач занесет свой меч,
Голова покатится с плеч.
Она меня предала,
Но я ей престол не дала.
Мария готовила заговор,
А я вынесла приговор…

А в т о р. Зачем мечтой пренебрегать?
Зачем от вечности сбегать?
Зачем рушить мирской покой
Мечтой, всего одной мечтой?
Не травы колосятся скопом,
Не тишину пронзает криком,
Не вечность вечностью огней,
Как будто в мире нет друзей -
Ворвется ворон в небеса!
И, как с картинного холста,
Минутой правды тихой нити
Ложатся на землю святые лити…

С ц е н а I I

Открывается занавес. В глубине сцены стоят два стола, слева, чуть ближе, трон, перед ним, на авансцене, маленький пуфик. На троне сидит А в т о р. Он встает, оглядывается по сторонам, замечает зрителей, идет к ним. Внезапно на авансцене появляется Л е с т е р, а после монолога также внезапно исчезает. Л е с т е р одет неброско: черная рубашка заправлена в черные же брюки, черные балетные тапочки.

Л е с т е р. Ты умрешь сегодня, на рассвете:
Солнце встретишь и умрешь.
И, закрыв твои глаза рукой,
Долго буду на тебя смотреть я.
Поцелую я тебя в холодны губы,
И мертвенный взгляд запомню я,
Бледность щек, упавшую ресницу.
За руку возьму тебя,
Отведу к Воротам Рая,
И пущу в далекий, светлый путь.
По дороге ты пойдешь, не обернешься,
Не захочешь на меня взглянуть.
Посмотрю я, как дойдешь ты,
И обратно на землю спущусь.
Знаю. Ты за мной следишь оттуда.
И тебе я помашу рукой.
Знаю. Скоро и за мной придут.
Отведут к тебе, мы будем вместе…
Навеки, навсегда…

А в т о р. Восьмого Февраля под утро,
Чуть только солнышко взошло,
Казнили королеву
По имени Мария Стюарт.
Претендовав по праву на престол
Короны Англии великой,
Сидела в заточении она
У королевы Лизаветы.
Елизавета Первая сама
Была жестока, но любима.
И подписав в числе других бумаг
Приказ о казни... Но Мария,
Не потеряв ей Богом данной чести,
Не уронив достоинства своего,
С поднятой гордо головою
Прошла на эшафот... И нет ее...
Марии нет... Так страшно! Нет Марии!..

Во время монолога свет падает только на А в т о р а, сцена в темноте. Автор уходит.

С ц е н а I I I

Свет падает на трон. На нем сидит Е л и з а в е т а. С т р а ж н и к и вводят М а р и ю под руки. С т р а ж н и к и одеты в черные струящиеся балахоны с капюшонами, полностью закрывающими их лица. М а р и я останавливается на центре сцены, умоляюще смотрит на С т р а ж н и к о в, те отходят и становятся по бокам от Е л и з а в е т ы.

М а р и я. О милосердный Иисус, руки твои, простертые здесь, на кресте, обращены ко всему живому. Осени же и меня своей любящей дланью, и отпусти мне мои прегрешения. Аминь.

Е л и з а в е т а разворачивает свиток, который все время лежал у нее на коленях, читает его.

Е л и з а в е т а. Названная Мария Стюарт, притязающая на корону сего, Английского королевства, неоднократно измышляла сама, и одобрила измышленные другими планы извести или убить священную особу королевы Елизаветы.

М а р и я встает, идет к пуфику, снимает с себя крест, кладет его на пуфик, целует. С т р а ж н и к и берут ее под руки, уводят к столам, встают вплотную друг к другу, раскрывают свои мантии и полностью закрывают ими М а р и ю. Е л и з а в е т а встает с трона, подходит к пуфику, берет крест, прижимает его к груди и идет к М а р и и. Трон в темноте. В это время С т р а ж н и к и расступаются. На столах лежит М а р и я, накрытая белым покрывалом. Она мертва: из-под покрывала видна кисть ее руки и растрепанные волосы. Е л и з а в е т а падает перед ней на колени, сдирает с себя корону, отбрасывает ее. С т р а ж н и к и снова раскрывают свои мантии, но через несколько секунд расступаются. М а р и и уже нет. С т р а ж н и к и уходят.

С ц е н а I V

Е л и з а в е т а встает. Свет падает на трон. На нем сидит А в т о р. Е л и з а в е т а встает сзади трона и берется за него руками.

П р и з р а к М а р и и (голос). Я умерла...

