Урок
Классная комната. Ученики готовы к началу урока.
УЧИТЕЛЬ. Начнём урок.
МОРОЗОВА. Илья Антонович, позавчера нам стало известно, что... В общем, мы... поговорили все вместе и решили... Вам сейчас тяжело, мы это понимаем: смерть близкого человека и всё такое... Простите ради бога, Илья Антонович, но... Вот. (Подаёт учителю конверт.)
УЧИТЕЛЬ. Что это?
МОРОЗОВА. От нас, от всего десятого «Б» вам, так сказать, в помощь. (Кладёт конверт на учительский стол.)
УЧИТЕЛЬ. Так. Вы, зная, что через неделю последний в этом году экзамен, решили меня подкупить и воспользовались трудностью моего положения.
МОРОЗОВА. Как вы можете, Илья Антонович! Мы готовимся, учим теорию, решаем задачи...
УЧИТЕЛЬ. Здесь ведь деньги? Или я ошибаюсь?
МОРОЗОВА. Не ошибаетесь. Тут от всего класса.
ПЕТРОВ. Не от всего, Илья Антонович: я не сдавал, считаю этот поступок для вас унизительным!
МОРОЗОВА. Он сдаст, завтра. Мы уже договорились. Я права, Дима? (Петров молчит.) Права? (Замечает на себе взгляд учителя.) Простите нас, Илья Антонович!
УЧИТЕЛЬ. Вот что, ребята: прежде чем прийти в класс, я, как, впрочем, любой педагог, сижу за столом и составляю план будущего урока. Для чего? Для экономии времени. Каждая секунда должна стать полезной для вас. Поэтому откройте тетради и запишите тему: «Повторение пройденного материала: аксиома о параллельности прямых». Кто расскажет про применение знания о параллельности прямых в практической деятельности человека?
ПЕТРОВ. Можно? Я – у доски. (Не дожидаясь ответа учителя, идёт к доске.) Построим две параллельные друг другу прямые. (Чертит.) Как известно, они не пересекаются, это аксиома. А теперь начертим кривую, которая также не имеет точек пересечения ни с одной из наших прямых. Вот три линии. Три дороги. По первой, кривой, иду я. По второй – Надя Морозова, наша староста, гордость школы, дочь Виктора Ильича, директора. По третьей – все остальные. Мы идём к одной цели, но наши пути параллельны. Вопрос: кто быстрее доберётся до конечной точки?
МОРОЗОВА. Что он такое говорит, ребята? Илья Антонович!..
КУЧУРИН. Математику учить надо, Петров: где ты у прямой конечную точку нашёл?
ВАСИЛЬЕВА. Мы – взрослые, вполне самостоятельные люди, почему мы не можем говорить прямо, открыто? «Я, Дима Петров, наплевал на своих товарищей, на учителя, которому трудно перенести смерть жены, и деньги не сдал». Нет! Чтобы нас поняли, мы должны объясняться аллегорией параллельных прямых!
ВЛАСОВ. Замолчи!
ВАСИЛЬЕВА. Не хочу, не хочу молчать и проходить мимо предательства товарища!
ВЛАСОВ. Ты, Васильева, не живёшь, только думаешь о том, КАК нужно жить!
ПОПОВ. Третьего не дано.
МОРОЗОВА. Извините, Илья Антонович, но я всё-таки скажу! (Всем.) Знаете, ребята, как это называется? При-спо-соб-лен-че-ство! Мы тут с вами головы ломаем, как исправить свою ошибку перед учителем, а он выбирает себе дорогу, параллельную нашей! Я здесь, мол, ни при чём, хата моя с краю, ничего не знаю! Таким приспособленцам, как он, жить будет легко: я иду к цели, но параллельным путём, отделясь от общества! Только помни, милый Дима: если цель одна, то наши пути возле той самой точки обязательно пересекутся, и ещё не известно, кто из нас придёт туда раньше!
