Пробный камень

Мы можем трактовать свободу с различных точек зрения, но цель свободы более загадочна, чем ее определение. Если цель свободы – стремление к совершенству, то не будет ли напрасным вспомнить слова Сальвадора Дали о том, что в совершенстве нет ничего хорошего –слова достаточно остроумные, для того, чтобы быть справедливыми? Можно, потягивая бренди, бросить реплику о том, что понятие совершенства настолько же относительно, как и понятие свободы. Можно, дополнив бокал, заметить, что вообще, говорить о цели чего-либо –дело довольно опасное. Так рассуждения о математическом расчете цели заставляют нас свести разговор к политическим просчетам и экономическим катастрофам и далее – к возможности блицкрига. Не лучше ли, говоря о цели, заметить, что наша личная свобода (мнимая или действительная) создает, по крайней мере, абстрактное понятие осмысленного движения – во всяком случае, без личной свободы любая цель остается мечтой. Продолжая поход по головам не замечающих того господ философов, приходим к довольно ясному положению – либо свобода служит мечте, либо мечта служит свободе. В первом случае мы имеем дело с художниками и рассказчиками – и, положим, рассказчики и художники пишут о небе и о мечте полета. Sine qua non – небо становится естественно-загадочным и манящим. В противном же случае мы сами совершаем полет в небо и становимся – прошу прощения за очередной крутой вольт в рассуждении – птицами. Вид птицы, ее облик, не так важен, но вот главный вопрос: кем бы я хотел быть: птицей или волком? Птица не ощущает своей свободы, волк же по ней тоскует – по чему же еще можно тосковать? – и его ночной вой, обращенный к небу, завораживает душу.
Cмешно думать об альтруизме волка – но далеко ли ушел от него художник, оглашающий во имя красоты мир песней об иллюзорной свободе, которую по-иному понимает парящий в небе авиатор? Рабство земной свободы и тех, кто пишет о небе, не летая в нем, тяготит того, кто – в небе.
То, что я написал сейчас, в сущности, лишь набросок, черновик. Однако, насколько важна философия? Сколько она стоит? Видимо столько, во сколько она оценивает себя сама.
Это же можно сказать и о человеке.
Рабство земной свободы и тех, кто пишет о небе, не летая в нем, тяготит тех, кто в небе.
Вспомним: Антуан де Сент - Экзюпери направил свой самолет в Средиземное море.


Рецензии
Свобода нужна человеку, чтобы быть способным любить. Нет свободы - нет любви. Но не всякий, имеющий свободу сможет любить в самом высоком смысле. Для этого требуется и ещё его воля.

Самсон   22.09.2010 20:52     Заявить о нарушении
Ок, надеюсь, формулу свобода - воля - любовь не разрушит то обстоятельство, что собственная свобода никогда не бывает достаточной, а собственная любовь - в самом лучшем смысле - бывает лишь избыточной.
Спасибо,
с ув.,
:)

Евгений Фролов   23.09.2010 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.