Антидот для психологии - антипсихология
Принцип вобрал в себя негативистские элементы, придерживаясь традиций "духовного познания" Феллон приводил ряд доводов в пользу того, что познание человека без духа - как это делается в психогии - попытки предсказать его свободную, спонтанную активность набором психологических закономерностей не просто редукция, но преднамеренное искажение всего существа духа. По словам Д. Феллона "свободный дух в психологии уподобляется закованному в кандалы демону" - здесь автор скорее всего подразумевает что поиск закономерностей психического - лишает ее изначальной свободы. Ограниченный (детерминированный) предсказаниями своего поведения дух становится зависимым от выявленных же закономерностей. Автор утверждал что замена предмета психологии с духа на психику - самая страшная подмена совершенная за последний век.
Книга не вызвала никакого интереса вплоть до начала нашего века, когда на волне негативизма к "механистичной" психологии так же малоизвестный французкий писатель Де Горро в нескольких публикациях бросил резкий памфлет академической психологии. С этого момента как считают единичные философы начала свою жизнь антипсихология, причем не только как методологический отказ от поиска психических закономерностей и как ярая борьба с психологией, но и в быту - как увеличение значимости "духовных" наставников, лекарей, гадалок - т.е. современная антипсихология совершенно не распространена как философское учение - о ней знают единицы.
Хотя ее существование чисто номинальное могу предположить что она играет важную роль антагониста психологии. Антипсихология никогда не была согласованной и системной - ее упоминание всегда скользко и невнятно. Само понятие было введено в конце XIX в. как общее обозначение для антипсихологических в научных кругах настроений. После Таррот Циски проследил историю и развитие этого философского направления интегрировав его в единое понятие означающее недопустимость рассмотрения позиции психики с ее же позиций и невозможность избежать ошибок первого и второго рода при исследовании психического. Сейчас раскиданные по абзацам упоминания антипсихологии позволяют говорить о ее положительном преображении - категоричность исчезает, появляются характерные для современного знания релятивистские, полисемантические черты.
Свидетельство о публикации №207080100130
Лет 20 назад мы как-то схлестнулись с В.П. Зинченко. Я ему про Уотсона с Криком заикнулся, а с ним случилась истерика. Крик в статье "Мысли о мозге" (где-то в году 1979-м, что ли) сровнял с землёй психологию как науку. Крика понять можно, но надо иметь в виду, что есть как бы две психологии. Одна, - прикладная и "объект-ориентированная", - это практически "физиология высшей нервной деятельности". А вторая - гуманитарная наука. Гуманитарные науки не являются науками естественными. Они ничего не изучают. Это - упражнения в красноречии. Такой предмет как "психология мышления" на психфаке МГУ содержит только каталог высказываний психологов о мышлении и друг о друге. К самой проблеме мышления психологи не прикасаются... Соответственно и диссертации защищают про то, кто что сказал. Особенно ценится выискивание совершенно забытых авторов (типа этого Ваш "Фелони") и объявление их пророками.
Извините за мнение,
Лианидд 01.08.2007 17:43 Заявить о нарушении
Понимаете в чем шутка? Какой психолог вам признается, что он "проповедует то, чего нет"? Он будет точно так же как и фанатик с пеной у рта защищать, тем яроснее, чем очевиднее ненужность (изжитость, необоснованность и т.д.) его отрасли знаний.
А вышеприведенное эссе - это _спекуляция_, т.е. выдумка, никакого Феллона, как и направления "антипсихология", не существует. Люблю шутить над академической психологией: мой порок. )
Константин Зорг 01.08.2007 17:53 Заявить о нарушении
Наталья Власова 23.10.2010 08:04 Заявить о нарушении