Каждый год, как только около домов
Билифельд провожал автобус уже под вечер, задержавшись около часа. Несколько человек с большими клетчатыми сумками, набитыми наверно подарками для родни и близких, с нетерпением поглядывали на часы, по-русски переговариваясь. Да, это все наш брат-русак. Выкроили несколько дней и рванули в родные края.
Наконец, заняв места в автобусе, успокоились. Берлин с освещенными огнями, улицами, Триумфальной аркой и пересадкой на другой автобус, перебил капитально сон Александру. Через десять часов началась Польша.
Холодный, пасмурный день поубавил бодрое настроение, хотя Александр первую бессонную ночь провел довольно сносно.
Да, поляки доброжелательны и отзывчивы, но они говорят по-польски и довольно дешево можно пообедать в придорожных кафешках, если кто с собой в дорогу не взял еды.
Раньше, как помнит Александр, пассажиров кормили за счет фирмы два раза, то есть это входило в стоимость билета. В автобусе были горячий кофе и чай. Все это в прошлом. Наплыв желающих добраться этим видом транспорта ударил по качеству обслуживания. Теперь и в туалет можно сходить только на остановках. Хоть обмарайся, водила выставляет всевозможные причины – не открывать это заведение в пути.
Остались позади приветливые германские и польские земли и остались позади доброжелательные лица на этих границах.
С кислыми минами на лице, с придирками, перешебуршав все вещи, перещупав все личное нижнее белье – так встретили белорусские пограничники.
Пройдя бдительный досмотр, втиснувший в себя несколько часов стоянки на границе, пассажиры автобуса и Александр вздохнули и наконец «ступили» на землю бывшего Союза, своей милой Родины.
Во многих местах дорога, честно говоря, не ахти капитальная, довольно разбита. Узкое дорожное полотно порой сильно загружено – идёт очень много как российских, так и заграничных машин.
Приятно удивило лишь обилие расположившихся вдоль трасс автостоянок, порой очень хороших , где можно пообедать, купить что-то по мелочи, переночевать, принять душ. Но! Одно большое русское «но»! Вот стоит респектабельное красивое кирпичное здание с большой вывеской «Мотель», а к нему невозможно подъехать по одной простой причине – вокруг лужи да грязь.
И, конечно же, никуда не деться от российских уличных туалетов с душком, чувствующимся на приличном расстоянии, а платные если есть, то цены заломлены по размерам столицы, которыми Александр старался не пользоваться.
Конечно есть своя прелесть в таком путешествии, если отбросить все издержки российской действительности. Не требуется баранкой рулить, каждому останавливающему инспектору доказывать, а лучше сразу «на лапу» вымогателю дать. Кто ездит на своем транспорте, тот знает отчего Александр не завидует любителям таких путешествий и хотя в свое время , живя в России, имел авто, но сейчас предпочитает сидеть у автобусного окна и созерцать пробегающий мимо пейзаж.
Подмосковные рощи сменялись рязанским есенинским березовым краем. От величайшей шири размаха матушки-Волги перехватило в который раз дыхание. Башкирия поражала всегда обилием меда – вдоль всей трассы и на этот раз банки с медом, стоящие у самой дороги, мелькали, как янтарные бусинки.
А красота Урала! Бегущие средь горных хребтов чистые, прозрачные речки, где каждый поворот дороги представлял перед взором чарующие картины словно Швейцарии. Незатейливые всевозможные поделки из малахита, выставленные на продажу на всех остановках автобуса, сразу напоминали сказы Бажова, а сосны, подступающие к самой дороге, не переставали завораживать своей действенной красотой.
Несмотря на все тяготы пути, Александр очень рад, что вновь оказывается в этих местах: сможет повидаться с дорогими внучатами Алешей и Юляшей, поговорить по душам с родными и друзьями, окунуться в их заботы, проблемы. И на ум часто приходит мысль: как все же хорошо!
И пусть его обратный путь в Германию был ненамного легче, воспоминание о днях, проведенных в милом сердцу краю, заметно скрадывает расстояние до Москвы, которое Александр добирается по железной дороге. А когда автобус пересек польско-немецкую границу, мысленно, с вздохом облегчения, проговорил: «Вот я и дома!».
Александр Самохвалов.
Свидетельство о публикации №207080200276