Бременские музыканты, берлинские пирожные

Бременские музыканты, берлинские пирожные, мюнхенские пивные, франкфуртская международная книжная ярмарка, знаменитый курорт Баден-Баден, Октоберфест. Что еще мы знали в России о стране нашего будущего проживания? Пожалуй, не так и много. Когда-то ГДР казалась нам страной всеобщего благоденствия. Редкие туристы и командированные из бывшего Союза, счастливчики, привозили оттуда сервизы «Мадонна», замшевые куртки, стеганные нейлоновые халаты, самоклеящиеся обои, яркие механические игрушки и с восторгом рассказывали в тесном кругу друзей, что «там» есть все. И нам так хотелось столь шикарной жизни.
А что мы знали о жителях Германии? То, что они удерживают мировую пальму первенства в туризме и путешествиях. Что каждый житель Германии в год выпивает кофе, пива больше, чем любой другой, живущий в Западной Европе. Немцы казались нам абсолютно счастливыми людьми: сытыми, беззаботными, постоянно улыбающимися, дружелюбными и улыбающимися. И вот из России мы приехали сюда, теперь рядом с ними, но близости нет. Почему? Кто в этом виноват? Негостеприимные хозяева или бесцеремонные гости? А может все дело в разности менталитетов, их диаметральной противоположности? Так в чем причина? Чем объяснить, что некоторые приехавшие столь тяжело вживаются в эту среду обитания? Приведу несколько примеров, которые выделяют коренное население.
Местные дамы по жизненному укладу мало внимания обращают на внешнюю притязательность. Их главный критерий при выборе одежды – удобство. Немцы в подавляющем большинстве одеты простовато или правильнее сказать, примитивно, как наши запущенные студенты: джинсы, кеды, куртка. И притом как попало, в ужасном сочетании. Никакого желания выделиться или модно одеться, никаких покушений на стиль. Чтобы вписаться в немецкое окружение, не нужно выпендриваться. Одевайся по-простецки, кто во что горазд.
Здесь никто не вторгается в частное пространство другого. Приходить к соседям просто так не принято. Деньги занимать тоже. Часто жители подъезда не знакомы друг с другом, хотя семей в подъезде всего несколько. Они не любят сидеть на скамейках и судачить, а потому часто вижу, как проходя мимо бабушек из Казахстана, разговаривающих у входной двери, местная фрау, проходя мимо, брезгливо окидывает их взглядом. Какие тут контакты?
Немцы для прибывших из-за бугра совсем чужие, словно запрограммированные. Все у них рассчитано, расписано, внесено в компьютер. Приехавшие со своими проблемами, мечтами, надеждами им неинтересны.
У наших душа нараспашку, а у них не поймешь, что на самом деле думают: зубы скалят в фальшивой улыбке, а в душе может быть тебя презирают.
Для них главное – автономность, независимость от всех и всего: от соседей, коллег, друзей, родственников. Никаких «одолжи соль, а то спички кончились». Явиться в гости без приглашения или позвонить после 22 часов здесь не моги, это как снег на голову. И таких отличий в отношениях и поведении можно приводить много.
Есть, конечно, категория наших людей, которых не коснулась проблема контактов с местными. Как правило, это специалисты, приехавшие в Германию по рабочему контракту и задержавшиеся здесь навсегда. Есть другая категория наших людей, их значительно больше. Они посещают только русских врачей, работают только в русских структурах, читают исключительно русскую литературу, смотрят только русское телевидение, дружат только между собой и плевать хотели на отношение к ним местных немцев. Они живут в параллельном мире, не нуждаясь в дружбе с соседним миром.
Но есть, безусловно, и те, которые стремятся влиться в ту среду обитания, в которую им надо втиснуться и жить полноценной, нормальной человеческой жизнью. И это вполне объяснимо, дружба для нашего человека – это отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, общности интересов. Настоящий, в нашем понимании, друг – это человек, на которого можно положиться, как на самого себя. Он не подведет, не предаст, не подставит. Местные же к понятию дружбы подходят менее требовательно. Для них друг – это соучастник в делах, напарник по свободному времяпрепровождению, не связанный с ними тонкими духовными узами. Кто-то из философов сказал однажды:»Если у немцев отобрать порядок, они погибнут. Порядок для них – образ жизни». Отношения здесь регулируются не эмоциями, а деловыми интересами. Конфликты разрешаются не призывами к благородству а законодательством. Люди не лезут друг другу в душу, не расспрашивают о личном, не вмешиваются в частную жизнь.
Тем не менее, найти с ними общий язык можно. Согласен, имеются среди арийцев и те, кто, как баба Яга, не выносят русского духа, но их ничтожно мало. В своем подавляющем большинстве немцы очень спокойные.
В Германии наши люди попадают в атмосферу эмоциональной внешней почтительности, скрывающей истинные чувства. А будут ли коренные с нами общаться, во многом зависит от нас самих. А мы порой сами не сахар, это уже даже не скрывается. Зачастую мы сами ленимся проникать в «немецкую среду», ставя превыше всего свое «Я». К сожалению, Обломов в нас сидит больше, чем Штольц.… Но кто знает, может и мы со временем научимся улыбаться всем без разбора, сдерживать свои эмоции и ценить порядок превыше всего.
А фальшивая вежливость гораздо лучше, чем искренняя ненависть.



Александр Самохвалов.


Рецензии