А в т о р. Вчера, сегодня, завтра...
Какая разница? Быть может,
Мы умерли уже давно.
И эта оболочка лишь душа.
Ведь кажется: над пропастью стоим мы,
Идем по лезвию ножа,
И каждый шаг наш
Свыше предначертан.
Какая разница, когда умрем мы?
Ведь там такая жизнь...
Не искупить нам всей вины пред Богом,
Когда грешили мы далеко,
В жизни той,
В той пропасти, куда свалиться
Нам не позволила душа.
И каждый взгляд , движение, и жест
Записывает сам Всевышний в Книгу Судеб,
И если мы несем нам непосильный крест
Нам предначертана щедрая награда.
А свой крест мы должны нести
Как будто птица гордая
С небес на землю смотрит.
И птицей той как раз и будешь ты,
Неся свой крест, свою мечту, свое забвенье...
Люби же жизнь!
Люби любое проявленье!
И в радости, и в горе
Старайся ты найти хоть капельку того креста,
Который был так бережно и чутко
Даден свыше...
Кто знает?
Может быть, мы умерли уже давно...

А в т о р встает, Е л и з а в е т а садится на трон. А в т о р поднимает корону и бережно надевает ее на голову Е л и з а в е т ы, поправляет складки ее мантии. А в т о р уходит.

Е л и з а в е т а. Мария умерла.
Так жаль, что нет ее сегодня с нами.
О умерших не говорят
Плохих и чуждых слов.
Ушла она в тот мир,
В заоблачные дали,
Туда, где ангелы летают
Без оков.
О Боже!
Ошибалась я серьезно,
Когда приказ тот подписала:
Своими же руками убила я сестру,
Я головы ее лишила.
Сестра, прости меня!
О Господи, прости!
В тебя все влюблены -
Ты так красива -
От мала до велика
Все мужчины.
Ты им снишься.
И грезится им
Облик твой...
Твои глаза, Мария,
Я вижу до сих пор.
Они передо мной стоят.
С немым укором
Ты взираешь на меня,
Мария...

П р и з р а к М а р и и (голос). Елизавета...

Е л и з а в е т а. Мария!
О Боже! Кажется схожу с ума я!
Мария! Нет, не может быть!
Мария умерла уже давно,
И прах ее рассеяли над полем...

П р и з р а к М а р и и (голос). Елизавета...

Е л и з а в е т а. И все же я схожу с ума:
Я этот голос на протяженье стольких лет
Все слышу в голове.
И все же я хочу туда, к Марии,
К сестре моей, которую я жизни
Своими же руками и лишила.
Но Мария должна простить меня!
Я - королева!
Она всего лишь верная рабыня.
И подчиниться мне должна.
Мария, ты должна!
Ты всех лишила сна,
И ни в кого не влюблена...
Мужчинам всем
Ты в женах грезишься.
И все хотят тебя, Мария,
Видеть в кружевной фате.
А жениха тебе представить
Так нетрудно:
Граф Лестер -
Он любимец всех придворных дам,
Все сходят от него с ума,
И даже я готова броситься
К нему в объятья...
Но ты, Мария, холодна,
Как глыба льда.
И сердце растопить твое
Не может даже он.
Его бы попросила,
Была бы ты его женой,
Однако ничего тебе не надо!
Ты видишь только царский трон.
Так знай: его ты не получишь!
Скорее ты сгниешь в тюрьме,
Иль голову тебе отрубят...
О Господи! Да с кем я говорю?
Сама с собой. Марии нет.
А я схожу с ума...

П р и з р а к М а р и и (голос). Елизавета...

А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. Жизнь – какое чудное слово!
Его не описать пером –
Его надо прожить.
Прожить не просто так –
Прожить с умом.
Задачи, цели ставим,
Но не ответим на вопрос:
Зачем живем?
Зачем нам жизнь дана?
Чтобы прожить как человек,
Чтобы остаться человеком,
Не деградировать,
И не лишиться чтоб ума…
Зачем нам жизнь дана?

С ц е н а V

Вбегает запыхавшийся 1 – ы й С т р а ж н и к.

1 - ы й с т р а ж н и к. Ваше сиятельство! Вам письмо.

Е л и з а в е т а. Я не хочу никого видеть;
Я не хочу никого слышать;
Я не хочу никаких писем.
А впрочем... Что за письмо? Кто осмелился мне его отправить?

1 - ы й с т р а ж н и к. Ваше величество, это письмо от графа Лестера.

Е л и з а в е т а. Читай!

Свет падает на столы. На них стоит Л е с т е р. Теперь на нем вместо черной рубашки – белая, но в остальном все осталось так, как и было.

