Исторические этюды. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

 ЭТОТ ЭТЮД Я ДОЛЖНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАТЬ 29 ИЮНЯ,
НО 26 ИЮНЯ АВТОР СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ И БЫЛО НЕ ДО ТОГО.
ОН ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ЗАКОНЧИТЬ ЗАДУМАННОЕ И НЕ УСПЕЛ НАПИСАТЬ ТОЛЬКО О ДВУХ ХРАМАХ.
 


Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Слобода Белопесоцкая.
* * *
Река Ока, всего лишь в пяти километрах от города – 10-ть минут на автобусе.
На ногах чёрные резиновые сапоги, в карманах синих телогреек коробки спичек – жечь костёр, и куски хлеба с конской колбасой в обрывке газеты.
Значит, наступила весна, значит, по Оке пошел большой лёд.
Значит, нет никаких преград, чтобы вновь увидеть это.
Автобус разворачивается на конечной остановке – МОНАСТЫРЬ – это уже давняя традиция...
Свесив ноги, мы долго сидим на тёплых полуразрушенных монастырских красных стенах.
И смотрим, смотрим словно зачарованные, как мимо нас – в 5-ти,10-ти метрах медленно-медленно проплывают огромные ноздрястые серо-голубые глыбы льда...
Сидеть мы так могли часами, пока, что-то у кого-то не отмёрзнет. Затем, кто-то не выдержав, спрыгивал на влажную, пахучую землю, достав заветные спички, разжигал крошечный костерок, и, обжаривал на нём удивительно вкусные куски хлеба с конской колбасой. И прислонившись к горячей монастырской стене, мы не торопясь, поедали эту наивкуснейшую в мире еду, вдыхая запах костерка, реки и горячих монастырских кирпичей...
А льдины всё плыли, и плыли, и плыли и Солнце радужно переливалось в их ноздреватых шкурах..., и казалось нам тогда, что вокруг ни-ко-го, а только синее, синее небо там, в непостижимой вышине и такая же синева в непостижимой глубине наших глаз, и такая же синяя, синяя вода в набухшей реке и медленно, медленно плывущие, серо-голубые, огромные льдины, а за нашими спинами тёплые красные стены древнего монастыря,.........

... а за нашими спинами тёплые красные стены древнего монастыря, полуразрушенного, изгаженного мазутом, соляркой, заваленного отвратительным хламом, кучами битого кирпича, ржавеющими кузовами полуторок, горами ржавых – клубком труб и всё это воняло бензином, какой-то кислятиной, вонючим беломором, сивушным перегаром, изрыгаемым злющими полупьяными, матерящимися шоферами и визгливо матерящимися, в ответ бабами, с накрашенными папиросами в растрескавшихся злых губах, свесивших из окон монашеских келий, свои чудовищные ярко-рыжие головы в бигудях, из окон келий,... монашеских келий,.. в которых,.. в... которых... иноки недавно,... совсем, совсем недавно,


 ...стоя смиренно на коленях пред иконою Пресвятой Троицы, с чуть теплящейся, ещё той, древней лампадой игумена Володимира, зная о предстоящем, завтра поутру, расстреле, за восточной стеной монастырской ограды, справа от Проломных ворот... братия монастыря покорно возносила Господу, чуть слышную, кроткую иноческую молитву: «Пресвятая Троице, спаси нас!»... «Преподобный Отче наш, игумене Володимере Белопесоцкий, моли Бога о нас!», «Боже, приими с миром дух наш!», «Слава Богу, за всё!».
 ........!но тогда мы ещё не задумывались об этом!..........
Бросив все дела, мы приезжали сюда за тем, чтобы, ещё неосознанно, отдать дань Величию и Красоте этого места, где триединство воды, земли и синего неба, объединялось одной духовной осью– Великой Русской Святыней – Свято-Троицким Белопесоцким монастырём.
?............а если б, случись невероятное, и мы, задумавшись, поняли – кто есть что............?

