Выстрелы в будущее
- Ты что творишь, гадёныш! Убью, скотина!
Не сразу сообразив, что происходит, оборачиваюсь на вопль и вижу вздыбленную мамашу, отдергивающую от лужицы мальчика лет четырех. Да и не от лужицы даже, а так, мокрого пятна на земле. Оказывается, малыш, пытаясь познавать мир доступными ему средствами, присел на краю этого пятна на корточки и стал трогать его руками.
Я не однажды сталкивался с подобными явлениями. Ситуации, когда родители, бабушки, дедушки, воспитатели, опекуны, старшие братья или сёстры поносят дитя за провинность, которая не стоит, как говорят в народе, выведенного яйца, в нашей стране не редки. И всё это происходит на людях. Что же тогда творится дома, втайне от посторонних глаз?
Типичный случай: рассерженная мама пытается заставить отстающее от неё чадо идти быстрее. Неокрепшие ножки мальчишки (девчонки) еще не привыкли преодолевать расстояния, которые в тягость даже его «натренированной» мамочке. Ребенок утомился. Стал невнимательным, «заторможенным», плаксивым. Его поведение спонтанно. Оно не преследует каких-либо целей, просто отражает внутреннее состояние. Он хочет отдохнуть, тянется еле-еле. Может уйти в сторону, остановиться, засмотреться на что-нибудь, присесть – организм требует. Однако мамаше разбираться в этом не хочется. Она сама устала. Ей неймётся поскорее добраться до дома, полежать, расслабиться, посмотреть любимый сериал. И вожделенная цель уже близка! Но Боже, как медленно тянется этот ребенок!
- Догоняй!
Малыш будто не слышит.
- Я кому сказал(а)?
Ноль вниманья.
- Ты слышишь, или нет?!
Никакой реакции.
«Нет, да он(а) просто издевается!»
- Я кому говорю, негодник?
Как о стенку горох!
- Ах ты, тварь такая! – дергание, шлепок, подзатыльник ...
На первый обывательский взгляд, ничего из ряда вон выходящего не происходит: «Меня батька исшо и не так обзывал, а то ремнем поперёк спины хаживал! Мож, потому человеком и вырос?!». Но это только на первый и обывательский взгляд. На самом же деле, всё далеко не так просто!
Как вы думаете, почему японцы, в подавляющем большинстве, практически не наказывают своих детей до пяти-семи лет, а американцы разрешают собственным чадам творить в этом возрасте всё, что угодно? И даже создают им условия для этого! Оборудуют специальные комнаты, например. С жиру бесятся? Или, может, по глупости?
«Ну да, - возможно, скажет кто-то. – Они ж - тупые!». Ой, ли?! Может, в чем-то М.Н. Задорнов и прав, но только не в вопросах воспитания дошкольников.
Американцы с японцами, в отличие от нас с вами, знают, что именно с младенчества и до семи лет формируется жизненный сценарий человека, и что от атмосферы, в которой ребенок проживает первые годы своей жизни, во многом зависит, кто из детей будет впоследствии успешен и удачлив, а кто сопьётся в молодости, спасует или сломает собственную судьбу. Может поэтому и те, и другие в своей массе живут значительно лучше нас?
Вы слышали, что у нас в стране многие из детей, с младенчества воспитывающихся в детских домах (читай: недополучивших в раннем возрасте родительского тепла), страдают олигофренией (интеллектуальной отсталостью)? А это непреложный факт. И уже хотя бы поэтому, к слову сказать, правительственная инициатива воспитания детдомовских детей в семьях заслуживает одобрения.
Мы как-то не привыкли задумываться над проблемами раннего детского развития и его влияния на последующую жизнь. Воспитываем, как придется: «как нас воспитывали», «как Бог на душу положит» - короче, надеясь на пресловутый русский авось.
А нас, говоря серьёзно, никто и не воспитывал. Росли сами по себе, как чертополох в огороде. Некогда было нашим отцам, матерям, дедам и бабкам бегать за нами, ибо почти всё прошлое столетие в России – сплошь революции, репрессии, войны, «периоды восстановления» и прочие невзгоды. Выживать надо было. Тут уж не до вытирания носов. Накормить бы вдосталь, вырастить здоровыми. Поэтому и были основными средствами «вывода в люди» окрики да тычки. На развивающие игры и задушевные беседы времени не хватало. Почитали сказку на ночь – считай, что в ней и побывал. Настолько это редко происходило.
Психологией, особенно детской, тоже почти никто из наших предков не интересовался – была охота на заумь время тратить?! Тем более, что она долгое время считалась наукой полубуржуазной – а, следовательно, чуть ли не вредной.
Были, правда, детские сады. Но с ними тоже, как повезет. В городах-то попроще было, а в деревнях – хоть «караул» кричи! Каждая мать выкручивалась, как могла. И даже если удавалось дитя в ясли пристроить, никто не гарантировал, что с ребенком всё нормально будет. Смотря какие воспитательница с нянечкой попадутся. А то могло и по пословице статься: «Нет их – горе, а есть, так – вдвое!». Детских же психологов тогда практически не существовало. Один, два на область, а то и на республику.
Бог нам на душу также ничего покласть не может, потому как мы только формально верующие, а реально – не пойми чего. Пятак при входе в церковь бросаем, а на выходе норовим гривенник слямзить. Мораль у нас национальная такая. Евангелие знаем частями, да и то – больше теми, где про блуд и содомизм написано. А о церковном постулате, утверждающем, что ребенок до семи лет безгрешен, постоянно забываем.
Вот и орём на детей своих (и чужих) чуть ли не матом (а то и им, родимым), и отвешиваем оплеухи по поводу и без него.