Л е с т е р. Ваше величество,
Я долго не осмеливался отправить вам сие письмо,
Но на все есть воля Божья.
Он покарает вас, Елизавета.
Убить, не просто человека, а кровную сестру!
Жители всей Англии не верят,
Что вы способны на такой поступок.
Ваше величество,
Я право не знаю, что и сказать.
Убить Марию смог бы даже раб,
Зачем же душу так марать свою?
И кровью ваши руки облиты с тех самых пор,
Как голова ее упала с плеч.
Ей умирать не страшно было.
А вам? Подумайте, Елизавета.
Ведь Мария не убила никого,
А вы? Вы сами? Вы убили!
Корона Англии великой
Принадлежать не будет вам!
Носить ее вы не достойны!
Сын Марии -
Вот в чьей власти скоро будет вся страна.
Ждите, ждите, Лизавета.
Он подрастет, окрепнет и свергнет с трона вас!
И безгранична будет власть его!
Он - мученик.
Вот кто достоин сего.
Елизавета, помните мои слова.
Я их на ветер не бросаю.
Я говорю лишь то, что будет.
История известна мне.
Я вижу то, что не дано другим.
Вот сын Марии, будущий король,
Объединит два королевства он в одно,
Которым название будет дано:
Великая Англия,
Великобритания.

Затемнение. На авансцену выходит А в т о р.

А в т о р. Это все неправильно,
Это не должно быть.
Жизнь - игра иллюзии.
А все мы – парадокс.
Игра случайностей,
Встреч и расставаний.
Может быть, когда-нибудь
Время то придет:
Мысли в русло точности
Направят лица маний.
И обругает вечность
Забитого Пьеро.
Поймут простые люди,
Что в жизни нам дано!
Из расставаний века
Придем мы в век скитаний…
И, может быть, когда-нибудь
Замолкнет род людской.

С ц е н а V I

А в т о р. Волна за волною,
Чайки гурьбою,
Лоно природы,
Облака над рекою.
Вечная дружба,
Верная служба.
Камень о камень,
О берег прибой.
Скачет олень
В чаще лесной,
Между собой
Играют огнем
Верные спутники
Ночью и днем,
Поют о нем,
Говорят о нем
Вечные узники
Тюрьмы сырой.
Он говорит,
Он кричит:
«Стой, постой!»
Он сидит,
Он лежит
На земле пустой.
Но в любви
Он признаться
Не сможет порой.
Окон горящих огни -
С ними расстаться
Он не смог.
Он глядит издали.
Сигарет туман…
Его глаза обжег
Вечный и верный обман…

Е л и з а в е т а. Он прав. О Господи! Он прав!
Я близорука, ничего не вижу.
Меня же свергнут,
Но престол не будет пуст:
Его займет Марии сын!

П р и з р а к М а р и и (голос). Елизавета...

Е л и з а в е т а. Опять она.
Она меня терзает каждый вечер.
Я сна не знаю уже столько лет.
Мария, будь ты проклята вовек!

Свет падает на столы. На них стоит П р и з р а к М а р и и. Теперь на ней балахон, подобный тем, которые были на С т р а ж н и к а х, но только с одним отличием: ее балахон искрится и слегка отдает светло-серым оттенком.

П р и з р а к М а р и и. Она права, ах как она права!
Быть мной так трудно иногда.
Ее люблю и ненавижу я.
Меня терзают страшные сомненья:
Она его убьет...
Мой бедный сын!
Мой Яков!
Мой король!
Елизавета, что ты делаешь?
Опомнись!
Одну уж душу загубила ты,
Но не трави вторую - я прошу.
Я умоляю, Лизавета!
Услышь меня.
Хоть ты меня убила, но верю:
Помнишь ты меня,
И в памяти своей хранишь
Ты кровь, которую на плахе
Так долго отмывали после казни...
Елизавета, погубила ты меня!
Оставь же сына моего в покое.
Своею смертью ты умрешь -
Я вижу.
Никто не станет пачкать твоей кровью руки.
Опомнись! Ты умрешь,
А на престол взойдет мой сын.
Объединит два королевства он в одно,
Которым название будет дано:
Великая Англия,
Великобритания.

Е л и з а в е т а. Что ты такое говоришь? Тебя не слышу я!
Я не могу, не буду, не хочу!..
Да будь ты проклята, Мария!
Не будет так, как говоришь ты.
Не будет, слышишь?
Мне кажется,
Что я к тебе уже привыкла.
Я каждый вечер говорю с тобой.
Мария, ты пойми,
Я ведь хочу, чтоб наше королевство
Осталось лучшею страною на земле.
Вот Лестер, друг мой старый,
Тоже говорит:
"Державою великой будем мы,
Но только вместе со страной,
В которой правит сын Марии."
Да пойми же ты, Мария:
Шотландия и Англия
Не будут вместе никогда!
Поверь мне на слово, Мария.
Уж что-то понимаю я в государственных делах.

