Открытое письмо В. Ф. Януковичу 2004 год

Шановний Віктор Федорович!..
Как было бы просто, если бы очередной представитель творческой интеллигенции, одного из наиболее прогрессивных слоёв населения, во многом определяющих общественное мнение, под воздействием бурной общественно-политической жизни в стране (психиатры бы сказали – массового психоза и в чём-то были бы правы), в свете, можно сказать, судьбоносных решений для всей Украины, тоже не остался в стороне. И вот один из наиболее популярных русскоязычных поэтов Харькова выражает искреннюю сердечную поддержку одному из кандидатов на пост в президенты («На моїх пять, щоб було десять” – укр. нар. прислівья).
Чисто по человечески так всё и выглядит. Вы – действительно достойный политик. Я – действительно известный в Харькове поэт. Вы – кандидат на пост президента. Я – представитель творческой интеллигенции. И я абсолютно искренне, осознанно и от души высказываю вам свою поддержку и желаю успехов на любом политическом поприще, независимо от того, как сложится ситуация. Удачи Вам, Виктор Фёдорович!
Всё? Спасибо за внимание. И хотя Вам, как обычному человеку, естественно, было бы приятно узнать о существовании ещё одного далеко не самого маленького представителя страны, поддерживающего вас независимо от околополитических трений, я прекрасно понимаю, что уделить внимание одному конкретному письму Вы сейчас просто физически не в состоянии. Приятно? Уверен – да. Даже если высказывающий поддержку и одобрение не является видной личностью, заметной фигурой, а просто рядовой человек, имярек, обычный гражданин страны – всё равно приятно. И то, что друг познаётся в беде – правда. И не дай нам Бог настоящей беды. А потому ещё раз – чисто по человечески: удачи Вам, Виктор Фёдорович!
Если бы всё было так просто… И затерялось бы моё письмо где-то между пятнадцатым и сорок вторым Вашим секретарём, и только какой-нибудь социолог из Вашего штаба отметил бы в своём очередном талмуде скромную птичку на мой счёт. На всякий случай. И очень бы правильно сделал.
В январе 2001-го года вышел второй сборник моих стихов, в процессе создания которого возникла группа молодых людей, в течение последующих полутора лет существовавшая как неформальное творческое объединение, одноимённое с названием моей книги. Запустив в обиход из литературных и идейно-художественных – не более того! – соображений термин «Русский дзен», формально отражающий базовые понятия моего мировоззрения, я, сам того не ведая, создал мощное культурологическое движение. Массовым оно не стало (причин хватало всяких, но сейчас не об этом речь), но резонанс в культурной жизни города порою звучит по сей день, хотя Т/О как таковое распалось и почти прекратило свою деятельность. Поэты, музыканты, творческая молодёжь, студенчество – причём по большей части те, кого принято считать неформалами – были с нами и среди нас. Мощнейший поток современных гуннов громадной волной нахлынул на попсовую проамериканскую культуру (язык не поворачивается назвать это культурой). Мы били в набат, и нас слышали! Вечера памяти русских рок-музыкантов Башлачёва, Дягилевой, организованные нами, заставляли людей верить в отечественный потенциал. А Виталий Ковальчук, неформальный молодёжный лидер (потом даже диплом такой дали; где они были с этими дипломами, когда КГБ разгоняло рок-концерты!), вдохновитель всего этого движения, искренне и осознанно верил: никогда и ни при каких обстоятельствах он не предаст эту страну и этот народ.
