Александр держит в руках пожелтевшую фотографию

Александр держит в руках пожелтевшую фотографию, на которой два молодых лица, нежно улыбаясь, смотрят в объектив. Это снимок только что поженившихся Елены Григорьевны Трифоновой и Александра Тимофеевича Самохвалова, единственное сохранившееся фото больше полувековой давности.
Александр внимательно рассматривает, хочет проникнуться обстановкой того времени, а Елена Григорьевна сидит рядом, устремив утомленный взгляд в окно, взгляд сквозь слезы.
О чем думает эта женщина? Наверно, она вспоминает тот далекий день, когда молодой кубанский казак Александр Тимофеевич повел ее под венец. Сердце тогда пело от радости, замирало от ожидания счастья, благополучия в семейной жизни.
А как радовались они появившемуся на свет сынишке! Но счастье продержалось не долго: началась война. Александр Тимофеевич оказался в числе первых на станции Крымская, призванных на фронт.
Все мечты Елены рухнули в одночасье. Сердце разрывалось от отчаяния, горя, обрушившегося на нее, от обиды на судьбу, которая не предвещала ничего хорошего. Она не успела даже понять, как беззаботно, спокойно живется, если рядом надежное мужское плечо. Елена провожала Александра на войну, а на руках оставался мальчонок, которому осенью надо будет идти в школу.
Бессонные ночи проводила мать возле сынишки в думах о муже, о том, что приближается фронт и что их ждет в ближайшем будущем.
В лихие годы и послевоенные, будучи уже на Урале, с утра до ночи работала женщина на железной дороге разнорабочей вместе с другими солдатками. Не жаловалась на трудности – всем трудно было, а иным и вовсе невмоготу. Не обращала внимания на недомогания – где уж болеть, работать приходилось до потемнения в глазах! Старалась не замечать голодного урчания в желудке – ребенка бы накормить.
Дни были похожими один на другой, как братья-близнецы. Казалось, время остановилось, хотя проклятая война окончена и на мужа она давно получила извещение, где сообщалось, что рядовой Александр Тимофеевич в боях за Родину был убит и похоронен в Краснодарском крае, где родился и где до раскулачивания жили его предки. Эту страшную весть она получила еще в 44 году, но до настоящего времени помнит, как тогда сердце болезненно сжалось, в ушах стоял звон от прочитанной новости. Врезались в память строчки казенной бумаги: «Ваш муж Самохвалов Александр Тимофеевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пал смертью храбрых 7 мая 1943 года и похоронен около хутора Колдобитка на правом берегу речки Курка».
Осиротела семья. Радостный день Победы Елена, как и все вдовы, встречала, плача навзрыд: «Как ты, Шура, там? Кто придет на твою могилу?».
Но сильна духом русская женщина! Пережив страшное военное время, находясь много месяцев на линии огня, на самой передовой фронта, оплакав увечье сына и вынеся невзгоды выселения оккупантами из места жительства и переезд уже после войны на Урал, сумела выстоять, побороть разруху, голод.
Всем жертвовала, воспитывая мальчишку. Все ради него терпела, ради него жила. Теперь она одна в домишке: сын с молодой женой живет в казенной квартире в этом же городе.
Вот она сидит передо мной, когда-то высокая, статная женщина, а сейчас лицо, руки покрыты старческими морщинами. Сидит и рассказывает о нелегкой вдовьей доле.
Прошло много времени. Судьба свела повстречаться с сыном Елены Григорьевны. В беседе он очень сожалеет, что мало уделял внимания постаревшей матери. Мало сердечного тепла, заботы, по его меркам, он дал матери. О чем сожалеет и кается.
На таких добрых, самоотверженных женщинах держится свет! И подрастающему поколению надо проявлять сочувствие, понимание того тяжелейшего времени, которое выпало, легло на их плечи. Давайте же ценить и будем больше любить наших бабушек, наших матерей. Пусть хоть на старости лет они спокойно вздохнут, и в их глазах блеснет малый лучик, и лицо освежит улыбка.

Александр Самохвалов.


Рецензии