диагноз АвАнгАрд Часть 1. Импрессионизм в литерату

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 –начала 20в.,зародилось во Франции, название образовано от фр.слова impression (впечатление).
 Как авангардное течение модернизма, импрессионизм пережил пик популярности в начале 20 в. Его стилевые приемы успешно использовали для описания природы и настроения человека самые разные писатели, в том числе Золя, Чехов, Джойс, Цвейг, Гамсун, Моэм.
Основными признаками импрессионизма являются:
1.впечатлительность
2.пассивность
3.созерцательность
4. красочность и равноценность описания всех деталей без выделения главного
5.стремление к абсолютному натурализму для естественной передачи непосредственного чувственного впечатления.
 Типичный для импрессионизма литературный герой - впечатлительный, склонный к созерцательности индивидуум, фиксирующий в воображении быструю смену картин окружающего мира в мельчайших подробностях, ограничиваясь при этом ролью пассивного наблюдателя.
 Для писателя – импрессиониста возможны два пути : внешний, как сосредоточение на описании мгновенно меняющихся картин материального мира без уклона в психологию, и внутренний , где изменения материального мира служат лишь поводом для описания вызванных ими изменений человеческой психики.
       Как пример внешнего пути , характерно творчество австрийского писателя Петера Альтенберга (1859 -1919), называвшего себя «наикратчайшим импрессионистом» и «моментальным фотографом». Он воспринимает людей с точки зрения декоративно – внешней и описывает как цветовые пятна. Типичная для импрессионизма равноценность составляющих выражается во включении в описание случайных фраз из разговоров идущих мимо людей . Художественный принцип Альтенберга композиционно выражается в замене развертывания образа или явления намеком на него ( часть вместо целого). Он пытается привносить в новеллы элементы символики в виде рефрена сентенций, описывающих какие – то незначительные качества явления , но они не дают эффекта именно из – за своей незначительности.
 Пример внутреннего пути – творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859 – 1952).
 Его романы «Голод» и «Мистерия» являются программными произведениями психологического импрессионизма, доведенного до абсолюта. Герои Гамсуна движутся по замкнутому кругу – их неустойчивое настроение меняется от малейшего колебания внешней среды и мгновенно переносится обратно на окружающее, которое тут же принимает другой вид под воздействием изменившегося настроения наблюдателя .
 Рассмотрим на конкретных примерах типичные для импрессионизма стилевые особенности.
1.Впечатлительность передается стремительным чередованием описаний , между которыми часто теряется логическая связь .
 ПРИМЕР: « Ах и море море алое как огонь и роскошные закаты и фиговые деревья в садах Аламеды да и все причудливые улочки и розовые желтые голубые домики аллеи роз и жасмин герань кактусы и Гибралтар где я была девушкой и Горным цветком да»
2.Пассивность достигается превращением глагола из носителя движения в носитель определенного качества или замены его определением
 ПРИМЕР: «льет дождь» заменяется на : « дождь, который льет», или « льющийся дождь».
3.Созерцательность выражается целым рядом определений , часто повторяющихся для того, чтобы точнее представить предмет. Образуются новые сложные слова, чтобы выразить многообразие предмета в одном восприятии.
 ПРИМЕР: « Благоухания стремились через раскрытые окна церкви, и вместе с ними благоуханные имена той, что была зачата неоскверненно, ковчег духовный, молись за нас, ковчег поклонения, молись за нас, ковчег благочестия несказанного, молись за нас, о роза таинственная».
« Что это не было ни небодревом, ни небогротом, ни небозверем, ни небочеловеком. Что была то – Утопия»
4.Равноценность деталей описания достигается монотонным перечислением рассматриваемых объектов без выделения одного их них эмоциональным ударением.
 ПРИМЕР: « Движенье воздуха, утренние петухи в отдалении, церковные колокола с разных сторон, вокализы пернатых, одинокие шаги раннего путника, зримое распространение света незримого светила».
5.В стремлении к натурализму импрессионисты включают в описание откровенно физиологические элементы , неприемлемые для классики.
 ПРИМЕР: «любой кто целует женщину в зад для меня конченый человек после этого он готов вообще все неестественное целовать у нас там ни единого атома хоть какой – нибудь выразительности у всех те же два кома жира».
 Цитаты для примеров взяты автором из романа «Уллис» ирландского писателя Джеймса Джойса (1882 -1941).
 Для наглядности рассмотрим импровизацию на тему :
« Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит».
 Перепишем текст языком импрессионизма:
«ах эта свежесть зеленеющей травы под жидким золотом блистающего Солнца летящей ласточкой из моря синевы весну рождает сквозь небес оконце».
       В 1906 г. манифест германской группы "Мост" провозгласил новые приоритеты в искусстве. На смену импрессионизму, как натуралистическому воплощению созерцательной чувственности, приходит экспрессионизм, как доведенное до максимальной выразительности абстрактное действие.


Рецензии
Джойс здесь явно выпадает. Он икона модернизма, а какой в 1920 году импрессионизм?
"Импрессионизм" относится к традиционной литературе, да и назывался он натурализмом. А у Джойса это всё коллаж.
Вот постимпрессионизм - переходный этап к модернизму, и правильно называть его пострадиционализмом.

Елена Троянская Третья   10.01.2024 00:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.