Аватара. Глава 2

 Глава2. Скифы.

 … Римских посланников скифы встречали в Херсонесской бухте. Все табели о рангах были соблюдены, делегацию встречающих возглавлял один из ближайших царедворцев Давилоса - могучий воин, в полном боевом облачении на таком же огромном, но красивом статью вороном коне. Позади этой впечатляющей пары группами стояли другие придворные, приехавшие по такому случаю из столицы скифского царства, и простые любопытные горожане. Сам город Херсонес, как и бухта, полная торговых кораблей и рыбацких лодок под парусами, были также принаряжены и украшены. Все должно производить впечатление того, что прибытию римлян здесь очень даже рады и довольны.
 ( г. Херсонес – в 5-1 вв. до н.э. античный полис, с 1 в. аристократич. Респ., зависимая от Рима, с 4 в. – от Византии…
Развалины древнего города можно и сегодня найти на окраине совр. Севастополя.
Руины стен с башнями, кварталов, храмов, театра, мастерских и др. С 1978г. там был образован Государственный историко – археологический Заповедник. Примеч. Автора).
 Делегация римлян наоборот, отличалась скромностью, даже римские корабли не сильно впечатлили встречающих своими размерами, правда разукрашены они были сверх меры, подчеркивая то, что прибыли не бедные родственники, а представители могущественной империи. И главные римские делегаты тоже были одеты скромно и по-дорожному, за исключением Римского Наместника, который статью и блеском доспехов вряд ли уступал военачальнику скифов, сенатор Великого Рима был в простой и демократичной тоге, белого цвета. Мирный, мол я, ребята, мирный и пушистый … Но весь в белом, как полубог! ...
Вместе с Наместником прибыла когорта его личной охраны, все в доспехах и при оружии, даже шлемы, украшенные конскими хвостами, надели, хотя солнце припекало прилично, но ритуал прибытия был соблюден во всей красе. Ритор и римский сенатор осматривал панораму античного города с удовольствием, отсюда, из тихой гавани впечатляли красивыми формами белоснежные здания театра, блестели на солнце купола храмов и даже на причалах Херсонесской бухты царили чистота и порядок.
« Да, приятны первые впечатления, весьма… Конечно, это далеко не Рим, гораздо меньший город, но какой-то весь сияющий и чистый … не то, что Вечный Город, с целыми кварталами нечистот из-за плохой работы канализации, населенных плебсом … Ну, в большом городе и проблемы всегда немалые, а тут - дивно! … Пока!» - думал, глядя на приближающуюся набережную посол Рима. Уже ощущались ароматы, доносимые несильным ветром, дующим с недалеких и невысоких гор, скорее – предгорий Кавказских хребтов.
« Посмотрим, что сулит встреча с самим царем этого народа, точнее – нескольких народов…» - пронеслась у ритора последняя мысль перед тем, как римский корабль мягко ткнулся в причальный пирс с обмотанными пеньковыми канатами бортами…
 