П р и з р а к М а р и и. Елизавета.
Да опомнись наконец!
Ведь даже Лестер видит правду.
Открой глаза, смотри:
Мой сын объединит два королевства,
Ведь разорившейся страной мы были раньше,
Теперь же все изменится, поверь,
Теперь дадим мы всем державам жару,
Даже Россия не сможет устоять!
Елизавета, я прошу тебя, пойми:
Я сына родила не для того,
Чтоб он державой управлял,
А по любви...
Да, да, поверь мне: я любила...
Я не глыба льда!
Но только сердце растопить мое никто не может,
Не по силам сие и графу.
Он – игрушка в твоих руках.
Мой бедный граф!
Но речь ведь не о нем.
Елизавета, посмотри кругом:
Тебя хотят все свергнуть -
Ты на престоле не нужна.
Тебя ведь душат мысли о войне.
Ты разоришь страну.
Умри скорей!..
Твоя Мария.

Затемнение на трон.

С ц е н а V I I

Выходит А в т о р. В руках у него горящий поднос.

А в т о р. Попробуй повернуть жизнь вспять,
Попробуй отойти от бытия.
От солнца до луны всего лишь шаг.
От вечности до мига - два пути.
Наполни впечатлениями день,
Сомкни уста: послушай небеса.
И покажи гадалке линии руки.
Попробуй, попади свинцом в висок!
Но вены рук порежет тот клинок.
Идти по жизни, глаз не поднимая,
Служить царю за вечность и покой.
Асфальт дороги пробивая,
Стремится к солнцу маленький росток.
И, смерти посмотрев в глаза,
Смеяться над своим существованьем.
Планета держится на трех китах,
Но выше них стоит любви порок,
Порок неугасимой вечной страсти.
Угрюмо смотрит солнце на восток.
Конец всем мукам.
Лишения нам дарят небеса.
Согнулся ты под весом тяжкого креста.
Но знай, что жалости поддаться нам нельзя,
И также нам нельзя отринуть совесть.
И мы плывем по окрещенным тем морям,
И по бушующим просторам,
И по пенящимся волнам.
Вдруг вдалеке забрезжит свет,
Рука с небес протянется на землю.
Греховным мыслям должен сказать: «нет!»
А выбрать должен волю…
Волю, а не сотни долгих лет
В тюрьме и в заточенье.
Ты должен, должен выбрать крест,
Который пронести с достоинством ты сможешь…
Елизавета умерла,
Когда узнала весть одну:
Что Яков Первый,
Наточив в опотчевальне нож,
Решил убить ее,
И трон занять.
Себя он видит королем давно,
Остановить его не может ничего.
И кто осмелится против него
Пойти или сказать,
Того распнут на католическом кресте.
Такого Лизавета вынести уж боле не могла.
И умерла.
Она тот самый яд,
Который Яков приготовил,
Выпила, и умерла сама.

А в т о р ставит поднос на авансцену. Он отходит к краю сцены. П р и з р а к М а р и и спускается со столов. У нее в руках свечи, капюшон наброшен на голову и полностью скрывает ее лицо. Появляется П р и з р а к Е л и з а в е т ы, одетый в такую же мантию, как и П р и з р а к М а р и и, и тоже со свечами в руках. Танцуют. Во время танца они скидывают с себя капюшоны. После танца они замирают: П р и з р а к Е л и з а в е т ы стоит на коленях со сложенными в молитве руками, П р и з р а к М а р и и склоняется над ней. А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. О души умерших, Мария и Елизавета,
Нашедшие приют во стенах храма.
С порочной страстью отдают себя
Служенью вере Богом данной.
Они без умолку поют о том грехе,
Который на земле когда-то совершили.
Одна из них была когда-то королевой,
Другая - в заточенье у нее сидела.
Но ветром их принесло во стены храма.
Из ниоткуда появляются они в ночи,
Уходят в никуда, с лучами солнца растворяясь.
Не совершившие тогда,
В той жизни, дел своих печальных,
Уходят в никуда, в рассвет,
В полночной дымке оживая...

А в т о р надевает на П р и з р а к о в М а р и и и Е л и з а в е т ы капюшоны, дает им в руки свечи, которые те поставили на пол. Берет в руки поднос.

А в т о р. Они нашли друг друга там, на небесах.
Мария странницей была,
Елизавета - королевой.
Узнать друг друга трудно было им,
А уж простить, тем паче,
Невозможно!

А в т о р уходит и уносит вместе с собой поднос. Затемнение.

А к т I I

С ц е н а I

Сцена ярко освещена. Выходит Я к о в, немного погодя из другой кулисы - Л е с т е р. На Я к о в е темно-серая искрящаяся рубашка, черные облегающие брюки и черные балетные тапочки. Л е с т е р одет как и прежде.

