Леший. Глава 19

Леший
авантюрный роман



ГЛАВА 19

На обратном пути путешественник посвятил Колышкина в тайну своей затеи. О снежном человеке, впрочем, Марат упоминать не стал, а распространился лишь о планах летней экспедиции «по изучению малоизученных участков Ленинградской области», дремучесть и заболоченность которых не позволяет надеяться на успех предприятия без соответствующего технического оснащения. «Дельфин-1», по заверению технического директора, был тем самым «чудом двадцать первого века», которое способно «пробить брешь в гниющей стагнации технического прогресса» и привести экспедицию к триумфальному успеху.

Вадим Ерофеевич расстроился. И не мудрено. Ведь поначалу он принял Фукса за представителя крупного машиностроительного завода, желающего поставить его болотоход на конвейер. Авторские отчисления по замыслу изобретателя должны были обеспечить ему безбедную старость. В этой связи Колышкин возлагал на своё детище большие надежды. «Дельфин-1» должен был стать важнейшим делом его жизни.

Чтобы унять боль инженера от постигшего разочарования, Марат Арнольдович нарисовал перед ним радужные перспективы наметившегося сотрудничества.

- Во-первых, - говорил он с молодецким пылом, - мы доведём ваш аппарат до совершенства! Точнее, доведёте вы, а я профинансирую это полезное мероприятие. Во-вторых, я хочу использовать «Дельфин» лишь на правах аренды. По завершении экспедиции вы получите свой механизм назад – в целости и сохранности. И заметьте, я щедро заплачу вам за аренду. Более того, это будут масштабные полигонные испытания для конструкции. По результатам этих испытаний вы получите на руки официальную бумагу с хвалебными отзывами. Не забывайте, в состав моей экспедиции войдут ведущие учёные нескольких весьма значимых институтов. Авторитетное мнение учёных что-нибудь да значит, не так ли? С такой бумажкой вы будете ногой открывать двери директорских кабинетов любых машиностроительных заводов! И наконец, в-третьих, вы сами сможете принять участие в экспедиции. Ведь нам понадобится человек, умело управляющий этой сложнейшей машиной, а также способный устранить возможные неполадки непосредственно на месте, в полевых условиях. Как инженер-механик вы будете получать достойное жалование. Это я вам обещаю! Ну, что скажете?

Колышкин колебался. Достоинства сделанного предложения были очевидными. Однако в силу инертности мышления в части решения неинженерных задач и в связи с устойчивым страхом перед супругой, Вадим Ерофеевич вёл себя нерешительно и трусливо искал повода для отказа.

- Чтобы довести «Дельфин» до технического совершенства, понадобятся огромные вложения! – козырнул он убийственным, на его взгляд, аргументом.

- В каком размере? – деловито осведомился Фукс.

Инженер окунулся в финансовые расчёты. Свои сбивчивые мысли он шептал вслух, и Марат имел возможность в режиме реального времени проследить за трудоёмким ходом калькуляции.

В первую очередь изобретатель собирался усовершенствовать подвеску. Для этой цели он рассчитывал приобрести гидравлические стойки германской фирмы с труднопроизносимым названием. Стоек требовалось восемь штук, но о цене этих устройств в розничной сети Колышкин не осмелился сказать даже шёпотом. Дифференциалы, раздаточную коробку и рулевой механизм он намеревался изготовить сам, однако необходимые для этих агрегатов шестерни, валы и втулки требовалось заказывать на заводе. Это была ещё одна статья расходов. Для эффективного управления работой ходовой части инженер собирался собственноручно разработать и изготовить бортовой компьютер. Для этого нужны были лишь паяльник, припой и горстка микросхем. Цена этих атрибутов успеха была ничтожно мала. Далее речь пошла о силовых агрегатах. «Ветерок» было решено поменять на тридцатисильный «Меркурий». Модернизированный запорожский мотор, развив аппетиты, изобретатель счёл возможным махнуть на стандартный «волговский» движок.

В самый разгар подсчёта Марат позволил себе выразить пожелание укрепить корпус аппарата. Инженер подхватил идею технического директора с вдохновением.

