Диночка
Мама слыла писаной красавицей. Прошло более полувека, а Яков Аронович отчетливо представляет ее: серые глаза в пушистых ресницах, черная толстая коса, точеная фигурка, нежный румянец на щеках. Мальвина Давидовна Кошвиц – так ее звали. Ее не стало в сорок втором. Кошвицы эвакуировались всей большой родней. Ехали медленно, но им везло: ни в одну бомбежку не попали. В ту пору Мальвине было 30 лет. Однажды она не проснулась, вот и все, до сих пор причина ее смерти неизвестна. Тело предали земле на каком-то полустанке, а ее дети: Яша и годовалая Диночка поехали с родственниками дальше, в эвакуацию. Яшка любил малышку, баловал ее и таскал на руках, за что ему часто попадало от мамы. Теперь мамы нет, а отец на фронте, значит, он, Яша, старший, а ему самому 7 лет. Клара и Поля, сестры отца, присматривают за своими детьми, у каждой из них четверо. Со смертью мамы Яша повзрослел.
Кошвицы прибыли в Среднюю Азию. Тетушки посоветовались и решили сдать сирот в детдом: своих детей не прокормить. Написали брату Арону на фронт, но ответа от него не получили.
Детей распределили в разные детские дома, но Яша часто навещал Диночку. Вместе с другом армянином Саркисом делали для девочки самодельные игрушки и старались раздобыть что-то из еды. Дина радовалась их приходам и считала, что у нее два брата: Яша и Саркис.
Отец вернулся с фронта через 3 года. Хромой, израненный, но живой. Нашел Яшу, забрал его, и они пошли за Диночкой. Яша переболел коклюшем, в детдоме был карантин, и он целый месяц не мог навещать свою любимицу. Он мечтал поскорее увидеть сестренку.
- Вашу девочку забрала мама, - сказала добродушная пожилая воспитательница, - Уже почти месяц прошел. В детдом вошла женщина с толстой черной косой, Дина закричала: «Мама!» Мы решили, что нашлась ее мама, и отдали ребенка ей. Сами понимаете, детей кормить особенно нечем, хоть одна будет устроена.
- Мамы нет уже три года, она умерла на полустанке, это чужая тетка, зачем вы отдали ей мою Диночку? - Яша плакал горькими слезами, - Вы плохие люди.
- Где эта женщина, кто она? – спросил Арон, - Имя хоть записали?
- Да. Вера Дмитриевна Антонова, а адреса нет. Решили: ни к чему, мать ведь она Диночке. И потом она сказала, что ее дом разбомбили, она поселится в Сибири у родственников.
- Эх вы! – Возмутился Арон, - В таких делах необходимо сначала разбираться. Бездушные люди! Под суд бы вас…
Арон крепко обнял Яшу, они двинулись к вокзалу, чтобы добраться до родных мест. Другого выхода не было.
Яша никак не мог утешиться. Он вспоминал худенькие ручонки сестренки, тянущиеся к нему за кусочком черствого хлеба, и плакал. Ему снилась Диночка, она умоляла его защитить ее. Слезы застилали Диночкины глаза, и Яша просыпался тоже со слезами.
Кончилось детство, потом учеба в пединституте. Яков Аронович преподавал английский язык в школе, потом в техникуме. Женился, родились три сына- богатыря, которых он назвал на букву «Д» - Давид, Дмитрий, Даниил. Только вот Дину он так и не смог найти. Арон женился, но отношения с его новой супругой у Якова Ароновича не складывались: он не любил неискренних людей. Всюду рассылал Яков письма, но про Дину Кошвиц узнать ничего не смог.
- Ида, роди мне дочку, - просил он жену, - Диночку.
- А если снова родится мальчик? Устала я от мужиков, Яша.
- Ты права, Ида, у нас могут рождаться только парни.
Назавтра Яков отправился в детдом. Накупил игрушек, сладостей. Так он поступал каждую неделю, ему казалось, что он узнает что-то о пропавшей сестренке. Он все еще представлял ее малышкой. Работники детдома знали о беде Якова и сочувствовали ему. Пытались найти Дину по своим каналам, но им это не удалось. Прошли два года. Якова Ароновича вызвала директор детдома и предложила ему:
- Яков Аронович, к нам поступила девочка чем-то похожая на вас. Странное совпадение, но девочку зовут Дина. Шествуйте над ней, может, это уменьшит ваше горе.
- Это судьба, - решил Яков, увидев малышку, и побежал к Иде на работу, хотелось скорее рассказать жене о своем решении. Ида поддержала мужа.
Так в семье Кошвиц появилась маленькая Динка. Долго ей не говорили, что она приемная, но потом пришлось рассказать: слишком много «доброжелателей» вокруг. Родители относились с ней даже лучше, чем к ребятам, баловали ее. Девочка! Динка росла неизбалованной, умной. Время текло неумолимо. Сыновья Якова женились и уехали в Израиль один за другим. Радость родителей - Диночка окончила консерваторию, стала певицей. Вышла замуж за пианиста Сашу Недельского, поменяла фамилию. Супруги Недельские ездили по России с концертной программой. Кошвицы, скучая по сыновьям и внукам, отправились в Израиль на ПМЖ.