Я к о в. Елизавета умерла,
Но трон не будет пуст.
Теперь же его займу я!
И короля жесточе, беспощадней
Не будет на земле!
Ведь никогда не знала Англия
Правителя такого,
Каким я буду.
Я собираюсь покарать
Предателей, изменщиков, лгунов -
Всех, чья воля будет против
Царской власти.
Щадить я не намерен никого.
Друг мой, граф Лестер,
Распорядись, чтобы ее сожгли.
Елизавета жестока была:
Она убила мою мать,
Она ей голову снесла.
Душа ее не будет никогда
В том мире.
В аду она сгорит,
А на земле сожжем ее мы тело -
Все справедливо,
Лестер, верный друг...
Однако сомневаюсь я,
Насколько верен ты мне
После того, когда
Предал мою Марию.
Все, хватит!
Вольна птица я теперь!
Я не намерен слушать праведных речей.
Теперь же сам себе хозяин я.
Не надо больше притворяться.
Я - король!
Своею властью наслаждаться
Я теперь могу.
Итак, теперь мы перейдем к делам.
Мой друг, мой Лестер,
Я хочу, чтоб лучшая красотка королевства
Служила у меня.
Как бишь, ее зовут?
Ах, да, кажется, Аннетта!..
И вот еще что:
За любое воровство иль кражу
Я буду вешать без приказа!
За убийство буду голову рубить.
А за предательство лишать и рук, и ног.
Последнее касается тебя, мой друг.
Иль враг - не знаю, как тебя теперь уж называть.
Да, Лестер, и не забудь
Повесить в спальне у меня
Портрет Марии.
Ну что же ты стоишь?
Ты можешь быть свободным. Иди!

Я к о в уходит. На авансцену выходит А в т о р.

А в т о р. Он спустился на землю,
Он снизошел до людей,
Кого-то всего лишь обидел,
Но ранил намного сильней.
В них просыпается ярость
К двуличным и жадным псам.
Он, нехорошо улыбаясь,
Плетью бил по рукам и ногам.
Где же ты, Ангел Хранитель?
Явись к нам из радужных снов!
Но, в холодном поту просыпаясь,
Они все понимают без слов.

Л е с т е р. Романтика. Чувства. Снобизм.
Лишенья. Опасность. Ужас. И смерть.
Семь самых важных,
Но неверно зыбких лет
Провел в заточении псов,
До крови жадных.
Уплыл мой корабль.
Жизни уж нет.
Место под солнцем ищу до сих пор.
И верю, что это не вздор!

А в т о р. Открой окно в грядущий мир!
Вдохни же свежесть летней ночи!
И пусть старинный вещий лир
Расставит на твоем пути все точки.
Могучий мудрый Дуремар
Покроет мраком тихий вечер.
И жизнь твоя похожа на кошмар…
И нынешнее время раны нам не лечит…
Мир полон красок и любви -
Сорви печали грубой маску!
Нажми на газ… и улети!
Монмартер у костра вселяет в душу ласку.

С ц е н а I I

Затемнение, только Л е с т е р ярко освещен.

Л е с т е р. Он сведет меня с ума.
Он еще хуже, беспощаднее Елизаветы.
Уж она умела одними лишь глазами
Жечь, испепелять...
Зачем не умер я?
И почему остался здесь?
Ушел бы странствовать,
И не было бы дня, когда б не пожалел об этом.
О, этот Яков, я убью его!
Не побоюсь я руки замарать.
Мария, я не верю,
Что это сын твой.
Не нужен Англии такой правитель.
Он разорит страну.
Уж я-то вижу.
Нет. Нет! Убить его. Убить!
Мария, я не смогу с собою справиться!
Мария, прости заранее меня.

Свет падает на столы. На них стоит П р и з р а к М а р и и.

П р и з р а к М а р и и. Я слышу голос твой,
Мой бедный граф.
Признаться, я сама не ожидала
Такой жестокости от сына моего.
Но убивать не надо никого.
Не видишь, этот трон и так уж облит кровью.
Не надо душу лишнюю губить.
Мой сын плохого ничего пока не сделал вам,
Но час придет:
И первую жертву он убьет.
И только тогда,
Мой бедный граф Лестер,
Ты сможешь убить
Кинжалом в сердце его.
Ему судьбою заготована такая участь:
Он не погибнет сам,
Пока другого человека не убьет.
Мой граф, мой Лестер,
Ты найдешь кинжал,
Как только время то придет,
И он убьет...

Л е с т е р. Мария, ты жестока!

П р и з р а к М а р и и. Да, я переменилась.
Я теперь жестока.
Но знай, что в сердце у меня
Пока еще горит огонь.
Он теплится...
Не тронь его, не тронь!

