Выстрелы в будущее

Лучистое майское утро. Ослепительно голубое небо. В послегрозовых лужах, на листве, на парящем асфальте резвятся солнечные блики. Воздух пронзительно чист и непривычно свеж. В такие минуты как-то особенно хочется жить, дышать полной грудью, радоваться всему, что тебя окружает. И вдруг:
- Ты что творишь, гадёныш! Убью, скотина!
Не сразу сообразив, что происходит, оборачиваюсь на вопль и вижу вздыбленную мамашу, отдергивающую от лужицы мальчика лет четырех. Да и не от лужицы даже, а так, мокрого пятна на земле. Оказывается, малыш, пытаясь познавать мир доступными ему средствами, присел на краю этого пятна на корточки и стал трогать его руками.
Я не однажды сталкивался с подобными явлениями. Ситуации, когда родители, бабушки, дедушки, воспитатели, опекуны, старшие братья или сёстры поносят дитя за провинность, которая не стоит, как говорят в народе, выведенного яйца, в нашей стране не редки. И всё это происходит на людях. Что же тогда творится дома, втайне от посторонних глаз?
Типичный случай: рассерженная мама пытается заставить отстающее от неё чадо идти быстрее. Неокрепшие ножки мальчишки (девчонки) еще не привыкли преодолевать расстояния, которые в тягость даже его «натренированной» мамочке. Ребенок утомился. Стал невнимательным, «заторможенным», плаксивым. Его поведение спонтанно. Оно не преследует каких-либо целей, просто отражает внутреннее состояние. Он хочет отдохнуть, тянется еле-еле. Может уйти в сторону, остановиться, засмотреться на что-нибудь, присесть – организм требует. Однако мамаше разбираться в этом не хочется. Она сама устала. Ей неймётся поскорее добраться до дома, полежать, расслабиться, посмотреть любимый сериал. И вожделенная цель уже близка! Но Боже, как медленно тянется этот ребенок!
- Догоняй!
Малыш будто не слышит.
- Я кому сказал(а)?
Ноль вниманья.
- Ты слышишь, или нет?!
Никакой реакции.
«Нет, да он(а) просто издевается!»
- Я кому говорю, негодник?
Как о стенку горох!
- Ах ты, тварь такая! – дергание, шлепок, подзатыльник ...
На первый обывательский взгляд, ничего из ряда вон выходящего не происходит: «Меня батька исшо и не так обзывал, а то ремнем поперёк спины хаживал! Мож, потому человеком и вырос?!». Но это только на первый и обывательский взгляд. На самом же деле, всё далеко не так просто!
Как вы думаете, почему японцы, в подавляющем большинстве, практически не наказывают своих детей до пяти-семи лет, а американцы разрешают собственным чадам творить в этом возрасте всё, что угодно? И даже создают им условия для этого! Оборудуют специальные комнаты, например. С жиру бесятся? Или, может, по глупости?
«Ну да, - возможно, скажет кто-то. – Они ж - тупые!». Ой, ли?! Может, в чем-то М.Н. Задорнов и прав, но только не в вопросах воспитания дошкольников.
Американцы с японцами, в отличие от нас с вами, знают, что именно с младенчества и до семи лет формируется жизненный сценарий человека, и что от атмосферы, в которой ребенок проживает первые годы своей жизни, во многом зависит, кто из детей будет впоследствии успешен и удачлив, а кто сопьётся в молодости, спасует или сломает собственную судьбу. Может поэтому и те, и другие в своей массе живут значительно лучше нас?
Вы слышали, что у нас в стране многие из детей, с младенчества воспитывающихся в детских домах (читай: недополучивших в раннем возрасте родительского тепла), страдают олигофренией (интеллектуальной отсталостью)? А это непреложный факт. И уже хотя бы поэтому, к слову сказать, правительственная инициатива воспитания детдомовских детей в семьях заслуживает одобрения.
Мы как-то не привыкли задумываться над проблемами раннего детского развития и его влияния на последующую жизнь. Воспитываем, как придется: «как нас воспитывали», «как Бог на душу положит» - короче, надеясь на пресловутый русский авось.