Лирическое отступление. Человек, совершающиё определённое действие, если, конечно, он не стопроцентный идиот, руководствуется определёнными мотивами. Абсолютно немотивированные поступки совершают только олигофрены. Далее. Соотношение объективного и субъективного в мотивации поведения индивида может колебаться в любых пределах, но всегда в наличии и то, и другое, вопрос лишь в пропорции. Кроме того, любой человек наделён чувствами, эмоциями, подвержен влиянию различных психических состояний, просто перепаду настроений. И слава Богу, тем он и Человек, тем он и Личность со своими индивидуальными особенностями. Не следует, разумеется, добавлять, что стремиться нужно к чувствам положительным и созидательным, а психику держать под контролем – это естественно. А вот что со всем этим делать – вопрос этический. Можно добиться внутреннего покоя и гармонии, быть попросту счастливым – это ли не цель любого человека? А можно пойти на Голгофу, на дзот, в Сибирь за сосланным мужем, и не потому что «Родина-мать зовёт», а потому что на это имеется собственная внутренняя потребность. И не в альтруизме дело. Просто человек – это действительно звучит гордо, и мне искренне жаль тех, кто считает данную фразу просто цитатой из учебника. Однако у данного тезиса есть и обратная сторона. Если человек положительный в силу осторожности или ещё чего – к вопросу о мотивации – не совершает положительного поступка, то ведь и наоборот, откровенный негодяй из корыстных соображений способен на нечто стоящее. Подал милостыню, чтоб проявить гордыню? Но ведь подал же! Спас человека из тщеславия? Но ведь спас! И т.д. Возвращаемся к Ковальчуку. Отечественная культура в опасности? Американский образ жизни подрывает наш менталитет? Наконец, «доллар правит миром»? Да плюньте вы. У него просто жена в Штаты уехала, вот он и бесится. А вы чего думали? Лирическое отступление закончилось.
Мы никогда не узнаем, о чём думал в последнее мгновение своей жизни Александр Матросов. Равно как и поднявшийся к Солнцу, а затем рухнувший в бездну Икар. Равно как приговорённые к смертной казни по ложным доносам. Проклинали своих палачей, предателей, собственную глупость? Или благодарили судьбу, случай, Бога за то, что нашли в себе силы сделать последний, решающий шаг и остаться Человеком? Чем руководствовались герои – мужеством или отчаянием? Был ли у них вообще выбор? А как насчёт «на миру и смерть красна»? Так вот. Мы уже никогда этого не узнаем. Но мы всегда будем знать другое: они смогли это сделать. Они перешагнули грань между желанием и долгом. И они остались Людьми. Не верю в такое, но даже если в последний миг своей жизни Матросов проклинал всех и вся, это никогда не умалит его подвига, и никакой психоаналитик не убедит меня в том, что у парня были какие-то скрытые мотивы, комплекс Танатоса или другая подобная дрянь. Он – сделал. Распишитесь. И Бог вам судья.
Возвращаемся к нашим баранам. В 1998 году моя гражданская жена, талантливый бард, вокалист и аккомпаниатор, действительно уехала в Соединённые Штаты. Навсегда. И я действительно ненавижу Америку, её попсовую псевдокультуру и образ мышления. Вот вам и скрытые мотивы.
Казалось бы, всё стало на свои места. И ведь действительно стало, только совсем с другой стороны.
Во-первых, хреновым я был бы поэтом, если бы отъезд жены спроецировался в абстрактно-социальную сферу. Чёрта с два. Это была боль, живая настоящая боль. Я терял реальную любимую женщину, а не обобщённый образ эмигранта. И если кто-то считает, что ночами я занимался аналитическим сравнением экономических систем двух государств, а днём с обстоятельностью лектора объяснял Инне, почему лучше остаться здесь, чем ехать туда – несчастные вы люди, ибо это означает, что вы никогда не любили. Я выл. Я призывал на помощь всех мыслимых богов, чтобы не сойти с ума. Я просил и умолял. И знал, что это бесполезно. Отчаяние и безысходность. И при чём здесь Америка. Инна в моём понимании уезжала не туда, а в первую очередь отсюда. То есть, и от меня тоже. А уж куда именно – это было на втором плане. Австралия, Канада и Мадагаскар могли мне тогда казаться на одно лицо. И если социум вызывал во мне негодование, то скорее не их преуспевающий, а наш отстающий. Так что не в Америке было дело.
После отъезда жены я запил. Это был самый чёрный период моей жизни, и лишь недавно, чуть больше года назад, я категорически отказался от спиртного. Однако в этот же период достигла апогея и моя творческая активность, что и логично – заваливая себя работой в концертах, участием в фестивалях, написанием новых стихов я пытался уйти от боли потери. А тем временем отечественная культура всё больше подвергалась воздействию попсы (я употребляю этот термин в широком смысле – попсовая культура, попсовое мышление и т. д.). Тут же – война в Югославии, грандиозный теракт в США, небывалый дефолт. И личное сплелось с общественным.