- Сделаю пассажирскую капсулу из титана! И кресла поставлю мягкие, с подголовниками…

- Кресел потребуется штук шесть, - уточнил Фукс. – Или, хотя бы четыре…

Колышкин посмотрел на заказчика чуть ли не с ненавистью. Весь комплект воображаемых чертежей проекта мысленно лёг в мусорное ведро. Полный пересчёт технических параметров новой модели «Дельфина» отнял у гения минут пять. Тридцатисильный «Меркурий» был мысленно заменён семидесятисильным двухвинтовым «Джонсоном». Силовой агрегат Горьковского автозавода отправился на виртуальную свалку. Его место в новом проекте уверенно занял мощный американский дизель ценой в двенадцать тысяч долларов. Гидравлические стойки также поменяли размер, увеличив, соответственно, стоимость модернизации. Титана потребовалось на несколько килограммов больше. Несущая рама получила основу из двутаврового профиля высоколегированной стали. Новая лебёдка, навигационное оборудование, включая спутниковую систему определения координат, титановые колёсные диски и новые протекторы финского производства также легли в смету нового проекта. Не считая прочих малосущественных мелочей, Вадим Ерофеевич громко и обличительно объявил итог:

- Всего на модернизацию понадобится тысяч семьсот-восемьсот! Ну как? А вы как думали, а?

- Рублей? – задал уточняющий вопрос технический директор.

Колышкин позеленел.

- Конечно, рублей, - пробубнил он севшим от волнения голосом.

- Даю миллион, - с импозантной лёгкостью заявил Фукс. – Если не хватит, добавлю ещё. Не стесняйте себя в средствах. Главное – качество работы! На это делайте основной упор. Аппарат должен быть эффективным и надёжным! Сколько вам потребуется времени на модернизацию?

Инженер забыл, что искал повод уклониться от предложения о сотрудничестве. Отношение заказчика к финансированию проекта в корне поменяло мнение инженера. При такой постановке вопроса Вадиму Ерофеевичу не страшен был даже гнев жены.

- За месяц управлюсь! – торжественно поклялся он. – Если не будет задержек с финансированием…

- Не будет! – твёрдо сказал Марат. – Завтра же приступим к работе.

Как и обещал Фукс, на следующий же день начались работы по модернизации «Дельфина». Первым делом Марат Арнольдович обналичил два миллиона рублей из средств корпорации «Чудо». Пересев с «Нивы» на «Газель» единомышленники отправились закупать необходимые детали и оборудование. Работа закипела.

Колышкин, начав со сборки шестиместного титанового корпуса, заявил, что назовёт новую модель «Дельфин-2». Фукс одобрил это решение.

С этого дня Марат полностью переложил все вопросы, связанные с управлением корпорацией, на плечи Вероники и вплотную занялся материально-техническим обеспечением деятельности изобретателя. Вадим Ерофеевич работал днём и ночью. Его творческая мысль не знала покоя. Уже на четвёртый день стало ясно, что расчётного миллиона для осуществления проекта не хватит. Марат легко увеличил смету ещё на пятьсот тысяч. Восхищённый инженер удесятерил усилия.

Работа шла споро и, как уверял Вадим Ерофеевич, строго по графику. Фукс был доволен своей находкой, и начал морально готовить профессора Лиховцева к предстоящему походу. Старт экспедиции ориентировочно был назначен на конец июня.

Дела шли превосходно. Ничто не предвещало беды, но вот неожиданно в конце недели тревожные вести пришли из Самары. Заведующий тамошним филиалом корпорации «Чудо» отбил в центральной офис компании срочную телеграмму следующего содержания: «ТРЕВОГА ВСКЛЦ ФИЛИАЛ ВНЕЗАПНО ПОДВЕРГСЯ АТАКЕ СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА ЗПТ РАБОТА ПАРАЛИЗОВАНА ТЧК ТРЕБУЕТСЯ ОСТАНОВИТЬ ЧИНОВНИЧИЙ БЕСПРЕДЕЛ ВСКЛЦ ПРОШУ ПОМОЩИ ТЧК НАЧАЛЬНИК ФИЛИАЛА».

Марат срочно вылетел в Самару.

На месте выяснилось, что беспокойный тон телеграммы имел под собой веские основания. На самарский филиал компании обрушился шквал всевозможных инспекций, проверок и просто немотивированных наездов.