А нас, говоря серьёзно, никто и не воспитывал. Росли сами по себе, как чертополох в огороде. Некогда было нашим отцам, матерям, дедам и бабкам бегать за нами, ибо почти всё прошлое столетие в России – сплошь революции, репрессии, войны, «периоды восстановления» и прочие невзгоды. Выживать надо было. Тут уж не до вытирания носов. Накормить бы вдосталь, вырастить здоровыми. Поэтому и были основными средствами «вывода в люди» окрики да тычки. На развивающие игры и задушевные беседы времени не хватало. Почитали сказку на ночь – считай, что в ней и побывал. Настолько это редко происходило.
Психологией, особенно детской, тоже почти никто из наших предков не интересовался – была охота на заумь время тратить?! Тем более, что она долгое время считалась наукой полубуржуазной – а, следовательно, чуть ли не вредной.
Были, правда, детские сады. Но с ними тоже, как повезет. В городах-то попроще было, а в деревнях – хоть «караул» кричи! Каждая мать выкручивалась, как могла. И даже если удавалось дитя в ясли пристроить, никто не гарантировал, что с ребенком всё нормально будет. Смотря какие воспитательница с нянечкой попадутся. А то могло и по пословице статься: «Нет их – горе, а есть, так – вдвое!». Детских же психологов тогда практически не существовало. Один, два на область, а то и на республику.
Бог нам на душу также ничего покласть не может, потому как мы только формально верующие, а реально – не пойми чего. Пятак при входе в церковь бросаем, а на выходе норовим гривенник слямзить. Мораль у нас национальная такая. Евангелие знаем частями, да и то – больше теми, где про блуд и содомизм написано. А о церковном постулате, утверждающем, что ребенок до семи лет безгрешен, постоянно забываем.
Вот и орём на детей своих (и чужих) чуть ли не матом (а то и им, родимым), и отвешиваем оплеухи по поводу и без него.
А малыш – он что? У него логика ведь ещё не сформирована, метафор он не понимает, о метаязыках (типа эзопова, идиомах) – понятия не имеет. Мировосприятие у него образно-чувственное. Он познает мир через картинки и ощущения. И всё понимает буквально, в первозданном, так сказать, виде.
 Родители для маленького индивида если не боги, то что-то около этого. И коли мама или папа утверждает, что он, ребенок – негодяй, значит, так оно и есть. Малыш не совсем понимает, что это слово значит. Но то, что он «нехороший», «плохой» - осознаёт ясно. Мы же, ленясь анализировать смысловую нагрузку того, что слетает с наших губ, мечем в собственных чад всё, что на язык попало. И совершенно не задумываемся о последствиях.
Многие из нас даже не подозревают, что повторение изо дня в день выражений типа: «Чтоб ты сдох!», «Будь ты проклят!», «Чтоб ты провалился!», «Выродок», «Тварь», «Скотина» и всякий другой направленный на ребенка негатив, как словесный, так и поведенческий, исподволь формируют в сознании малыша сценарий неудачника, недочеловека, алкоголика, наркомана, если хотите, самоубийцы и Бог весть кого ещё, настроенного на отрицательный жизненный исход.
Постоянные ограничения, запреты, одергивания, высмеивание – зачастую, мнимых! – недостатков, охаивание стараний маленького человека, игнорирование его достоинств, грубая брань и беспричинные наказания порождают в ребенке чувство страха, заставляющего бояться сотворить что-либо не то, не понравиться, не угодить. И чем отчаяннее он старается сделать что-то с оглядкой на мнение горе-воспитателя, чем больше страшится допустить промах, тем чаще ошибается. Образуется заколдованный круг, который неизбежно приводит малыша к выводу, что он - никчемен.
Поселившийся единожды в душе и многократно подкрепленный родительскими взбучками, страх постепенно становится неотъемлемой составляющей жизни ребенка. Он растет вместе с маленьким человеком, захватывает всё новые и новые сферы его души, и, в конечном итоге, превращается в один из главных компонентов восприятия окружающего мира. Растущий человек начинает остерегаться чужих людей, воспитателей, собак, темноты, родителей – всего, что его окружает.