ПЕТРОВ. Конечно, вы. Вы придёте раньше, потому что мой путь, путь правды и принятых на себя обязательств, полон преград и высоких стен. А ваш, путь святой лжи, лести и лизоблюдства, прост, на нём не найдёшь и камешка! Так кто же из нас приспособленец: я или вы? (Виновато.) Простите, Илья Антонович. (Садится на место.)
ВАСИЛЬЕВА. Ты вызывался отвечать урок!
ПЕТРОВ. Теперь – не хочу!
Тишина.
УЧИТЕЛЬ. Кто ещё не хочет отвечать?
МОРОЗОВА. Все хотят.
СМИРНОВА. Не обращайте внимания на отщепенцев, вызывайте по списку!
МОРОЗОВА. И в самом деле, по списку будет справедливо!
ПЕТРОВ. Кто тут о справедливости заикается?
КАЛИНКИН. Да тихо ты, слышал, что сказал Илья Антонович? Мы урок срывать пришли, что ли? Человек готовился, план составлял, время экономил, а мы как свиньи!
МОРОЗОВА. Нам скоро экзамен сдавать. (Учителю.) Объясняйте, пожалуйста!
УЧИТЕЛЬ. Объяснять мне вам нечего. Всё понятно. Вы взрослые и самостоятельные, сами вопросы задаёте, сами на них отвечаете... Мне тут делать уже нечего. Вот так. (Выходит из класса.)
ПАВЛОВА (МОРОЗОВОЙ.) Получила? Не взял он твои деньги! Не взял!
МОРОЗОВА. Возьмёт ещё, увидите, возьмёт, точно!
ПАВЛОВА. Двойки на экзамене нам обеспечены, это точно!
ПОПОВ. Давай, Дима, объясняй про свои дороги! Лично мне – интересно! Нестандартный подход к пониманию жизни!
МОРОЗОВА. Ты у нас самый умный, Петров. Отличник! Иди, объясняй вместо учителя, а мы тебя послушаем.
ПЕТРОВ. Ох, Морозова, как же за десять лет ты мне надоела! Ничему я тебя не научил! За одной партой сидели – вроде всё списывала. Списывала слово в слово, да ничего не понимала!
МОРОЗОВА. А что я должна была понимать, милый Дима, что?
ПЕТРОВ. Что нужно быть честной.
МОРОЗОВА. Честной?
ПЕТРОВ. Честной и справедливой, не только говорить правду, но и поступать так, как говоришь и думаешь.
МОРОЗОВА. Я всё делаю так, как думаю! И прежде чем поступить, советуюсь с друзьями, родными.
ВАСИЛЬЕВА. С отцом, например.
МОРОЗОВА. Да, Сашенька, и с отцом. Представь себе, он мудрый человек и отличный советчик, не чета твоему, безработному алкоголику!
ВАСИЛЬЕВА. Мой папа... Я за него тебе глаза выцарапаю! (Идёт к ней.)
МОРОЗОВА. Попробуй, ну, попробуй! Ничего ты не сделаешь, потому что я права: твой отец – ничтожество, и ты вся в него!
ПОПОВ. Перестань, Надька!
ВЛАСОВ (МОРОЗОВОЙ.) Не кичись! «Мой папа, твой папа»... Твой папа безработным был с двумя высшими, пока не похлопотал за него Илья Антонович! Вон у Таньки отца вообще нет, а у неё – серебряная медаль будет!
ПАВЛОВА (скромно.) Хватит тебе, Витька!
ВЛАСОВ. А что они отцами своими прикрываются!
МОРОЗОВА. А вот как Илья Антонович теперь за дверью стоит и всё слышит, что ты здесь болтаешь!
КУЧУРИН. Нет его там, они, верно, с Виктором Ильичом придумывают для нас наказание.
ПЕТРОВ. Наш Илья Антонович – не такой человек, чтобы наказывать. Вот если бы тебя на его место...
ПОПОВ. Замолчите вы! Что делать будем? Второй раз учителя обидели!