А малыш – он что? У него логика ведь ещё не сформирована, метафор он не понимает, о метаязыках (типа эзопова, идиомах) – понятия не имеет. Мировосприятие у него образно-чувственное. Он познает мир через картинки и ощущения. И всё понимает буквально, в первозданном, так сказать, виде.
Родители для маленького индивида если не боги, то что-то около этого. И коли мама или папа утверждает, что он, ребенок – негодяй, значит, так оно и есть. Малыш не совсем понимает, что это слово значит. Но то, что он «нехороший», «плохой» - осознаёт ясно. Мы же, ленясь анализировать смысловую нагрузку того, что слетает с наших губ, мечем в собственных чад всё, что на язык попало. И совершенно не задумываемся о последствиях.
Многие из нас даже не подозревают, что повторение изо дня в день выражений типа: «Чтоб ты сдох!», «Будь ты проклят!», «Чтоб ты провалился!», «Выродок», «Тварь», «Скотина» и всякий другой направленный на ребенка негатив, как словесный, так и поведенческий, исподволь формируют в сознании малыша сценарий неудачника, недочеловека, алкоголика, наркомана, если хотите, самоубийцы и Бог весть кого ещё, настроенного на отрицательный жизненный исход.
Постоянные ограничения, запреты, одергивания, высмеивание – зачастую, мнимых! – недостатков, охаивание стараний маленького человека, игнорирование его достоинств, грубая брань и беспричинные наказания порождают в ребенке чувство страха, заставляющего бояться сотворить что-либо не то, не понравиться, не угодить. И чем отчаяннее он старается сделать что-то с оглядкой на мнение горе-воспитателя, чем больше страшится допустить промах, тем чаще ошибается. Образуется заколдованный круг, который неизбежно приводит малыша к выводу, что он - никчемен.
Поселившийся единожды в душе и многократно подкрепленный родительскими взбучками, страх постепенно становится неотъемлемой составляющей жизни ребенка. Он растет вместе с маленьким человеком, захватывает всё новые и новые сферы его души, и, в конечном итоге, превращается в один из главных компонентов восприятия окружающего мира. Растущий человек начинает остерегаться чужих людей, воспитателей, собак, темноты, родителей – всего, что его окружает.
Несправедливые наказания, избиения, брань, пренебрежительное отношение поселяют в душе растущей личности, вместе со страхом, чувства неосознанной вины и глубоко запрятанной обиды.
Логика детских рассуждений проста: да, он(а) разбил(а) вазу, но ведь не нарочно! Тогда за что наказывают? Он(а) случайно порвал(а) одежду. Но разве он(а) виноват(а) в том, что железный прут торчал из земли именно там, где он(а) пробегал(а)?! И почему мама (папа, дедушка, бабушка) обзывает его злыми, нехорошими словами? Малыш так старался, моя посуду, наводя порядок в комнате, готовя сюрприз, а вместо ожидаемой похвалы слышит: «Ты зачем весь пол залил(а) в кухне, недотёпа?!», «Что за бардак ты устроил(а) в комнате, бестолочь?!», «Кто тебе позволил портить продукты, сволочь мелкая?!».
Пытаясь отыскать и не находя ответа на вопрос «Почему и за что меня ругают?», ребенок так или иначе приходит к выводу: я виноват потому, что просто родился; я никому не нужен и никто меня не любит.
Проявление гнева, злобы, ненависти к ребенку, равнодушие к его интересам и потребностям, культивирование, таким образом, в душе малыша ощущений страха, вины и обиды, закладывают в характере основы взрослого человека, который не уверен в себе, никому не доверяет, всего остерегается и, в то же время, не способен принимать самостоятельных решений.
И если вы хотите вырастить не приспособленных к жизни, непотребных для себя и общества индивидов; если желаете, чтобы ваши отпрыски, достигнув подросткового возраста, стали относиться к вам прохладно, огрызаться и игнорировать ваши пожелания; если мечтаете об окруженной холодом и равнодушием старости - браните своих детей по поводу и без него; пресекайте их инициативу, обращая внимание лишь на то, что вышло плохо; осмеивайте искренние, пусть не совсем удавшиеся, стремления; обзывайте всякими поносными словами! И – уверяю вас!- вы своего добьётесь!
К периоду взрослости ваш ребенок станет обладателем икебаны гнездящихся в подсознании комплексов. Любая критическая оценка его качеств окружающими будет восприниматься как недоброжелательство. Усвоенные с детства запреты и страх обеспечат профессиональные и личностные неудачи. Внешний мир будет представляться враждебным, что, в свою очередь, породит озлобление на всех и вся, которое, так или иначе, приведет к новым провалам. Недостающие любовь и уважение окружающих, а вместе с ними и самоуважение, так необходимые каждому из нас, будут, вполне возможно, замещаться алкоголем, наркотики, и другими химическими препаратами, что еще более усугубит ситуацию. Общество получит индивида, не способного самореализоваться, а значит, быть по настоящему ему полезным и счастливым.
В подобных случаях, рано или поздно, начинается поиск причин неудач. И будьте уверены: после того, как некоторые из этих причин найдутся, отношение вашего выросшего дитяти к вам не улучшится. Скорее, наоборот.
Поэтому, пожалуйста, прежде чем по пустякам ругать или наказывать своего малыша, вспомните, что, возможно, именно в этот раз вы стреляете в будущее не только его, но и своё, а значит, в будущее всей нашей державы. Ведь процветание страны, как известно, складывается из успешности её отдельных личностей.
Александр Кожемякин
Свидетельство о публикации №207073000157
Игорь Леванов 19.03.2010 19:47 Заявить о нарушении