Несправедливые наказания, избиения, брань, пренебрежительное отношение поселяют в душе растущей личности, вместе со страхом, чувства неосознанной вины и глубоко запрятанной обиды.
Логика детских рассуждений проста: да, он(а) разбил(а) вазу, но ведь не нарочно! Тогда за что наказывают? Он(а) случайно порвал(а) одежду. Но разве он(а) виноват(а) в том, что железный прут торчал из земли именно там, где он(а) пробегал(а)?! И почему мама (папа, дедушка, бабушка) обзывает его злыми, нехорошими словами? Малыш так старался, моя посуду, наводя порядок в комнате, готовя сюрприз, а вместо ожидаемой похвалы слышит: «Ты зачем весь пол залил(а) в кухне, недотёпа?!», «Что за бардак ты устроил(а) в комнате, бестолочь?!», «Кто тебе позволил портить продукты, сволочь мелкая?!».
Пытаясь отыскать и не находя ответа на вопрос «Почему и за что меня ругают?», ребенок так или иначе приходит к выводу: я виноват потому, что просто родился; я никому не нужен и никто меня не любит.
Проявление гнева, злобы, ненависти к ребенку, равнодушие к его интересам и потребностям, культивирование, таким образом, в душе малыша ощущений страха, вины и обиды, закладывают в характере основы взрослого человека, который не уверен в себе, никому не доверяет, всего остерегается и, в то же время, не способен принимать самостоятельных решений.
 И если вы хотите вырастить не приспособленных к жизни, непотребных для себя и общества индивидов; если желаете, чтобы ваши отпрыски, достигнув подросткового возраста, стали относиться к вам прохладно, огрызаться и игнорировать ваши пожелания; если мечтаете об окруженной холодом и равнодушием старости - браните своих детей по поводу и без него; пресекайте их инициативу, обращая внимание лишь на то, что вышло плохо; осмеивайте искренние, пусть не совсем удавшиеся, стремления; обзывайте всякими поносными словами! И – уверяю вас!- вы своего добьётесь!
К периоду взрослости ваш ребенок станет обладателем икебаны гнездящихся в подсознании комплексов. Любая критическая оценка его качеств окружающими будет восприниматься как недоброжелательство. Усвоенные с детства запреты и страх обеспечат профессиональные и личностные неудачи. Внешний мир будет представляться враждебным, что, в свою очередь, породит озлобление на всех и вся, которое, так или иначе, приведет к новым провалам. Недостающие любовь и уважение окружающих, а вместе с ними и самоуважение, так необходимые каждому из нас, будут, вполне возможно, замещаться алкоголем, наркотики, и другими химическими препаратами, что еще более усугубит ситуацию. Общество получит индивида, не способного самореализоваться, а значит, быть по настоящему ему полезным и счастливым.
В подобных случаях, рано или поздно, начинается поиск причин неудач. И будьте уверены: после того, как некоторые из этих причин найдутся, отношение вашего выросшего дитяти к вам не улучшится. Скорее, наоборот.
Поэтому, пожалуйста, прежде чем по пустякам ругать или наказывать своего малыша, вспомните, что, возможно, именно в этот раз вы стреляете в будущее не только его, но и своё, а значит, в будущее всей нашей державы. Ведь процветание страны, как известно, складывается из успешности её отдельных личностей.

Александр Кожемякин


Рецензии
"Поэтому, пожалуйста, прежде чем по пустякам ругать или наказывать своего малыша, вспомните, что, возможно, именно в этот раз вы стреляете в будущее не только его, но и своё, а значит, в будущее всей нашей державы. Ведь процветание страны, как известно, складывается из успешности её отдельных личностей." Интересный вывод, но не тольок наказание влияет, а всё что вкладывает, пото это прорастает. http://www.proza.ru/2010/02/17/1273

Игорь Леванов   19.03.2010 19:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.