Мир Тургенева в переломленной плоскости. Душа просит

В романе Тургенева "Отцы и дети" речь идет об остром конфликте аристократов с демократами, либералов с революционерами-разночинцами. Сам Тургенев не верил в Базарова, в перспективность его дела, но он прекрасно понимал, что дети превосходят своих либералов-"отцов" даже во взглядах. В жизни Ивана Сергеевича его классовыми единомышленниками были как раз либералы, и своим произведением писатель изобличает их беспомощность и дряблость. У Базарова был единственный серьезный противник - Павел Петрович. На этом конфликте и держится идейный замысел всего романа. Это два человека - личности с силой воли и духа, каждый из которых глубоко убежден в своей правоте. Павел Петрович - образ всех консервативных дворянских либералов, он просто играет в демократию, свято поклоняясь английским манерам, английскому аристократизму. Он с презрением отзывается о естественниках-экспериментаторах: "А теперь пошли все какие-то химики да материалисты...". Павел Петрович считает, что также его принципом является и отстаивание средневековых привилегий и дворянских понятий чести. В единственном споре сперва кажется, что Базаров и Кирсанов сошлись в едином порыве: "Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры" - слова Павла Петровича о народе. "Я не стану против этого спорить, - перебил Базаров, - я даже готов согласиться, что в этом вы правы". Но у них разный подход к "народу": Павел Петрович уверен в нем, а Базаров по первому же зову будет с ним бороться. Кирсанов ведет твердую и последовательную борьбу за свои либеральные взгляды. Наряду с явной антипатией он может вызывать к себе уважение (примером тому служит благородное отношение к брату, к Фенечке). Дворянство сырало свою роль в истории, на смену им пришло другое поколение, ярчайший пример которому - Базаров. С какой-то стороны он даже является демократом: материалистические взгляды, любовь к труду и точным наукам, опытный подход к явлениям жизни, огромная сила воли, ненависть к косности. Базаров отрицает устои самодержавно-дворянской России, так как уверен в своей правоте и силе. Его нигилизм целенаправлен. Разрушение - не цель, а необходимый шаг, чтобы "место расчистить".

"Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве... и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит".Он отрицает во имя тех, кто голоден. Он любит свой народ и гордится своим происхождением: "мой дед землю пахал"... Но он не видит перспективы развития. Тургенев был сторонником постепенного реформистского преобразования России, был убежден, что революционеры-демократы хоть и являются огромной силой, скоро канут в лета.


Рецензии