П р и з р а к М а р и и сходит со столов и танцует с Л е с т е р о м. В танце они уходят за кулисы. А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. Мохнатый серый зверь
Копает лапой снег:
Из носа хлещет кровь.
Тюрьму себе он роет.
Ему кровь морду моет.
Его глаза - два красных уголька.
Он в ярости слепой
Все роет, роет снег.
Тюрьма или могила?
Неведомая сила
Хлыстом терзает раненую кожу.
А он все верит!
Знает он, что может
Прорыть могилу самому себе!
Других чувств у него уж нет.
А путь исканий тянется на век.
Нет, то не лютый злобный зверь!
То человек!
Я знаю: человек… Поверь.

С ц е н а I I I

Сцена ярко освещена. Появляется А н н е т т а: писаная красавица. На ней серебристый эластичный костюм (как у балерин) и свободная белая шелковая юбка, волосы завязаны в тугой пучок. А н н е т т а танцует.

А н н е т т а. Что за дворец!
Прекрасен он.
Чудес я видела на свете мало.
Друзья мои, позвольте я представлюсь вам:
Аннетта.
Все королевство говорит,
Что девушки красивее меня
Во всем вы мире не найдете.
Меня прислал сюда
Прелестный граф.
И ублажать я буду короля...
Подумать только!
О таком я даже не мечтала.
Мой король, ну где же вы?
Я жду!

Я к о в выбегает из-за кулис.

Я к о в. О Боже мой,
Красавица какая!
Меня прельстили вы давно,
И я за вами наблюдаю.
Аннетта, милая моя,
Пойдемте,
Покажу я вам опотчевальню.

А н н е т т а с Я к о в о м идут в другую кулису, потом проходят через задник и снова появляются на сцене. В это время на авансцене появляется А в т о р.

А в т о р. Лаврово-терновый венец.
Ты наповал сражен успехом.
Везеньям пришел конец.
Ударь по времени кастетом!
Терзает душу мудрый Сирин.
Любви и ласки не получишь -
Теперь у смерти ты в плену.
Богатство свое по ветру распустишь.
Лиха беда начало, верный друг.
От жизни ждал во многом ты успеха.
Ударила судьба, когда не ожидал,
Вот ведь потеха!
Ты знаешь: жить тебе осталось два часа.
Ненужных действ не совершай ты в это время.
Из женских волос тугая коса,
И омут вечно зеленых глаз.
В последние минуты жизни
Предстала пред тобой она…
Землю греет солнца лучик…
Как будто над тобой смеется тихо
Судьба-хитрюга и проклятый случай.

С ц е н а I V

А н н е т т а. Мне с вами хорошо так,
Мой король.
Любви такой
Не знала никогда я.
Как хорошо!
Посмотрите,
Какая красота вокруг!
А там река.

А н н е т т а забирается на столы и заглядывает за них.

Я к о в, Аннетта, стой!
Ты упадешь туда!
Не надо,
Ты не становись на тот обрыв.
О, Лестер,
Что вы делаете, здесь, мой друг?

Появляется Л е с т е р. Он сначала делает вид, что не замечает их, а потом, когда Я к о в его окликнул, картинно радуется встрече.

Л е с т е р. Я гуляю,
Я здесь бываю каждый вечер.
О, Аннетта, вы не находите,
Красоты здешних мест?

А н н е т т а. Граф Лестер, добрый вечер.
Да, здесь красиво.
Вы посмотрите вниз:
Там вся река искрится в лунном свете,
Туманом залит тот далекий берег,
И серебрится ручеек, впадая в Темзу,
И рыбка плещется в чернеющей воде...
А мне бы полететь...
Но человек летать не может,
Человек - земное существо.
И страсти у него свои.
Ведь человек - он дик.
Он, как животное, как волк,
Вокруг да около он ходит,
Он ищет свое место в жизни,
Но часто не находит...
Такой была Мария...

Я к о в. Да как ты смеешь говорить так о Марии!
Она прекраснее людей всех на земле.
Она - единственная женщина на свете!
И покоряюсь полностью я ей.
Еще хоть слово скажешь супротив нее -
Тебя не защитит уж более никто!
Тебя убью я за одно лишь слово!
И разговоры ты вести свои не будешь.
Мария в памяти моей живет.
И не погибнет никогда,
Пока живу я!

Л е с т е р. Ну что ж, пожалуй я пойду.
Спокойной ночи, мой король.
Спокойной ночи, милая Аннетта.

Л е с т е р уходит.

А н н е т т а. Нет, и все же, что не говори,
Мария сумасшедшая была.
Такой шанс появляется единожды.
Мария ведь сама не знала, на что шла.
Глупо!..

Внезапно на столах появляется А в т о р.

А в т о р. Фантасмагория -
Улыбка вечности,
И смех больных людей,
Любимец старости,
Ловушка для зверей,
Молитва радости,
Блеск фатальных огней,
Светит ярко луна,
И полночь на заре…

А в т о р также внезапно исчезает.