Дина и Саша собирали полные залы, Дина Недельская прекрасно пела цыганские романсы, арии из опер и оперетт, а также русские народные песни и русские романсы. Саша родом из Новосибирска, решено было поехать туда на гастроли, чтобы пообщаться с родными. Нина Иосифовна, мама Саши, давно рассталась со своим непутевым мужем, жила одна. Визит детей для нее стал праздником.
- Диночка, можно я приглашу подружек, а вы с Сашенькой дадите им небольшой концерт?
- Конечно, буду петь по заявкам, если Саша не знает песен, буду петь а-капелла.
В квартире собралось 15 человек. Дина пела все песни, которые хотели послушать. Обстановка была теплая и домашняя, таких концертов у Дины и Саши давно не было.
Поблагодарила артистов от лица присутствующих Инна Ивановна, подруга свекрови, милая скромная женщина. Дина была просто очарована ею. Инна Ивановна аплодировала громче всех и заразительно смеялась, когда Дина пела смешные песенки. Иногда подпевала исполнительнице тихонько приятным лирическим сопрано.
- Она - музыкант? – спросила Дина у мужа.
- Была учителем пения в школе, теперь пенсионерка.
- Я поняла, что она хорошо разбирается в музыке.
Все разошлись, а Инна Ивановна осталась ночевать, ей было далеко ехать. Дина долго беседовала с ней о музыке, о композиторах, о жизни. Она оказалась глубоким и интересным человеком, Дине казалось, что они знакомы много лет. Дина поняла, что у них много общего, несмотря на разницу в возрасте и взглядах на жизнь. Они встречались еще пару раз.
- Твоя мама и Инна Ивановна - школьные подруги?- спросила Дина.
- Нет, они в роддоме познакомились, мама рожала меня, а тетя Инна – второго сына Олежку. Знаешь, она прекрасно поет, вообще, классная тетушка. Жалко, Олег теперь в Германии живет, женился на немке, мы уже давненько не виделись. Дружил я с ним, хороший парень. А старший брат его Володя в Москве, занимается космосом. Умные парни, толковые. Олег и Володя на гитаре играют, поют песни, причем собственного сочинения.
- У такой мамы и дети хорошие. Она замужем?
- Да. Дядя Гена дирижер, преподает в музучилище. Сейчас поехал к Володе в Москву. Соскучился по сыну.
Они уехали из Новосибирска, но Дина постоянно вспоминала свою новую знакомую.
- Я начинаю ревновать, - улыбнулся Саша, - Нет, чтобы ты о мужчине вспоминала, а то все время о тете Инне.
- Понимаешь, Сашка, в этой женщине есть внутреннее тепло. Мне кажется, что она похожа на моего отца: серые глаза, нос правильной формы, взгляд…
- Ты думаешь, что она его сестра. Выкинь из головы эту мысль, она – сирота, у нее были приемные родители.
- У папы сестра пропала во время войны, и ее удочерили. Папа страдал и ходил в детдом, там увидел меня. Мое имя изменило мою судьбу: папину сестру звали Диной. Надо отдать должное моим родителям, любви и ласки я получала даже больше, чем мои братья, потому что я – девочка и младшая в семье. Саша, попроси у тети Инны фото, я покажу его отцу.
- Выбрось это из головы, Диночка, такого не бывает. Ты все придумала, - ответил Саша.
Дина настояла на своем, его мама с Инной Ивановной сфотографировались. Теперь пришлось ждать гастролей в Израиле. И вот они должны были состояться. Ида не вылезала из кухни, желая порадовать дочь и зятя. Пришли все братья с семьями, состоялся великий пир.
Когда все ушли, Дина помогла маме убрать посуду и завела разговор.
- Мама, я, кажется, нашла папину сестру.
- Не говори ерунды, отец только успокоился, а ты…Не верю, что можно найти человека, потерявшегося так много лет назад. Если она жива, возможно, у нее другое имя и фамилия. Не расстраивай ни отца, ни себя, прошу тебя.
- Взгляни на фото, эту женщину зовут Инна Ивановна, она подруга моей свекрови. Тебе не кажется, что она похожа на отца?- спросила Дина.
Ида Львовна, посмотрев на фото, ахнула. Женщин на фото была точной копией Мальвины Кошвиц, только гораздо старше.
- Не показывай пока отцу, надо выяснить все до конца. А, если это просто совпадение, он умрет с горя. Я поеду в Новосибирск к Сашиной маме и встречусь с Инной.
- Что скажешь папе?
- Скажу, что сватья хочет съездить со мной на курорт, достала путевки, у нас обеих больной желудок.
- Он не отпустит тебя одну, он привык…
Ида Львовна перебила ее:
- Поедем вместе, только не говори ему ничего, прошу.
Яков Аронович от поездки отказался.
- Побуду дома, с внуками посижу. Не хочу ехать, Ида, стар я по самолетам болтаться. А ты езжай, отдохни немного, полечись, с Ниной побалагурь, давно не виделись. Я не против.
