О романе Т. Толстой Кысь
открытые мысли на тему романа «Кысь» Т.Н. Толстой
Роман посвящен проблеме социального восхождения. Бенедикт хочет возвышаться над людьми, при этом он не осмысливает происходящее, относится к нему как к моменту «теперь». В то же время его привлекает искусство (литература). Но и к литературе он относится без осмысления, и видит лишь форму написанного, не вникая в содержание. Получается: он хочет возвыситься в ситуации тяготения к искусству, как к какой-то неосмысленности. По ходу повествования оказывается, что литература превращается в его способ административного возвышения над людьми. Искусство в руках Бенедикта из способа духовного совершенствования превратилось в способ удовлетворения личных амбиций.
Исходный посыл для этого – его эгоизм, обратной стороной которого является жалость к самому себе. Эта жалость к себе и есть та самая Кысь, которая уничтожает сознание человека, «подцепляет коготком жилочку». Получается, что эгоистическая Кысь уничтожает истинную способность к мышлению, в результате чего человек, пораженный Кысью, т.е. лишенный мышления, использует все прекрасное для личного удовлетворения и уничтожения всего того, что мешает этому удовлетворению.
Эгоизм (ego), будучи по западным меркам, центром сознания, по Т. Толстой является чем-то противоположным сознанию – уничтожающим мышление, а не генерирующим его. Эгоизм толкает на возвышение над другими, и в то же время не позволяет развернуться мысли. Поэтому стремление административного возвышения над людьми отождествляется с тупостью и ставится в противоположность к вдумчивому отношению к происходящему, возвышению духа. Только через осознанное отношение к миру происходит становление личности. Поэтому для развития необходимо творческое отношение к жизни.
Но что значит – осознанное отношение к миру? Это значит его приятие таким, каков он есть. При этом следует жить ради других и не жалеть себя. В этом проявляется позитивное отношение к жизни, и в этом же проявляется отказ от эгоизма.
А с эгоизмом человек отказывается от мира, исключает себя из общества и перестает быть человеком: Кысь подцепляет его коготком и превращает в мумию, обреченную на смерть. И это закономерно. Ведь если человек, будучи эгоистом, отрицает общество и начинает разрушать его, то и весь существующий мир тоже отказывается от него, и переводит его из разряда существующего в разряд того, чего нет. Вот так, бессмысленное отношение к миру, т.е. видение сущего без его бытия, оборачивается собственной ничтожностью.
Видение сущего без бытия порождает собственное ничтожество (ничто).
P.S. Можно выделить еще один смысл: безмозглым тупицам, не умеющим осмысленно относится к миру, нечего делать во власти. Если же они туда попадают, то надолго там не удерживаются - падают в яму забвения "ничто", принеся предварительно много зла людям.
Свидетельство о публикации №207072800180
Роман вывернут так, что оторопь берет с первого же предложения: "Роман посвящен проблеме социального происхождения". Рассматривать текст Толстой исключительно с этой точки зрения значит неизмеримо преуменьшить его значение и вообще принять его не за то, что он есть.
Инна Угнич 17.06.2009 20:33 Заявить о нарушении
Сергей Трухтин 17.06.2009 21:20 Заявить о нарушении
"Искусство в руках Бенедикта из способа духовного совершенствования превратилось в способ удовлетворения личных амбиций". Создается впечатление, что, рассматривая главную тему романа, нам нужно говорить исключительно о главах "Рцы" (о ней - в первую очередь), или "Твердо", или "Ук" с этим лейтмотивом: "Ну что, зять, мыслей каких не завелось?"
Инна Угнич 27.06.2009 16:40 Заявить о нарушении
Сергей Трухтин 28.06.2009 16:30 Заявить о нарушении