Я к о в. Остановись!
О ком ты говоришь?
О Марии!
Совсем с ума сошла!
Я убью тебя!
Не побоюсь я никого,
И даже Бога самого.
Никто не смеет говорить так о Марии.
О матери моей!

Я к о в начинает душить А н н е т т у.

А н н е т т а. Мой Яков!
Мой король!
О Боже, что ты делаешь? Опомнись!
Мой король!

После бесплодных попыток задушить свою недавнюю обоже, Я к о в сталкивает ее с обрыва. А в т о р выходит на авансцену.
А в т о р. А мы все врем сами себе,
Что мы живем в век мира и добра.
И мы поем о загнанной мечте,
О дальних городах…
И пыльная дорога нас зовет,
Но не спешим -
Мы взвешиваем «за» и «против»,
И «против» остается в большинстве,
И боль утраты души корчит,
И гарь былого сажею коптит.
И сыч негордый с дерева глядит,
Неясыть прожитого дня
Нас ночью темною манит.
Лес в непроглядной гуще бурелома.
Страх перед смертью пуще призрачного грома.
Легка на первый взгляд задача,
Но труден путь.
Нам полной грудью больше не вдохнуть.
Трава росою хлещет по ногам.
Лик Богородицы глядит вслед нам.
Пылая, пляшут язычки огня.
Поступки завтрашнего дня
Семь раз отмерили вчера.

С ц е н а V

Я к о в. Так будет лучше
Для тебя и для меня...
Для нас, для всех...

Я к о в уходит.

С ц е н а V I

Л е с т е р, запыхавшись, выбегает на сцену и что-то ищет. На столах появляется П р и з р а к М а р и и.

П р и з р а к М а р и и. Ищи кинжал.
Он спрятан рядом с троном.
Ищи, и ты найдешь его, ищи!..

На авансцену выходит А в т о р.

А в т о р. От дня до ночи.
Рассвет – закат.
Расставь все точки
И восклицанья знак.
Вот птица в небе.
Вот рыбка в море.
Плывет заветный
Кораблик в горе.
Однажды утром,
Открыв глаза,
Весну увидишь,
Но в сердце пустота.
Душа, скитаясь,
Придет к пути.
Но от развилки
Не уйти:
Направо жизнь;
Налево смерть;
А прямо долг,
А вместе с долгом честь…
Иссиня черный балахон.
До ненависти шаг остался.
Любовью пройденных дорог
Ты от бесчувствия спасался.

С ц е н а V I I

В полутемноте появляются П р и з р а к и Е л и з а в е т ы и А н н е т т ы. П р и з р а к А н н е т т ы одет также, как и П р и з р а к и Е л и з а в е т ы и М а р и и.

П р и з р а к Е л и з а в е т ы. Я видела Марию тут, в аду.
Она скрывается от всех.
Не хочет она, что бы кто-нибудь ее увидел тут.
Мария умерла,
Но не попала в Рай.
Значит, в чем-то провинилась,
За что-то жарится, горит в огне она.
За что? За что?!..

П р и з р а к А н н е т т ы. Предала она тебя, Елизавета.
Согрешила она с графом тем.
И сына родила.
Тебе ведь неугодно было,
Что б граф Лестер мужем был ее.
Любит он ее, Елизавета,
В памяти своей хранит
Облик он ее священный.
Но не знает он, что Яков - сын его.
А Мария пусть горит в аду.
Мне ее не жалко.
Пусть горит!..

Входит П р и з р а к М а р и и. Завидев его, П р и з р а к Е л и з а в е т ы убегает.

П р и з р а к М а р и и. Ты что-то говорила обо мне, Аннетта?
Ты что-то знаешь?
Так по какому праву судишь ты меня?
Кто позволял тебе?
Ну, говори!

П р и з р а к А н н е т т ы. Елизавета...

П р и з р а к М а р и и. Ах, ну да...
Она же судеб всех вершительницей стала.
Она же королева.
Верю, верю...
Однако здесь другой закон.
И пусть забудет про меня Елизавета.
А что с тем самым графом?
Видела его ты?

П р и з р а к А н н е т т ы. Граф Лестер?..

П р и з р а к М а р и и. Не смеши меня.
Он никакой не граф!
А так, лишь притворяется дворянством.
Запутался он окончательно,
И им руководить сейчас возможно.
Он думает: история ему известна!
Он думает: руководит людьми,
Как пешками на шахматной доске!
Не так, все далеко не так!
Руковожу я им сама.
И я диктую правила ему.
Он, как собака, предан мне.
Ей Богу. Это ведь смешно!

