В сентябре 1941 года Александр пошел бы в школу

В сентябре 1941 года Александр пошел бы в школу в первый класс. Начатая война поломала многие людские судьбы. Не суждено было сесть за парту, а пришлось провожать на фронт своего отца Александра Тимофеевича, который ушел добровольцем защищать страну во имя лучшего будущего своего сына.
Не вспомнит сейчас Александр, как отец прощался с ним: потрепал ли по вихрастой головенке или крепко прижал его к своей груди. Нет, не сохранилось в памяти той прощальной минуты. А если хорошо поворошить далекой довоенное время, то почему-то чистой, нежной отцовской ласки не видел мальчонок. Не припомнит, чтобы отец чем-то с ним занимался в домашней обстановке, или играл в мяч, или рассказал сказку. Нет, не вспомнит.
Мать одна управлялась с домашней живностью, все было на ее плечах. Александр это видел, но почему не было рядом отца, этот вопрос тогда перед ним не стоял. И вот, прожив жизнь, он задает сейчас его себе. Почему-то отец выпивал, это Александр помнит, так как сохранились в памяти эпизоды хорошо «накаченного» отца. Буянить, драться – этого не было, но явиться домой без чувств, свалиться с порога – это было. Однажды на берегу Адагума поздним вечером его, здорово выпившего, раздели до трусов. Хорошо, что не столкнули с обрыва в речку.
Отец работал главным бухгалтером на элеваторе при станции Крымская. Вроде и должность почитаемая, не физическая, но что-то заставляло его смотреть на дно рюмки.
Александр Тимофеевич выходец из зажиточной, многодетной семьи, но революционные события переломали, перевернули их семейный устой жизни. Раскулачивание, думает Александр, принесло еще больше усугублений. Братьев разбросало. Александра Тимофеевича с другом и братом занесло в Среднюю Азию, в жаркий Самарканд. Почему его потянуло в те края? Что заставило бросить Кубань и податься в неизвестность? За что был расстрелян один брат в 37 году? Вопросы, вопросы как волны накатываются на берег.
До боли в сердце Александр жалеет, что мало интересовался, не расспрашивал мать о том далеком времени. Почему молодое поколение так спокойно, равнодушно к прожитой жизни их родителей? Почему, как святыню, не передают семейные традиции, реликвии?
Уходят годы, прожитые Александром на этой столь грешной, с жестокими людьми, земле. Что вберут в сердце его внучата? Может быть, как и раньше для него, прожитая жизнь старших для них ничего не значащее время? А так хотелось бы Александру, чтобы внуки исправили пробел и хоть капельку, маленькую частичку смогли бы поведать о его жизни своим детям, своим внучатам.
Род человека, как осеннее дерево. Когда отбыв срок, листья покидают крону, они расстаются с деревом навсегда, вдоволь испив его весенние соки. Но корни, ствол остались. И ствол крепче впился корнями в матушку-землю и вновь на следующую весну дерево зашелестит обновленной зеленой листвой.
У людей все, как в природе, только прошедшее не исчезает бесследно. Оно хранится не так долго, как хотелось бы Александру, который с годами понял, как мало он сделал, чтобы его потомки помнили о своих предках.


Александр Самохвалов


Рецензии