Ужин на траве

 Озеро, воздух и лес были подёрнуты тонкой, прозрачной, чуть зыбкой пеленой полуденного зноя. Неподвижная вода терпеливо и безмолвно принимала палящие лучи солнца. Ни единого облачка, даже намёка на него, не было на небе. Ни звука, безмолвие… Только одинокая чайка изредка пролетала над зелёной гладью и пряталась в тень.
 На берегу сидели двое: мужчина на камне, прислонясь к мощному стволу старого высокого дерева, и юноша на траве у кромки воды. Они молча смотрели на воду, и, казалось, ни о чём не думали.
 Первым прервал молчание юноша:
 - Как мне стать таким же мудрым и сильным, как Вы, Учитель?
 Учитель молчал, казалось, он не слышал обращённых к нему слов.
 На другом берегу у дерева стояла старая лодка. Видно было, давно уже на ней никто не плавал.
 - Ты хочешь быть мной, или мудрым и сильным собой?
 Юноша удивлённо вскинул на него глаза.
 - Если ты хочешь стать мной, - продолжал Учитель, - то из этого ничего не выйдет. Ты должен быть только собой. А для этого учись у жизни. Она преподаёт самые лучшие уроки.
 - Как увидеть их, и как выучить?! – воскликнул ученик.
 - Ты правильно сказал – увидеть! Вот скажи, ты видишь отсюда село?
 Ученик встал, оглянулся кругом и уверенно произнёс:
 - Нет!
 - А я вижу! Вот в этом и разница между нами. Я погружён в себя, только когда размышляю, в остальное время нахожусь здесь и сейчас. Ты же в основном занят своими чувствами и ощущениями, и оглядываешься вокруг себя только тогда, когда я тебя спрашиваю о чём-то конкретном.
 - Учитель, как Вы можете видеть село, если его здесь просто нет?!
 - Есть. Видишь между ветками того дерева, возле которого стоит лодка, виден краешек купола церкви?
 - Теперь вижу…
 - Я наблюдательнее тебя, и всё осмотрел вокруг сразу, как мы сюда пришли…
Если церковь находится вне города, то она всегда стоит в селе. И, судя по куполу, она действующая. И лодка стоит на том берегу, со стороны церкви…
 Итак, первое – это наблюдательность. Второе – внимание. Можно увидеть что-то, но не зафиксировать на этом свой ум, и увиденное уйдёт из сознания…
 - Но и этого мало, - помолчав некоторое время, сказал Учитель.
Рядом склонённая над озером ива доставала своими ветками-косами до воды, и, словно спасаясь от жары, не хотела распрямиться. Трава уже начинала сохнуть и буреть, видимо давно не было дождя. Деревья росли по склону противоположного берега, сколько хватало глаза. И не понятно было, то ли они поднимаются вверх, то ли стройными рядами идут на водопой…
 - Скажи, когда ты хочешь есть и видишь пищу, что ты делаешь?
 - Ем…
 - Да, но вначале ты её жуёшь, затем глотаешь, затем твой организм её переваривает и, наконец, усваивает все питательные элементы. Так?
 - Так, Учитель.
 - Поэтому мало увидеть, нужно ещё понять этот урок жизни, то есть «разжевать пищу», решить, что это тебе нужно и взять себе, то есть «проглотить», и, наконец, осмыслить, осознать полученную информацию путём размышлений, что соответствует стадии переваривания пищи.
 - Учитель, а я читал в одной книге, что нужно всё время, что бы ни происходило, радоваться жизни…
 Учитель внимательным долгим взглядом посмотрел на ученика.
 - Радоваться тоже нужно с умом, - сказал он и, немного подумав, развязал свой мешок.
 - Хочешь, есть? - спросил он юношу.
 - О, да, Учитель! – воскликнул тот.
 Быстро соорудив импровизированный стол, они принялись за еду.
 Над озером вновь появилась белая чайка. На этот раз она дважды нырнула в воду и напоследок, пройдясь лёгким катером пару метров, взмыла в воздух и унеслась прочь.