Никогда ни одного плохого слова мною не было сказано о рядовых американцах. Не хаять чужое, а поднимать своё – принцип. Например, строить футбольные площадки. (Как болельщик и футбольный фанат со стажем оценил по достоинству – извините за нескромность, но есть с чем сравнивать в своей футбольной молодости). Но когда в акватории отечественной культуры тонущие «Титаники» полным ходом ввозят мыльные оперы, отупляющие ток-шоу, кинематографическую дрянь в виде откровенной порнухи, ужасов, насилия, когда слащавыми лицемерными речами евангелистских проповедников – массово! – навязывается чуждая идеология, когда проамериканская реклама настраиваем молодёжь на беззаботность и вечный праздник, когда меня, славянина, пытаются приучить к попкорну и пепси-коле – иначе как идеологической и экономической экспансией я это назвать не могу. А разве у тех сотен ребят, что приходили и участвовали в концертах нашего Т/О, тоже кто-то из близких уезжал в США? Отнюдь! И их протест против нынешней псевдокультуры так же искренен, как и мой собственный. А то, что моя жена, творческий человек, уехала в Штаты, не им плюс, а нам минус. Её ученик на одном из фестивалей стал лауреатом. Я видел глаза этого пацана. Она – нет. Не каждый может стать Матросовым, и Бог нам всем судья.
Наше поколение (я 69-го года) во многом разрушило старый строй. Пора создавать новый. Пора строить и созидать. Строить футбольные площадки. Писать книги. Підтримувати вітчизняного виробника. Радует появление большого количества новых отечественных марок товаров, в первую очередь – продуктов питания. Надеюсь, следующим шагом будет возрождение культуры. Когда культурные центры, творческие объединения, клубы, театры, студии станут расти с такой же скоростью, как спортивные сооружения, сотни моих единомышленников сделают всё возможное, чтобы Украину в мире знали не только по киевскому «Динамо». Больно, но многие харьковчане узнали о том, что в их родном городе жил выдающийся поэт Борис Чичибабин, лишь после его смерти. И когда нынешние политические акции на городских площадях проходят под дискотечную музыку, мне, выросшему на творчестве Высоцкого, Макаревича, Цоя, Талькова, хочется плеваться. Боитесь конфликтов? Дескать, под Алсу не пойдут друг другу морды бить? А потерять ещё одно поколение не боитесь? Молодёжь, которой нынче благополучно размягчаются мозги, наше завтра. Вы хотите такое завтра?
Противник насилия в любой его форме, сторонник конструктивной и созидательной деятельности, я во многом приветствую и одобряю вашу политику. Конечно, лучше пусть танцуют, чем дерутся. Но если вам удастся стать президентом страны – искренне вам этого желаю – уделите побольше внимания культуре. Я же со своей стороны заверяю, что в Харькове достаточно прогрессивной молодёжи, поддерживающей ваши экономические реформы и противостоящей проамериканским лидерам.
Я издал два сборника стихов. Оба – за свой счёт. Кто хочет – делает. Второй, тот самый «Русский дзен», я посылаю вам. Что в нём стоящего, что – нет, рассудит время. Я же прошу Вас прочесть открывающее его «Письмо бывшей жене в Соединённые Штаты». Там всё сказано.
Виктор Фёдорович! Я желаю вам удачи во всех политических начинаниях. Я вижу в Вас человека, способного остановить экспансию американской псевдокультуры. И, даст Бог, мы ещё забьём свой решающий гол. Я, Виталий Ковальчук, харьковский поэт, лауреат многих фестивалей, обладатель пачки дипломов, организатор и участник массы концертов и выступлений, неформальный молодёжный лидер и рядовой гражданин Украины надеюсь увидеть Вас на посту президента нашей страны. Від щирого серця – щасти Вам!
С уважением, Ваш избиратель.


декабрь 2004 года.


Рецензии