Затемнение. А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. Ты бежишь,
А она догоняет.
По пятам за тобой: след в след.
За руку хватает,
Уйти не дает,
Мучает, терзает -
И исхода другого нет.
Ведь судьба - интересная штука.
У нее своя игра.
В кошки мышки с тобой.
Хоп... И поймала тебя.
Ну а сопротивляться нету сил.
И ты идешь,
Так низко голову склоня,
А она обнимает за плечи...
Не бывает ужаснее дня,
Чем когда в стальные сети судьбы
Попадаешь.
И ни сна, ни покоя не знаешь.
Ручеек, поворот и холмы -
Все есть в жизни беспутной твоей.
От судьбы не сумеешь сбежать:
Она догонит, настигнет тебя...
И нечего уж будет скрывать...
Тот, кто поступил хорошо,
Попадает в Рай.
Там плескается в солнечном свете.
И улыбкой своей одаряет
Всех людей на земле, на планете.
А согреши единожды:
Провалишься под землю.
И будешь ты гореть в огне
И стыдно, но смиренно...
Другой ведь участи тебе уж не найти.
Другой путь выбирается с рожденья.
Судьба-плутовка, ты мне подари
Жизни, смерти выбор
Для счастья...
Для смиренья...

А в т о р уходит.

С ц е н а V I I I

Свет падает на столы. На них лежит Я к о в.

Я к о в. Так будет лучше.
Жить не будет на земле Аннетта...
И Лестер...
Я убью его!
Я ядом напою его.

Я к о в засыпает. Появляется Л е с т е р. Он тихо подкрадывается к Я к о в у и вонзает в него кинжал. Выбегает П р и з р а к М а р и и.

П р и з р а к М а р и и. Ты убил его!
Ты убил его!
Он - твой сын!
Ты убил своего сына!
Убийца! Убийца!

А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. Многого уже не повернуть -
Ведь время – оно, как в болоте муть.
Взобраться на вершину,
И завести машину
Жизни…
Понять
Глубины,
Смыслы и снова бежать,
Лететь и опять
Упасть…
Но жить
И любить,
А главное - творить
Искусство!
Нежное томное чувство
Терзает душу…
Но снова в лужу,
А не в океан…
Опять обман,
Опять былая мудрость
Уйдет,
А в душу сырость
Проход найдет…
Высокопарные речи вести не надо,
Сокровища души зарыты где-то глубоко:
Они не рядом,
Они от тебя далеко…
Мягкий теплый уют родного крова…
Опять и снова…

А в т о р уходит.

С ц е н а I X

Неожиданно на столах появляются П р и з р а к и М а р и и и Е л и з а в е т ы, по бокам от них П р и з р а к и Я к о в а и А н н е т т ы. Свет падает на трон, который стоит на центре сцены, на нем сидит Л е с т е р. П р и з р а к Я к о в а одет как и остальные П р и з р а к и.

Л е с т е р. Почему так страшно жить?
Почему так страшно ждать?
Ждать случая, судьбы…
Ведь неизвестно, что случится завтра.
А, может быть, уже сегодня я умру,
А, может быть, погибнут завтра люди все -
Ведь неизвестно, что там будет…
Будет завтра?
Или сегодня мы все уйдем в тот мир,
В иной,
Туда, где нет злости и добра,
Туда, где люди все равны
Перед Судом,
Судом Господнем…
Но сегодня мы все еще пока живем…
И я живу. Я вместе с вами!
Люди, я вас люблю!
Если бы вы только знали,
Как счастлив я, что до сих пор живу…

Свет падает на трон: на нем сидит А в т о р.

А в т о р. Мост несбывшихся надежд.
Камень в пропасть нудных лет.
Мысли к солнцу о мечте:
В жизни лишний человек.
По мосту, как по плацу,
Сгорбив спину, ходишь.
Медленно убить мечту -
Вот что ты так хочешь!

На несколько секунд свет полностью гаснет, а когда включается – А в т о р а уже нет на сцене. Л е с т е р убегает от П р и з р а к о в на авансцену, но они догоняют его и утаскивают за столы. А в т о р выходит на авансцену.

А в т о р. Ничто не вечно на земле...
Пройдут года, погаснет пламя...
Ничто не вечно на земле:
Ни жизнь, ни смерть,
Ни первый вдох...
Ах, как печально, как печально
Смотреть, как застывает кровь...
Промчится год,
Надгробий больше, больше...
И отчего-то плохо мне.
И сам я не пойму,
Что так меня терзает...
Все здесь возможно, на земле
Горит, пылает пламя жизни,
Пока живешь ты,
Сам живешь!
Не кто-нибудь другой,
А ты!
Гори, гори, огонь моей души!
Не угасай, гори, гори!

Затемнение. На сцене стоят все герои.

Занавес

Стилистика речи и цензура - Павлова Е.


Рецензии