 - Вкусно? Нравится? – спросил Учитель.
 - Да, очень вкусно, нравится, я всегда испытываю удовольствие от еды! – жуя с наслаждением и улыбаясь, сказал ученик.
 Когда они покончили с едой, Учитель взял, лежавшее на траве перо чайки или, может быть дикой утки, и сказал:
 - А теперь возьми вот это и щекоти у себя в горле до тех пор, пока не вырвешь всё, что ты съел!
 - Учитель, я не хочу! Я так сыт! Мне так хорошо!.. Зачем?!..
 - Ты много раз просил меня дать тебе испытание на силу воли. Вот тебе и испытание, - добродушно, но твёрдо произнёс Учитель.
 - Хорошо… хорошо… я сделаю, я готов…
 Юноша собрался, отошёл в сторону и сделал всё, как велел Учитель, до полного результата…
 Учитель подошёл, потрепал по плечу, ласково оттер и умыл ему лицо.
 - Ничего, ничего… Испытание на силу воли, ты выполнил. Тем более что я знаю, как ты любишь поесть. Значит, выполнил вдвойне!.. Полежи, успокойся, отдохни, потом поешь ещё…
 Ученик икнул и чуть заметно отодвинулся…
 - Не бойся, не бойся, мы больше это делать не будем! – засмеялся Учитель. – А еды у нас ещё много, да и село рядом.
 Как бы в ответ на его слова, на другом берегу появился рыбак. Он основательно разложил все свои принадлежности, устроил сиденье, нацепил червяка и закинул удочку. После этого он, как это всегда бывает у рыбаков, надолго застыл в позе «кучера» до первого клёва или до смены наживки…
 - Некоторые люди, - заговорил Учитель, - так и живут, наслаждаясь жизнью, заглатывая эмоции, впечатления, радости, как пищу, затем впадают в тоску и уныние, когда «желудок полон», и, чтобы освободиться от отрицательных эмоций внутри, и освободить место для новых впечатлений, выбрасывают негатив на посторонних, ища виновных в своей тоске и скуке на стороне. Далее, снова «глотают» впечатления и «изрыгают» негатив. И так всю жизнь…
 - Учитель, но ведь радость…
 - Да, нужно радоваться, - вдохновенно произнёс Учитель, - но не искать всё новых и новых радостей и впечатлений, не поняв сути прежних, не «переварив» их, не усвоив, содержащейся в них для человека информации.
 - А как же нужно?..
 К рыбаку подошла белая собака, оглядевшись вокруг, она сделала круг на месте и уселась у его ног…
 Учитель, поглядел на собаку, чуть заметно улыбнулся и продолжал:
 - Во-первых, нужно всё, что бы ни происходило, приятное или неприятное, принимать с любовью и благодарностью. Затем попытаться понять – о чём это мне может говорить?
Далее нужно осознать понимаемое и поразмыслить над ним. А, сделав выводы, снова поблагодарить мысленно.
 - Это и есть усвоение? – спросил ученик.
 - Молодец, запомнил!.. Но нет, это ещё не усвоение. Усвоение – это, когда человек начинает крупицы добытого знания – «питательные элементы» - применять в своей жизни. Или делая что-то, чего он раньше не делал, или, наоборот, не делая вовсе того, что он делал раньше, или делая по-другому, более совершенно. Таким образом, человек совершенствуется. Навыки и умения становятся привычками. Вот тогда «еда» идёт на пользу! - сказал Учитель и улыбнулся.
 Ученик тоже улыбнулся и потянулся к еде.
 - Вот и аппетит появился! Главное, чтобы он был здоровый! – Учитель открыл пошире вещевой мешок и достал оттуда продукты.
 В небе появилось первое маленькое облачко. Лёгонький ветерок шевельнул ветку ивы. Чуть повеяло свежестью.
 - Поешь, и пойдём в село. К вечеру будет сильный дождь, но мы всё успеем. Слава Богу!
 - Слава Богу! – повторил ученик и принялся за еду.
 
22 июля 2007 г.

 
 


Рецензии