А я про войну совсем мало что знаю

- «А я про войну совсем мало что знаю» - говорит наша дочь. Еще бы, Победа 45-го старше ее на 20 лет, а кого-то и того больше. По масштабам человеческим 60 лет - время малое, но и жизнь человеческая коротка и картины горя, подвигов, истины Великой Отечественной войны мы воспринимаем сегодня скорее как документальную хронику. Потому что, увы, все меньше остается в живых их, солдат Победы.
Снова я на Урале и вновь у заметенной тропки, запорошенной свежевыпавшим снегом, ведущей к
избенке с двумя приземистыми окнами, одно из которых закрыто ставнями.
На мой стук в калитку ворот, на крыльце появляется Елена Григорьевна.
-«О,милок, проходи. Я тебя из окна признала и твою статью в газете берегу, храню».
Много бы она могла рассказать о том невероятно тяжелом и героическом времени, выпавшем на плечи простой русской женщины.
-«Отыскала я нечаянно, нежданно несколько весточек с того времени от моего мужа-солдата Александра Тимофеевича».
Осторожно, с объяснимой дрожью в сердце, беру в руки пожелтевшие рассыпающиеся листочки, где химическим карандашом солдат выводил слова, вмещающие в себя мысли о доме, о родных. На треугольном конверте, свернутом из исписанного листа, штамп - «Проверено военной цензурой». Не разобрать уже обратного адреса: стерт годами. Но все же, затаив дыхание, всматриваюсь в истрепанный временем листочек полевой почты и жажду увидеть краешек судьбы простого солдата.
Но начать хочу письмо, датированное апрелем 1975 года. Написано оно красивым каллиграфическим почерком учениками 4-го класса Черноерковской сельской школы Славянского района Краснодарского края:
-«Здравствуйте, Елена Григорьевна! Братская могила, где захоронен ваш муж, находится в скверике, недалеко от школы. Мы знаем, что следить за братской могилой - наш пионерский долг. Мы не должны забывать о тех, кто поплатился жизнью за наше светлое будущее. Пожалуйста, расскажите нам о жизни вашего мужа. Мы посылаем вам фотокарточку братской могилы, где он похоронен».
Признаюсь, самым трудным для меня оказалось взять из рук вдовы похоронку. Вроде горе-то и не твое и
давно это было. Но все же будто слышишь плач 60-летней давности и сердце сжимается от необъяснимого
чувства понесенной потери. «
«Ваш муж - красноармеец Александр Тимофеевич Трифонов, проявив геройство и мужество, погиб 1 мая 1943 года, похоронен около хутора Колобитка Темрюкского района на правом берегу реки Курка».
А ведь совсем недавно от него пришло вот это письмо:
«Здравствуй, дорогая Лена и сынок Шурик! Шлю вам от души по горячему привету. Сообщаю, что пока я жив. Сижу в окопе. Защищаю родную землю. Пиши мне, Лена, а то я от вас давно не получал письма. Снаряды рвутся, но для нас это уже вошло в привычку. Первое время, конечно, было жутко. Мы тоже не дремлем, бьем фашистов. Обо мне не беспокойся. Действующая армия, полк 491, рота 9».
Ах нет, еще приписочка на уголке треугольничка: «Лена, если жить тяжело, продай мои вещи, но себя не морите».
Ах, Елена Григорьевна, как же любил вас ваш муж — красноармеец Александр Тимофеевич.
Кто-то скажет: может ли письмо простого солдата, проверенное военной цензурой, стать истинным свидетелем войны?
Может, ведь между строк душой были написаны не видимые глазу строки, понятные матери, отцу, жене. Истина - это не только стратегические планы. Это чувства и затаенные мысли каждого прошедшего войну, на фронте или в тылу. И без этого не было и полной картины той беды, что называется коротким словом - война.
И когда не останется живых свидетелей Отечественной войны, эти безмолвные свидетели - письма с фронта - напрямую, без посредников (режиссеров и писателей) расскажут новому поколению о великом подвиге их предков, совершенном во имя сегодняшней жизни.
Наверно в том параллельном мире летят журавлями пожелтевшие листья полевой почты: «Мы выстояли под Сталинградом, мы выгнали врага с нашей Родины» - слышен их радостный крик.
Вечная память рядовому Солдату !
Александр Самохвалов


Рецензии