Киев бомбили, нам объявили, что началася война

«Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»Кто из людей старшего, да и среднего поколения не знает этих строчек из песни, которую некогда распевала вся страна?
Александр войну не забудет никогда. Судьбы у людей того поколения общие – у каждого она отняла детство.
До 41 года отец с матерью вновь вернулись из жаркого Самарканда, где родился Александр, на родину отца – в Крымскую. Он устроился на работу главным бухгалтером на хлебном элеваторе при станции и казалось жить бы да поживать долгие годы.
Но проклятая война расстроила все планы. О черном дне 22 июня Александр узнал из объявления по радио у входа в контору, расположенную недалеко от их дома. Этот день он запомнил на всю жизнь и даже сейчас может восстановить в памяти некоторые эпизоды тех первых дней войны.
«Ах, судьба моя, судьба, горькая судьбинушка» - вздыхает уже 72-летний старик. Да, в полной мере он хлебнул лихолетья войны. Всплывает картина: отец, стоя в проеме дверей вагона, украдкой вытирает слезы. В эту минуту Александр по-настоящему осознал свалившееся на них с матерью горе – идет война.
Отец ушел добровольцем защищать свою Родину и остался навечно на родной земле, где родился и вырос там и пал смертью храбрых на поле боя, похороненный боевыми товарищами у реки Курка, возле хутора Колдобитка.
Осенью 42 года в один из теплых дней Александр, выскочив на крыльцо, замер, увидя немецких солдат, выходящих из зарослей кукурузы почти рядом с домом.
Через несколько дней малец услыхал из разговора женщин, что немцы согнали много жителей на центральную площадь и, соорудив виселицу, казнили несколько коммунистов и евреев.
За каменной оградой овощного комбината находилась вражеская артиллерия, а сами фашисты, выгнав жителей из близлежащих домов в землянки и сараи, раскомандировались в теплых жилищах, отобрав у людей скот и домашнюю птицу. А затем, согнав людей в колонну, погнали на каторжный труд в Германию. Правда, до неметчины их не догнали, оставив на принудительные работы на Украине.
Тяжелый изнурительный труд, холод и голод – все пришлось испытать в фашистском рабстве матери с ребенком. Но несмотря на юный возраст, Александр все перенес, выдюжил.
После освобождения Украины и Кубани, они с матерью снова возвратились на станцию Крымская.
«Конечно, отобрала война у меня детство, - вспоминает сейчас Александр, - но зато и закалила характер и дала жизнестойкость на всю оставшуюся жизнь».
Действительно, пойдя в первый класс в 44 году на станции Крымская, он десятый класс заканчивал на Северном Урале на станции Егоршино, потом окончил станкостроительный техникум в г.Алапаевске, работал на радио-заводе, переехал на Южный Урал в г.Копейск и работал на заводе «Пластмасс».
Тяжелая судьба обычного мальчишки военного времени.
Видимо сама судьба сохранила ему жизнь в страшной фашистской оккупации, чтобы потом, в дальнейшей своей жизни, он нес в душе своим внучатам разумное, вечное, доброе.
Его душа, прикипевшая к внучатам, отдает им частичку своего душевного тепла и доброту сердца, хотя судьба распорядилась так, что он живет далеко от них.



Александр Самохвалов


Рецензии