 Увидеться с Давилосом римлянам пришлось лишь на следующий день. Да и то, вначале их перевезли в Пантикапей, город пограничный, наполовину населенный скифами. Здесь было какое-то празднование, в честь местных богов и божеств, с жертвоприношениями и варварскими ритуалами. Эти зрелища были непривычны и необычны даже для повидавших всякое римлян, видевших разные земли и народы. Воистину, зрелища были столь захватывающими, что никто из римской делегации и не думал о невнимании к своей роли и собственной персоне, почет и уважение оказывалось им наивысшее. А посмотреть было на что … Одни только конные скачки с перехватываниями друг у друга призового барана участниками, под азартные крики зрителей, так увлекли римлян, что они и не увидели появления царя. Лишь всегда настороженный Наместник, снявший сегодня воинскую амуницию и надевший пурпурный хитон и накидку от палящего солнца, подал знак соотечественникам. Скифский царь появился на трибунах в перерыве скачек, перед началом состязаний в гонках на колесницах на этом природном ипподроме, широкой и ровной крымской степи с видневшимися неподалеку горами. Вид со зрительских трибун был великолепный, как и кони, запряженные в колесницы, стоявшие на стартовой линии по пять в ряд, тремя шеренгами.
 Повинуясь толчку в бок, глава римской делегации повернул направо голову и увидел приближающего к ним богатыря-военачальника, сопровождавшего их от самого Херсонеса. Скиф, весело блеснув раскосыми черными глазами и показав в улыбке великолепные, крупные и крепкие зубы, сказал:
 - Вас, уважаемые гости, приглашает в свою ложу наш царь! – скиф сопроводил приглашение широким жестом могучей руки и сделал почтительный полупоклон перед Клавдием и Наместником.
 - Благодарим за приглашение, мы рады этому и поспешаем … - с достоинством ответил ритор, у него, как и у скифа так же весело блестели глаза, состязания явно понравились римлянину, но веселость уже сменялась озабоченностью, политику не терпелось встретиться с правителем этого благословенного края, красоты которого весьма пришлись ему, да и остальным римлянам тоже, по нраву. И на второй день своего пребывания на скифской земле прибывшие с визитом не переставали дивиться богатству и красоте увиденной земли и ее городов, римлян трудно чем-то удивить, но Давилосу это удалось, чувствовалось, что маршрут поездки и показанные гостям достопримечательности были тщательно продуманы и спланированы заранее.
 Подойдя по тесному проходу к невысоким дверцам в царскую ложу, обитую красивой тканью и отороченную неизвестными мехами, сопровождающий толкнул створки дверцы и отступил в сторону, молча сделав приглашающий жест. Несколько римлян вошли вслед за скифом.
Царь сидел на отдельном возвышении, чуть ниже располагались женщина, довольно молодая и очень красивая, с узким разрезом глаз, как и у сопровождающего римлян человека, а также двое подростков, мальчик и девочка, очень похожая на черноволосую женщину. Римляне поняли, что царь прибыл на празднества вместе с членами своей семьи. Такое начало аудиенции обещало теплый прием, но само присутствие царской семьи как-то не располагало к разговорам на серьезные темы, наоборот – показывало лишь радушие встречающей стороны при первом знакомстве с прибывшими посланниками.
 - Великий царь, Римская республика прислала нас в твои владения для выражения нашего почтения и заверяет царя скифских народов о совершенном своем уважении к тебе, царь, к членам твоей семьи и вашему народу! – так обратился сенатор к Давилосу и протянул левую руку чуть в сторону, а правую прижал к груди и склонил голову, приветствуя присутствующих. В левую ладонь ему вложили свиток, который Фулла протянул уже двумя руками царю.
 - Вот наши верительные грамоты от римского Сената - добавил иноземный политик и впервые взглянул прямо на сидящего в безмолвии скифского царя. Перед ним сидел человек, почти до глаз заросший густой бородой на крупной голове, сидящей на крепкой шее, переходящей в широкие плечи, фигура сидящего правителя была мощной, а вот ноги царя едва доставали до дощатого настила трибун. На голове у царя не было короны или другого царского отличия, лишь грива русых, слегка выгоревших на солнце волос, схваченных золотой лентой, как у обычного горожанина. Царские одежды были поистине царскими, расшиты красиво и богато. Столкнувшись с царским взором, Клавдий снова склонил в поклоне свою голову и подумал про себя:
« Да уж, этот не меньше как античный герой, может даже и полубог … Какая сила и ум во взгляде. Царский взгляд, определенно - царский …»
 - Прошу располагаться в моих апартаментах посланников Великого Рима и наших гостей – царь показал рукой на сиденья справа от себя – будьте, как у себя дома …
Давайте посмотрим состязания, а о делах поговорим завтра. Мои дети очень просили показать им эти соревнования, они и правда увлекательны. У нас великолепные кони, скифы любят коней, многие с малого возраста в седле. Давайте посмотрим…
 Царь взмахнул рукой, и распорядитель гонок ударил в колокол, давая сигнал о начале состязаний. Первые колесницы рванули вперед, к победе …


Рецензии