Сначала на склад явилась пожарная инспекция. Строгому инспектору с сытым лицом не понравилось отсутствие в помещении пожарной сигнализации, огнетушителей, ящиков с песком, а также красного щита с багром, ведром и лопатой. Не обнаружил он и схемы эвакуации на случай пожара. Своё неодобрение деятельностью фирмы инспектор выразил посредством жёсткого предписания и, опечатав ворота склада, гордо удалился.

Сразу после ухода сытого пожарника в конторе филиала появились люди в белых халатах. Это были представители СЭС. Из-за печати пожарной инспекции на товарный склад они не попали, но всё равно остались недовольны условиями хранения утюгов и кофемолок. Было выдано предписание, на ворота склада налипла вторая печать.

Следом за санитарными врачами пришёл налоговый инспектор. Затем явились представители Комитета по благоустройству и озеленению. После них филиал навестили сотрудники прокуратуры. Милицейские чины также не обошли вниманием самарское отделение корпорации «Чудо». Все они выражали недовольство, вручали предписания и клеили на ворота бумажки с оттисками синих гербовых кружочков. Всего за неполные сутки филиал посетили представители шестнадцати проверяющих и надзирающих органов. Заведующий филиалом посчитал их потом по количеству оставленных печатей.

Столь солидарное служебное рвение чиновников всех мастей, проявленное в отношении «Чуда», простым совпадением объяснить было трудно. Налицо был сговор, за которым отчётливо просматривалось влияние чьей-то могущественной и властной руки. Вмешательство генерального директора корпорации было необходимо.

Фукс прилетел в Самару рано утром и сразу же постарался вникнуть в суть проблемы. Он внимательно выслушал доклад заведующего филиалом, и пришёл к выводу, что у «Чуда» появился недобросовестный, но очень влиятельный конкурент. Скорее всего, по мнению генерального директора, это был организатор какого-нибудь местного «магазина на диване» с агрессивной рекламой на телевидении. Симптомы недуга, постигшего филиал, Марату не понравились.

- Будем принимать меры, - сказал он растерянному заведующему. – Для начала попробуем решить проблему цивилизованными методами.

Имея при себе значительную сумму наличных денег, Фукс направился по инстанциям в надежде уладить недоразумения мирным путём.

Не получилось.

Чиновники, словно сговорившись, весело футболили коммерсанта по замкнутому кругу. Налоговая инспекция наотрез отказывалась выдать разрешение без положительного заключения пожарной охраны и СЭС. Пожарники и слышать ничего не хотели ни о каком складе, пока тот не будет оборудован сертифицированной системой пожарной сигнализации. Такую систему в Самаре устанавливала только одна фирма, но и та оказывала лишь комплексную услугу: пожарную сигнализацию устанавливали и подключали совместно с охранной, которая подчинялась отделу вневедомственной охраны. В ВОХРе заключать договор на установку и обслуживание охранной системы не могли без разрешения налоговой инспекции. Круг, таким образом, замыкался.

При таких обстоятельствах улаживать вопрос с милицией и прокуратурой Фукс посчитал пустой тратой времени и средств. Чтобы разрубить этот гордиев узел, пришлось арендовать под склад новое помещение на территории одного из закрытых НИИ. Степень секретности института была столь высока, что проникнуть на его территорию не мог ни один инспектор. Единственным пропуском для посторонних лиц являлся оплаченный договор аренды. При этом научное значение деятельности арендатора во внимание руководством института не принималось. Это было удобно.

Однако нужно было ещё спасти товар, которого на опечатанном складе осталось на восемь миллионов рублей. Не желая грубо нарушать закон, Фукс распорядился разобрать заднюю стенку склада. Товар быстренько вывезли, пробоину заложили кирпичом, а печати остались невредимыми.

Деятельность филиала возобновилась.

По телефону Марат Арнольдович сообщил радостную новость в Петербург. Вероника воспряла духом и заявила, что в отсутствие шефа скучает безмерно. Фукс обещал немедленно вернуться. Он бы, без сомнения, так и поступил, если бы не обстоятельства неодолимой силы.

Санкт-Петербург был закрыт. То есть, не то чтобы совсем, но попасть в него было невозможно. Объявили, что аэропорт Пулково до 31 мая не будет принимать самолётов, кроме правительственных рейсов, оговорённых заранее. Связано это было с празднованием 300-летия северной столицы, с приездом руководителей множества стран и с вытекающими из этого события мерами безопасности.