МОРОЗОВА. Что делать? Извинимся – и всё.
ПЕТРОВ. Ты извинишься.
МОРОЗОВА. Все должны извиняться, почему это я?
ПЕТРОВ. Да потому, что своей головой нужно дорогу в жизни прокладывать! И головой, а не конвертами!
МОРОЗОВА. А не всё ли равно, чем прокладывать? По-моему, главное – проложить её, дорожку эту. А средства хороши любые!
ВЛАСОВ. Опять про дороги, никак не уймутся!
ПЕТРОВ. Поступила нечестно – признай свою вину, попроси прощения и больше так не делай никогда! Тогда всё правильно будет.
МОРОЗОВА. Это я поступила нечестно? Да я, между прочим, всех вас защищала, как староста я за каждого из вас головой отвечаю! А конверт... Это идея Риты Смирновой была.
СМИРНОВА. Ну, вот что, однокласснички: мне ваши коллективные споры и рассуждения – по барабану! Только меня сюда не впутывайте! Я сижу спокойно, решаю задачу из учебника, никому не мешаю спорить.
КУЧУРИН. Знаешь, почему таких людей, как ты, называют волками? Вы живёте по закону волчьей стаи: один за всех, а все – поодиночке!
СМИРНОВА. Хватит, Кирилл, уже на личности переходите. А вы за себя, за себя лично ответьте. У меня сейчас закон один: я готовлюсь к экзамену, моё дело маленькое.
ПОПОВ. А мы к жизни готовимся! Потому и спорим! Правда, Петров?
ПЕТРОВ. Может, всё-таки кто-нибудь сходит в учительскую и позовёт Илью Антоновича? Урок ведь зря пропадает!
МОРОЗОВА. Вот ты и иди.
ПЕТРОВ. А как же староста, которая за всех головой?
ХОТЕЕВ (встаёт.) Ладно, я пойду. (Идёт к двери.)
КУЧУРИН. Стой, Миха! Не ходи. Ещё не известно, как он там. Расстроился, наверное. Ты сейчас придёшь и ещё хуже сделаешь и ему, и себе. и всем нам... Я пойду. Я всегда умел с учителями общий язык находить.
ВАСИЛЬЕВА. Нет, пусть Надька идёт. Всё-таки она – дочь Виктора Ильича, с неё как с гуся вода.
ПЕТРОВ. Какие же вы все свиньи! Сами дел натворили, а теперь друг друга останавливаете, боитесь хуже сделать!
ПОПОВ. Чему тут удивляться? Все хорошие люди – порядочные свиньи!
ПЕТРОВ. Но не все свиньи – порядочные люди, Попов.
МОРОЗОВА. Мыслители вы наши, ведь из-за вас всё и получилось. Не пошёл бы Петров урок свой отвечать – сидели бы сейчас и, как Рита Смирнова, задачки решали.
СМИРНОВА (поднимает глаза.) Опять?
ВЛАСОВ. А что мы, Надя, по-твоему, делаем, если не решаем задачи? Только теперь жизнь, а не Илья Антонович, задаёт нам свои вопросы.
ВАСИЛЬЕВА. И ты в философы записался!
ВЛАСОВ. Всем пора записаться...
Открывается дверь. Входит Илья Антонович, учитель.
УЧИТЕЛЬ. Всё никак не успокоитесь? Это правильно, ребята, не успокаивайтесь. Пока вы будете в силах спросить и в силах ответить, можете считать себя живыми, имеете на это право. Вопросы – и для науки, и для жизни вещь великая. Чем меньше на них ответов, тем больше ваша жизнеспособность. Вот так. ( Берёт в руки конверт.) И ещё: если вы доброе дело решили сделать, передайте эти деньги в фонд школы. Поверьте, так будет полезнее.
МОРОЗОВА. Простите нас, Илья Антонович...
УЧИТЕЛЬ. Садись на место, Надя. И все садитесь. Начнём урок.
Свидетельство о публикации №207072800291