Вот уже более 500-т лет, как в, прежде Каширской, земле стоит скромная Свято-Троицкая Белопесоцкая обитель, расположенная в заповедных землях поймы реки Оки, напротив города Каширы. Из всех значительных подмосковных исторических памятников этот монастырь, несмотря на своё древнее происхождение, является едва ли не самым забытым и сведения о нём весьма скудны...
В XIV-ом веке по реке Оке проходил рубеж Русской земли. К востоку от того места, где впоследствии был основан монастырь, простирались земли, набирающего силу, Великого княжества Московского, к западу – удельного княжества Серпуховского.
Достоверно установлено, что Белопесоцкий монастырь был основан ещё во времена татаро-монгольского ига и посвящён Пресвятой Троице. В те нелёгкие годы перед единственной монастырской лампадой, устроителем обители Преподобным игуменом Володимиром, возносилась Господу горячая иноческая молитва: «Пресвятая Троице, спаси нас!»
Именно здесь, миновав, древнюю Коширу и сделал, после утомительного перехода, остановку для отдыха, на песчаном берегу Оки, князь Московский Дмитрий Иоаннович Донской. Быть может именно здесь, князь Дмитрий, вспоминая, обдумывал изречённое Преподобным Сергием напутствие-благословение, вновь повторенное при последнем прощании: «Господь Бог будет тебе помощник и защитник; Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя».
Именно здесь, на Белых Песках, для ратников места были весьма удобные для отдыха перед Великим сражением на Куликовом Поле. Именно здесь провели ночь с 22-го на 23-е августа 1380-го года, будущий победитель Куликовской битвы и его боевые сподвижники – главный воевода Боброк-Волынец, бесстрашные витязи Ослябя и Пересвет, а так же мужественный боярин Михаил Бренк.
По преданию, на месте остановки Русского войска на Белых Песках, князь Дмитрий Донской поставил позже обетный храм в честь победы на Куликовом поле. Народная молва связывает это событие с благословением Преподобного Сергия Радонежского, который и сам не раз хаживал по этой земле.
О существовании храма на месте будущего монастыря говорит древний фундамент, обнаруженный во время раскопок на том месте, где сейчас стоит монастырский храм Преподобного Сергия Радонежского.
Сохранилось вполне достоверное предание, что когда Преподобный Сергий шёл из города Серпухова через Белые Пески в город Коломну, то, весьма полюбив эти места, благословил их и, водрузив Крест на месте сем, изрёк: «Быть здесь монастырю!»
Здесь же, невдалеке от Белых Песков, есть местечко, называемое Акри и в овражке, из земли, выбивается поток хрустальной воды, который по приданию, как и в Радонежских лесах, был изведён Преподобным Сергием ударом посоха о сухую землю. Вода в нём истекает чистая, вкусная и, что главное – целебная – исцеляет с верою приходящих и пиющих и омывающих от глазных болезней и иных недугов.
При Иоанне III Каширский уезд был отдан в удел казанскому царевичу Магмет Амину, перешедшему на службу к Московскому Великому Князю. Первое упоминание о монастыре содержится в жалованной грамоте Магмет Амина, датирующейся 16 ноября 1498-м годом. Отсюда и взято время основания монастыря, хотя фактически, монастырь был основан гораздо раньше – как минимум на 50-т, а то и все 100 лет... но это лишь версия... но не лишенная основательных архивных и археологических подтверждений...
В Грамоте от 1498-го года Магмет Амин закрепляет за Свято-Троицким монастырём земельные и лесные угодья. Монастырские деревни освобождаются от суда наместников с представлением на это прав игумену монастыря. А так же монастырь и его вотчины освобождаются от пошлин и повинностей, а так же закрепляются за монастырём земельные и лесные угодья. Всё это укрепило экономические позиции Троицкого монастыря.
Монастырь в древности, находясь на рубеже Московского княжества, являл собой так же и мощное укрепительное сооружение. До наших дней сохранились фрагменты мощных кирпичных стен. Их возраст определяется приблизительно XIV – XV-ми веками.
На территории монастыря расположены ещё четыре храма.
На нынешний день монастырь приведён в удовлетворительный, внешне, порядок. Храмы, не все, правда, но большей частью, отреставрированы, территория благоустраивается. В трёх храмах периодически ведутся Литургические богослужения. В кельях насельниц организован вполне приличный быт. Имеется много мастерских, где монахини обители проходят послушания. Для художественно одарённых инокинь открыта иконописная мастерская. Так же на территории обители организовано приличное подсобное хозяйство.
Но вся эта активная деятельность стала из года в год ослабевать, потому, как 1998-й год остался позади, Пятисотлетие монастыря отмечено было весьма торжественно и чинно, политические ставки сделаны, Владыка Ювеналий достойно засветился своим благочестием, даже мэр города товарищ Ч.П., тоже что-то, не вполне вразумительно, но многозначительно высказал о культурном наследии и общечеловеческих духовных ценностях (экуменист хренов) и пр. и пр. (когда я слушаю, что говорят коммунисты, у меня полное ощущение, что я на дне моря-окияна, а вокруг меня огромные жирные рыбины за чем-то открывают рты...)
Так, что на сегодня, можно сказать о некоем затишье и духовном, к сожалению, тоже... Но – Слава Богу, за всё!!!
Коротко о храмах монастыря:
* * * * * * * * *
Надвратная церковь Святителя Николая Мирликийского.
* * *
Из описи 1753 года следует, что при входе в монастырь находится надвратная кирпичная церковь Святителя Николая, с кирпичной же колокольней над ней и часами. В 1778 году над церковью Святителя Николая была разобрана уже обветшавшая колокольня и вновь построена, ныне существующая. В 1865-м году строителем Сергием рядом с надвратной церковью Святителя Николая, с восточной стороны колокольни были устроены новые каменные Святые ворота с куполом и покрыты белым железом.
Рядом с новыми Святыми воротами были сделаны въездные ворота с калиткой.

Церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах во имя Обновления храма Воскресения Христова.
* * *
При строителе иеромонахе Афанасии (1824-1842 г.г.) усердием Михаила Ивановича и Ивана Ивановича Раевских сложена каменная церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах во имя Воскресения Христова.
Тут же на правой стороне был погребён основатель сего храма. На стене находилась деревянная чёрная доска с надписью: «Здесь покоится тело основателя храма секунд-ротмистра Михаила Ивановича Раевского, дяди моего и благодетеля. Родился в 1767-м году 14-го апреля. Скончался в 1833-м году 29-го мая. От благодарной племянницы княгини Натальи Горчаковой».
Над Святым Сергиевским колодцем (ныне приведён в порядок и расчищен – воду пил сам)
на средства Раевских была устроена каменная сень на шести столбах. Верх её был крыт медью и увенчан Крестом! Господи, сотвори им вечную память!!!

Церковь Преподобного Сергия Радонежского.
* * *
 Из описи 1753 года видно, что была церковь преподобного Сергия каменная. В 1802 году, по благословению митрополита Московского Платона, строителем иеромонахом Федулом была разобрана старая каменная церковь преподобного Сергия и в 1806 году построена новая, освящена архимандритом Иоанникием.
В 1852-м году по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского, строителем иеромонахом Максимом была возобновлена церковь Преподобного Сергия Радонежского и были устроены два новых придела: во имя Казанской иконы Божьей Матери и Святителя Николая Мирликийского

Соборный Храм Живоначальной Троицы.
* * *
Впервые упоминается в 1569-м году. Венчает храм пятиглавие и опоясывает красивая галерея. Богослужебные помещения располагаются на втором этаже храма. Внизу просторная трапезная, а так же устроен монастырский музей.
Ниже приводим несколько слов из древних летописных книг:
В поместном приказе в Каширских приказных книгах написано: «В Каширском уезде в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы, каменная, сооружение её новоначалие 1569 года, сооружати при игумене Варлаамии,… да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель Володимир». «В 1702-ом году мая в 5 день обновлена и освящена Соборная церковь Пресвятой Троицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче, ... тщанием и попечением Троице Сергиевской Лавры ... так же были собраны деньги на новый колокол»
В 1867-м году иждивением крестьянина села Озёры Максима Петровича Щербакова, соборный храм Пресвятой Троицы внутри вновь оштукатурен и расписан фряжским письмом с позолотою. А на место, почти ветхого иконостаса, поставлен новый, пятиярусный резной, позлащенный червонным золотом. Иконы в верхних 4-х ярусах написаны новым греческим письмом с позолотою, за клиросы поставлены большие позлащенные киоты.
Престол и жертвенник сделаны новые дубовые с кипарисовыми досками.
Храм Пресвятой Троицы, после столь тщательно проделанного ремонта, вновь освящён по благословению митрополита Филарета преосвященным Игнатием епископом Можайским, викарием Московским 9-го июля 1867-го года.