Петербург шумно гулял, празднуя круглую дату. Президенты слетались к берегам Невы, словно мухи на навоз. Японский бездельник с матерным именем развлекал себя устройством лазерного шоу за счёт средств городского бюджета. Петербуржцы пили пиво, мочились на Марсово поле и теряли сознание в давке. В общем, веселились. Где-то на подступах к Константиновскому дворцу ссорились с охраной обилеченные Фуксом нижегородские чиновники. Марат Арнольдович, далёкий от этих великих событий, ностальгически грустил в аэропорту Самары.

Три дня вынужденного безделья технический директор назревающей научно-практической экспедиции выдержать не мог. Проведя на аэровокзале два с половиной часа, он сорвался с места, окрылённый неожиданной идеей.

Идея обошлась ему в кругленькую сумму. Но зато уже вечером Фукс отправился в путь на новенькой «десятке» с шестнадцатиклапанным двигателем. Привозить из командировки новый автомобиль становилось для директора «Чуда» доброй традицией.

Дорога до Питера отняла двое суток. Но зато Марат не скучал. Одним из развлечений в пути стало объяснение с бандой автограбителей. Важным аргументом в возникшем споре стала бейсбольная бита, которую Фукс «одолжил» у одного из бандитов. С её помощью правота путешественника была доказана с блеском. Бита осталась у него на память о «гостеприимстве» местной публики.

Утром 30 мая Марат Арнольдович благополучно пересёк административную границу Санкт-Петербурга. Уже на следующий день Марат вновь отдал себя во власть неутомимого изобретателя Колышкина.

Вадим Ерофеевич трудился, не покладая рук. Гений его технической мысли блистал победоносным огнём. Поражая заказчика поминутным рождением революционных идей, инженер требовал всё новых финансовых вливаний. Фукс не скупился. Бюджет проекта уже перевалил за два миллиона. Зато конечный результат обещал быть феноменальным.

- Если вы мне скажете, что эта штука не сможет летать в космос, - говорил Марат Арнольдович Колышкину, - я подумаю, что вы водите меня за нос.

Изобретатель смущённо хихикал.

- Когда-нибудь, - мечтал вслух Марат, глядя на увлечённого сварочным процессом инженера, - на месте этого трухлявого сарая ваши последователи возведут грандиозный научно-производственный комплекс. Они назовут его «КБ имени Колышкина»! Болотоходы приобретут возможность вертикального взлёта. Они смогут развивать третью космическую скорость и станут невидимыми для вражеских радаров. Наименование «Дельфин» станет музейной редкостью. Универсальные болотоходы системы Колышкина будут обозначаться согласно отраслевому стандарту: «Кол-1», «Кол-2», «Кол-3», и далее по порядку. Их примут на вооружение более шестидесяти стран мира! Лет через двадцать какой-нибудь арабский миллиардер, наследный принц бедуинов, явившись на авиационную выставку в Ля Бурже, обнаружит в центре экспозиции не «МИГ» и не «Фантом», а могущественный и непобедимый «Кол-52». Вас будут носить на руках, Вадим Ерофеевич! Композиторы и поэты будут слагать о вашем гении популярные песенки, а детский хор будет напевать эти песни трогательными звенящими голосами. Вы будете пребывать в зените славы! Надеюсь, тогда вы вспомните о вашем скромном соратнике… Вы ведь не оставите меня на склоне лет в горе и нищете, правда?

Растроганный светлым пророчеством технического директора, Колышкин утирал с небритой щеки слезу и клятвенно заверял, что никогда не забудет стараний своего благодетеля. Фукс одобрительно кивал.

В середине июня, когда работы по созданию «Дельфина-2» близились к завершению, произошла остановка производства. Завод «Звезда», которому было поручено изготовление каких-то шестерёнок, задерживал выполнение заказа. А поскольку без этих деталей дальнейшая работа была невозможна, Колышкин в расстройстве чувств обратился к зелёному змию.

- Вадим Ерофеич, до чего ж вы себя довели! – ужаснулся Фукс, обнаружив инженера в апогее запоя, и принялся отпаивать его купленным у бабки козьим молоком.

