Не ссыбл!

Коль на день у тебя одна лепешка есть,
И в силах ты кувшин воды принесть,
Что за нужда тебе презренным подчиняться,
И низким угождать, свою теряя честь?

Омар Хайам "Рубаи"



Дед в тот день закончил закладывать картошку в подпол – устал и уже лег спать, когда его разбудил громкий хлопок. Он не спеша встал, вышел в сени, сунул босые ноги в резиновые сапоги, накинул телогрейку, висевшую на гвозде при входе и вышел на улицу.

Там где когда-то была вилла в звездное небо поднимался сноп ярко-красных больших искр, закручивающихся в каком-то безумном вихре. На фоне еще более черной, чем обычно, сентябрьской ночи было видно, как бушует и гудит пламя.

Деде зачарованно смотрел на огонь, а потом повинуясь какому-то неслышному ритму, стал ударять себя руками по бедрам, подпрыгивать, как какой-то огнепоклонник с далекого тропического острова, и распевать всего одно слово, все быстрее и громче, словно какое-то таинственное и древнее заклинание: «Не ссыбл, не ссыбл, не ссыбл, не ссыбл …»



***************************



Жизнь деда текла спокойно и неспешно с той самой поры как его единственного соседа по деревне Ваньку забрали в дом престарелых.

Сельсовет и ему предлагал – но дед отказался – он хоть и оставался жить один в заброшенной деревне – ну да зато сам себе хозяин.

Ванька был алкоголиком – и все время ему было что-то от деда нужно – то денег на водку (пристанет же черт – дай и дай – не отвяжешься), то просто поболтать – а деду все некогда – у него дел пол горло.

С тех пор, как умерла его бабка, ему все приходилось делать самому – и пасти козу, и ловить рыбу в небольшом озере рядом с деревней, и косить сено, и следить за огородом - да еще и готовить еду и стирать и топить печь.

Хозяйство у деда было небольшое – но как он сам любил говорить «грамотное» - коза, куры, кролики и 10 соток под картошкой. Летом в соседнюю деревню (а до нее было три километра) приезжали дачники – и раскупали у него подчистую все козье молоко – на вырученные деньги дед закупал дрова, продукты и корма для живности – пенсия-то хоть и ветеранская, но все маленькая.

Дед был жилист и здоров –и на войне не ранили и сейчас хвори мимо проходили - вот только с годами стал видеть хуже.

А кончилась спокойная жизнь деда, когда на холме (там где до революции барский дом стоял) начали строить Виллу.

Первой о Вилле ему рассказала почтальонша Нюрка, когда привезла ему пенсию.

 - Слышь, Михалыч – теперь ты не один здесь куковать будешь – давеча Зинка из сельсовета говорила – что выкупили у них горушку – будет там один миллионщик московский себе виллу строить - с бассейном, сауной, гаражом – кончилась твоя жизнь в глухомани.
Зинке за оформление документов мииллионщик столько денег отвалил, что она пьяная уже третий день – все отмечает продажу.

 - Ну да что – ответил дед – пущай строят – мне не жалко.

Виллу стали строить быстро – подъезжали цистерны с цементом, грузовики с кирпичом, установили вагончики для рабочих.

К деду стали приходить в гости строители – простые мужики с Украины, загоревшие до черноты – приносили деду гвозди и доски в обмен на пойманную рыбу и молоко.

Зайдут, поговорят с дедом, обсудят виды на урожай («Картошке в этом году жара в рост идти не дает»), покурят и пойдут обратно. Справные мужики – помогли деду трубу поправить на доме – дед и сам бы сумел, но гуртом сподручней.

Через год, когда когда Виллу достроили и участок обнесли высоким забором из красного кирпича, произошла первая встреча со новыми соседями.

Дед окучивал картошку когда к полю подъехал здоровенный черный джип. Не остановившись у края поля автомобиль поехал прямо по картошке по направлению у деду.

Пропахав две глубокие борозды в картофельных рядках машина остановилась.

- Слышь дедок, ты в озере больше рыбу не лови – Кирилл Андреевич туда карпа и форель запускает – твои сетки там без надобности. Все понял?

С дедом разговаривал водитель – еще один парень сидел на переднем сидении. Дед почувствовал, как у него начало учащенно биться сердце.

- Да как же это – озеро-то общее. Я там с малолетства рыбу ловлю и отец мой ловил. Вообще вся деревня ловила.
- Озеро Кирилл Андреевич тоже купил - все дедок дорыбачился – водитель засмеялся.
- А как же я без рыбы-то?
- Не ссыбл – водитель опять засмеялся – докоптишь как-нибудь.

На следующее утро дед увидел, что его лодка разбита в щепки.

Вторая встреча произошла через месяц у деда дома.

Дед вечером смотрел телевизор, когда к нему в избу вошли трое.

- Здорово дед – пришли к тебе в гости – Кирилл Андреевич сказал тебя проведать – обратился к деду один из вошедших.

Дед встал – у него опять начало учащенно биться сердце.
- Что нужно? – задал он вопрос.
- Да вот Кирилл Андреевич надумал сауну в сельском стиле обставить – вот заехали к тебе за интерьером – самовар, иконки, прялки, коромысла, кочерги, ну там поделки всякие. Да не ссыбл - за все заплатим.

Один из парней направился к красному углу и снял икону.
- А ну, положь – бросился к нему дед. Парень в ответ резко ударил деда в лицо.

Парни сорвали занавеску с окна и сложили в нее все что сочли нужным – самовар, икону, медный ковшик, лосиные рога, которые дед когда-то подобрал в лесу.

Уходя один из парней бросил на стол две бумажки по 500 рублей.
- Не ссыбл дедок – видишь как и обещали - тебе деньжат оставили. Не вздумай жаловаться – у нас все куплено – и в сельсовете и в ментовке. Скажем, что сам продал. А вообще ты нам мешаешь – Кирилл Андреевич сказал, что твоя лачуга ему весь вид портит. Но не ссыбл – он добрый – даст тебе пожить еще с годик – а потом вместо твоей картошки - поле для гольфа сделаем. На неделе еще за дровишками к тебе заедем - у тебя их полный сарай. Не ссыбл - баблоса дадим к пенсии.

Когда они ушли дед налил себе стопку водки, чтобы унять дрожь в руках.
Посидел минут 15 спокойно на стуле – положив руки на колени, будто замыслив что-то, потом умылся и лег спать.

На следующее утро он залез на чердак сарая и достал из сена покрашенный зеленой краской снарядный ящик. В ящике лежал трофейный Вальтер, с несколькими обоймами к нему, и пять динамитных шашек.

Дед достал одну шашку и сунул ее за пазуху. Ящик снова закопал в сено.

Спустившись во двор он выбрал из поленницы аккуратное сосновое полено.

Взяв топор, дед аккуратно расколол его на две ровные части.

Забрав обе половинки полена, в небольшой мастерской, оборудованной в пристройке к дому, дед стамеской выдолбил углубление в обеих половинках полена – точно по форме динамитной шашки.

Заложил в углубление взрывчатку и аккуратно склеил обе половинки столярным клеем. Осмотрев полено, дед остался доволен сделанной работой – по виду полено не отличалось от сотен таких же, лежащих у него в дровяном сарае.


Рецензии
тротил то без детонатора разве рванёт?
даже если и в огне

Виктор Поле   22.01.2012 12:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.