 Господи, Иисусе Христе, упокой душу раба Твоего Максима во Царствии Твоем!!!

В Белопесоцком монастыре хранились две святые чудотворные иконы: образ Божьей Матери «Утоли моя печали» и образ Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Издалека стекались богомольцы поклониться Святыням. В благодарность за чудеса исцелений и помощи украшали сии образа драгоценными окладами. К примеру –
общий вес ризы с драгоценными камнями иконы Иоанна Крестителя составлял 16 фунтов.
По сложившейся традиции с 1871-го года, после крестного хода совершенного по окрестностям села Малино, где свирепствовала холера, по принесении Святой иконы холера прекратилась и с того времени Крестные ходы с Чудотворной иконой совершались ежегодно с 1-го августа по 7-е августа.
* * *
На мой взгляд, взгляд человека грешного и бездуховного, в 1914-м году в монастыре произошли, казалось бы, незначительные события, но грешный автор усмотрел в них некий смысл... Имеющий ум, да разумеет...
При игумене Митрофане в 1914-м году был капитально возобновлен Троицкий собор – в нём был сделан новый пол из немецкой плитки, а главный купол собора вызолочен сусальным золотом. Промыта вся живопись и вызолочен иконостас. Из белокаменных плит сделаны дорожки между храмами, к фруктовому саду и к конному двору.
И в том же, 1914-м году, в ночь под 1 декабря на восточной башне колокольни, надвратной церкви Николая Чудотворца, случился пожар – сгорело 10-ть братских келий, проникнув в колокольню, огонь сжёг пол колокольни и балки под колоколами, вследствие, чего колокола упали на каменный пол церкви, естественно, разбившись и потрескавшись, стали непригодны к звону на них... всего их было восемь колоколов. Сгорели так же часы на колокольне... Это был конец гада ОДНА ТЫСЯЩА ДЕВЯТЬ СОТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО...
Это был конец начала, того, что спустя всего лишь пятьдесят лет, пацаны приедут к стенам монастыря, но уже другого государства, на берег Оки любоваться великолепным весенним ледоходом. Неосознанно ещё, «до поры-до времени», до осознания, страшной беды, случившейся с их Отчим Домом – они будут приезжать к тёплым красным стенам монастыря – Великой Святыни, подсознательно, детской русской Душой чувствуя, ту неуничтожимую ни чем и ни кем, Благодать Божью. Которая всем нам, русским, явно ли, тайно ли, усердием сердобольных бабушек, давалась в младенчестве при обряде крещения во Храме Божьем. И дай нам Господи, чтобы ощущение неутраченной благодати не оставляло нас РУССКИХ, ибо утратив это, мы утратим ВСЁ! Утратив Веру Православную, мы, Русские утратим себя, как нацию, как последний Богом избранный народ!!! Ибо сказано – если Россия спасётся Православием – спасётся весь мир!

Ни смотря на все мытарства, расстрелы братии монастыря, унижения, оскорбления, катастрофические разрушения, уничтожения памяти народной в сатанинских актах сожжения Священных книг, икон, искоренения самого Духа Православия в людях:
15-го ОКТЯБРЯ 1991-го ГОДА решением Ступинского горсовета народных депутатов было принято историческое решение: « О признании права собственности Русской Православной Церкви на то, что лишь одна она является законной преемницей всего имущества Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря» (чего давно нет, что уничтожено той самой властью)
18-го ИЮЛЯ 1992-го ГОДА благочинный храмов Ступинского района протоиерей Михаил Редкин провёл первое богослужение в Сергиевской церкви Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря...

P.S. И автор сих строк, ныне осмелился, грешный, убогий, не сдержавшись, поведать вам, мои дорогие, что в 1993-м году удостоился, недостойный, Милости и Благости Божьей, в сей Великой Древней Обители – Свято-Троицком Белопесоцком монастыре, получить великую честь – благословение на служение в Алтаре в качестве иподьякона, что несу, как Дар Божий и дай Бог не посрамить сию Милость ни словом, ни делом, ни помышлением!

СЛАВА БОГУ, ЗА ВСЁ! ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА, СПАСИ НАС ! СЛАВА РОССИИ !!!

* * * * 
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.