В процессе реабилитации Колышкин нашёл в себе силы для короткого оправдания:

- Понимаете, Марат, пьянство – это болезнь русской интеллигенции.

- Пейте молоко, голубчик, - заботливо откликнулся путешественник. – Этот чудесный продукт стопроцентно снимает похмелье даже у хронических интеллигентов.

Чтобы изобретатель не увлекался «болезнью русских интеллигентов», Фукс нагрузил его дополнительной задачей. Он купил лодочный прицеп, на котором намеревался транспортировать болотоход к району эксплуатации и пригнал к мастерской «Газель» и «Ниву». На автомобили следовало установить прицепные устройства.

- Ещё неплохо бы оборудовать машины лебёдками, - попросил технический директор.

Колышкин не видел в этом каких-то существенных проблем и быстро выполнил дополнительный заказ. Марат поставил новую задачу. Надо было укрепить фургон «Газели». Фукс объяснил инженеру, что в фургоне предполагается транспортировка дикого животного необычайной физической силы. Колышкин заказ принял и взялся сварить для фургона внутренний каркас из стальных труб. В самый разгар этих работ «Звезда» выдала наконец заказанные шестерни.

Марат доставил детали в мастерскую. Процесс изготовления «Дельфина-2» вошёл в завершающую стадию.


Рецензии
Когда читаешь о построении чертежей в башке изобретателя - будто мультик смотришь, хотя, признаюсь, в технике не сильна - но захватывает, интересно! А более осведомлённому человеку ещё интереснее будет или, наоборот, найдёт каких-нибудь неточностей (типа 18 когтей у кошки:)) и станет Вас казнить. но мне понравилось - легко, кратко, точно - и картинка перед глазами.
"хронические интеллигенты" - прикольно! напоминает "перманентных революционеров" Климова - кажется, такой он термин ввёл.

"На самарский филиал компании обрушился шквал всевозможных инспекций, проверок и просто немотивированных наездов" - обычно так бывает, когда недовольна чем-то "крыша" - как правило, несанкционированной коммерческой деятельностью. Не знаю, как сейчас, но в 90-ые даже приступая к самому мелкому бизнесу, нужно было идти на поклон к бонзам за разрешением. Марат этого не делал, а в провинции не спрячешься, даже за стенами секретного НИИ - всё равно достанут. И, действительно, бессмысленно в таком случае платить деньги инстанциям - надо идти к главному человеку, который недоволен.
А, вообще, наслаждаюсь Вашим стилем - обычно на прозе читаешь и боишься - щас слово неловкое вылезет, не в тему на самом интересном месте, или вдруг описание эротицкое как грянет, да зачастую с такими колдобинами и выбоинами, что превращается в бесплатный юмор, или автор обрывает всё на полуслове - домысливай, умный мой читатель; сама себя не читаю - тошнит :))) А Вас читаешь без привычной боязни и тошноты :))

Элина Савва   07.12.2007 17:03     Заявить о нарушении
Расцветаю от Ваших похвал, Элина. Вот даже к зеркалу подошёл, гордо так подбородок вскинул, вгляделся: а что? хорош! Вылитый Мопассан:)). Задумался. Вот бы расфасовать «Лешего» по ампулам и продавать в аптеках в качестве средства от тошноты и фобий! Вот только неохота идти на поклон к местным бонзам:))…
P.S. Ваше упоминание про 18 кошачьих коготков оценил. Вы очень внимательны, Элина.

Андрей Андреич   07.12.2007 18:53   Заявить о нарушении
К сожалению, это не моё внимание, а Ваше. На одном из рассказов Вы заметили автору, что, скорее всего у кошек не 10 когтей, а 18, судя по кол-ву когтей Вашего пса. Читая тот же рассказ, я наткнулась на Вашу рецу и пересчитала когти у своего кота - да, реально, 18. Только кот с тех пор со мной не разговаривает - обиделся, ещё и царапнуть хотел. Так, что когти лучше считать у псов, а у котов - зубы )))

Элина Савва   07.12.2007 22:44   Заявить о нарушении
Я имел в виду, что Вы очень внимательны к моей переписке с Арканом, Элина...
А псы тоже могут больно царапаться. Только они это делают не нарочно, а случайно, чаще всего, от радости.

Андрей Андреич   08.12.2007 01:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.