Больше шести десятков лет прошло с тех пор, как легендарный дикт

Больше шести десятков лет прошло с тех пор, как легендарный диктор Левитан прочел по радио указ Президиума Верховного Совета СССР о провозглашении 9 мая Днем Победы. Много воды ушло с тех пор, мало героев минувшей войны дожило до нынешнего юбилея. В памяти же тех немногих, которые воевали, все видели своими глазами, а не просидели где-то в тылу и сейчас бьющие себя в грудь, как боевые защитники, навсегда запечатлелось 8 мая 1945 года – день подписания нацисткой Германией акта о безоговорочной капитуляции, поставивший жирную точку на Вторую мировую. С тех пор эта дата отмечается в Европе как международный день победы над фашизмом.
Мой собеседник Александр, переживший все ужасы войны, оккупацию, угон с матерью на работы в Германию, в которой он на старости лет оказался, рассказывает:
- Согласно исследованиям, проведенным социологическим институтом, каждый пятый немец из старшего поколения испытывает чувство вины за преступления, совершенные национал-социалистами. Они душевно переживают о прошлом своей страны, борются с сегодняшними неонацисткими выходками, с уважением относятся к памятникам наших погибших воинов. Такой ухоженности, сохранения целостности я даже в России порой не встречал.
Глубоко вздохнув, Александр продолжал:
- Обратился я в свое время, еще проживая на родине, по месту захоронения моего отца, согласно похоронке погибшего во время боев в Краснодарском крае под станицей Черноерковской. Так мне пришел ответ, что такой не числится, и только обратившись в Москву, получил ответ, что занесен в список.
Боль в сердце от того, что этого лишь и заслужил солдат, отдавший жизнь за страну, и даже надписи нет на стеле у обелиска. Вот так хранит память Родина-мать о своем сыне.
При посещении я даже не увидел цветов в скверике, хоть и было летнее время. Наши соотечественники не интересуются, кому обязаны жизнью своих родителей, а значит, и своей собственной.
Александр, немного помолчав, продолжал:
- После развала СССР появилось немало разоблачительных публикаций на тему Второй мировой. Это уже стало модой. Чего только не пишут новоявленные «классики» в попытках свести на нет героические усилия в борьбе с фашизмом стран антигитлеровской коалиции и особенно народов Советского Союза. Доказать, что минувшая война была всего-навсего столкновением двух агрессоров, на которых лежит равная ответственность за тяжкие последствия военного лихолетия. Мол, если бы не «они» напали на нас, то «мы» бы на них определенно. Но мы имеем то, что имеем: нападение гитлеровцев без объявления войны, всеобщую мобилизацию, невероятное количество жертв, миллионы сирот и массовый героизм советских людей, спасших цивилизацию от фашизма.
Не за тирана Сталина сражался мой отец Александр Тимофеевич. Он защищал свою землю, свою жену, меня – своего малолетнего сына. Телом своим, отдав жизнь, преграждал оккупантам дорогу к родному очагу.
Согласием, нужно обнародовать неизвестные ранее факты, но нельзя огульничать и глумиться над памятью павших.
Дрожащий голос Александра прервался, он смущенно достал носовой платок и, конфузясь, протер наполненные слезами глаза. Помолчав, он продолжал:
- Из всех форм иждивенчества самая подлая – неблагодарность к защитникам Отечества. И подобные научно-теоретические изыски являются надругательством над исторической памятью и нравственными нормами. Возмутительным издевательством над теми, кто уже не может ничего сказать по этому поводу.
Но остались их дети и внуки. От их имени, как сын погибшего солдата, склоняю голову перед памятью тех, кто ценой собственной жизни приблизил День Победы.
Низкий поклон ветеранам, которых с каждым годом становится меньше и меньше. Здоровья вам! Живите подольше, передавайте свой опыт и память о героизме защитников Отчизны последующим поколениям. Это нужно не мертвым – это нужно живым!
Старый человек замолчал. Каждый из нас мыслями был в том далеком времени. Я с ним был полностью согласен.
Под деревом, недалеко от скамьи, распустились подснежники. Рядом прыгали, весело чирикая, два воробышка.
Весна спешила к людям.
Жизнь продолжалась.

Александр Самохвалов.


Рецензии