Поговорив с Инной Ивановной, Ида Львовна поняла, что перед ней действительно сестра ее мужа Дина. Но …кто же Вера Дмитриевна Антонова? Такую Инна Ивановна не знала.
-Как звали вашу приемную маму? – спросила Ида Львовна.
- Эльвира Павловна Гранич. Папу звали Иван Антонович Гранич. Знаете, давайте спросим у младшей сестры моей мамы, чтобы не сомневаться, она жива, но уже в возрасте.
Юлия Павловна, тетя Инны, обрадовалась гостям. Маленькая интеллигентная старушка с удовольствием хлопотала, подливала чай. На вопрос племянницы ответила:
- Нас было три сестры: Верочка, старшая, от первого мужа мамы, а мы с Элечкой от второго. Девичья фамилия у нас Шалаховы, а Верочка была Антонова по мужу. Она тебя и привезла. Сыночка искала, Ленечку, да не нашла, и муж у нее на фронте погиб. Элечка и Ваня тебя взяли к себе, понимали, что Верочка не успокоится, пока сына не отыщет..
- Нашла? – спросила Инна.
- Увы…Умерла через год, белокровие у нее было, и Элечка уже умерла, Ваня умер, Ленечка потерялся, муж Верочкин погиб…Даже Димочка, сыночек мой, и то умер. А я, старая и никому не нужная, до сих пор живу…За что же так? – старушка расплакалась.
- Живи, тетя, - разрешила Инна, - Что плохого в том, что тебе дарована тебе такая долгая жизнь, радуйся. За всех живи, тетя Юля. Мы тебя навещаем, и скучать не даем. Сама же не хочешь жить ни с кем, сколько тебя Аня упрашивала, Люба, я, а ты ни в какую. Теперь я поняла, почему не помню Веру. Маленькой была, когда ее не стало. Поедешь ко мне, тетя Юля?
- Зачем вам ухаживать за старухой, у вас свои дела. Не поеду, пока сама себя обслуживаю.
- Ничего, переехать к одной из нас тебе никогда не поздно. Пока, тетя Юля.
По дороге Инна сообщила:
Сын у нее был единственный, погиб, несчастный случай на работе. Навещаем ее, помогаем, а она все равно тоскует, Димку своего каждую минуту ждет. Люба, вдова Димкина, зовет ее к себе, а она… Лена, внучка, через день бывает или внук Коля…Беда!
- Все мы одиноки в жизни, а старость – страшная негодяйка, и никто от нее убежать не может, - подумала про себя Ида Львовна.
Женщины решили, что Ида пошлет Инне вызов, а мужу не скажет. Пусть это станет для него сюрпризом.
Увидев Инну, Яков сразу вскочил и бросился к ней:
- Диночка! Сестренка! Это ты, ты! Ты жива, моя любимая девочка. Ты же вылитая мамочка, вот ее фотография.
- Я тебя сразу сердцем узнала, вижу, что мы – родные, Яшенька. Я помню, ты приходил ко мне с мальчиком в детдом, правда, смутно. Его тоже братиком считала.
- Его зовут Саркис, он теперь живет в Ереване, мы переписываемся. Такой же старик, как я.
- Яша, а вдруг это совпадение, может сделать ДНК, чтобы исключить ошибку?
- Нет, не совпадение, мои глаза меня не обманывают. Нашу маму звали Мальвина Кошвиц, папу – Арон Кошвиц, а тебя звали Диной, Диночкой, я так и буду тебя называть.
- Мама Эля рассказывала, что, когда меня спросили , как зовут, я ответила – Ина, так и записали. А свое настоящее имя я забыла…Давно меня Диной не называли.
- Ида, завтра мы устроим бал в честь нашей красавицы.
- Прямо уж красавицы…, - засмущалась Инна – Дина.
- Видишь, Ида, доченька Дина принесла в наш дом радость…..нет, не могу говорить, - и Яков заплакал от счастья.
Брат и сестра проговорили до рассвета и не могли наговориться. С большим трудом Ида Львовна уложила их спать, а сама ходила по квартире на цыпочках, стараясь не шуметь. Она была уверена, эти двое теперь не расстанутся.
Ида Львовна пошла на кухню, ей предстояло испечь для Якова и Дины пирог, который любила печь их мама, рецепт пирога узнали у тети Поли. С тех пор в праздничный день этот пирог всегда на столе. Наконец-то ее муж счастлив: исполнилась самая заветная мечта Якова.
Она вошла в спальню. Яков крепко спал, а на его губах блуждала счастливая улыбка, наверно, видел во сне маму Мальвину и Диночку. Ида Львовна прикрыла мужа покрывалом, и, довольная, вышла из комнаты. Настроение у нее было отличное.
15 авг2006 Зинаида Маркина
Свидетельство о публикации №207071900371
Алексей Богословский 23.07.2007 18:34 Заявить о нарушении
Зинаида Маркина 23.07.2007 19:36 Заявить о нарушении