Кто из нас, приехавших в Германию

Кто из нас, приехавших в Германию с постсоветского пространства, не знает слов тредель и шпермюль? По-немецки эти слова звучат очень мило, но если перевести их на русский, то узнаем: барахолка и свалка.Говорить о том, что ты посещаешь в воскресные дни барахолку или собираешь сложенные в кучу около чужого дома вещи, никто бы не стал. Но для русских знакомых, приехавших недавно из бывшего Союза, сообщение о том, что вы в выходные дни ходили на тредель или принесли со шпермюля музыкальный центр, звучит загадочно и даже романтично. Барахолки и свалки становятся для нас вполне обыденными явлениями.
В нашей советской жизни нас учили быть гордыми. Большинство из нас свято верят в то, что мы самые интеллигентные и самые значимые люди. Страна развалилась, показав свою несостоятельность. Экономика не выдержала проверок, выстроив нас в очереди за мылом и сахаром, трусами и простынями, переведя продажу самых необходимых товаров на систему талонов. Зарплата не выплачивалась месяцами. Но при этом мы никогда не считали себя бедными и большинство из нас никогда не взяло помощи в виде поношенных вещей от более богатых знакомых. «Нам не нужны подачки» - гордо подняв голову, заявляли наши люди, одетые в обноски. Да уж, действительно нам, советским, присуща особенная гордость.
Приехав в Германию, мы оказались на уровне малоимущих. Получили квартиру, пособие на питание и одежду. Но всего было мало. Хотелось украсить жилище, принести в дом какую-нибудь картину, вазочку, что стоит тут немалых денег, во всяком случае для тех, кто не работает. Да и джемпер лишний не помешает.
Соседи, давно прибывшие, уже обжитые, рассказывают вновь прибывшим о клондайках практически бесплатных товаров. Мы сначала ежимся…Барахолка, свалка? Но видя, какими глазами смотрят на нас новые знакомые, рассказывая о том, что на последней шпере они нашли почти новый диван, мы успокаиваемся. Причем тут свалка? Мы же пойдем на шперу. Русская свалка отличается от немецкого шпермюля не только по звучанию слова, но и по сути.
-«Ой, какие шперы были лет десять назад! – делятся воспоминаниями «бывалые» - Нужно было достать график вывоза мебели и пораньше отправиться на просмотр. Мы, например, диваны меняли на более лучшие раз пять в течение первого года после приезда. Не поверите – даже телевизоры у нас были в каждой комнате. Разве что в туалете не было. А уж вазочки и полочки, так этого добра приносили просто тоннами».
Стыдно ли брать выброшенные вещи? Наверно, нет.
Немцы выставляют аккуратно сложенные части деревянной мебели, перехваченные веревочками или изолентой, прилагая к этому добру чуть-ли не описание сборки. Телевизоры и микроволновки стоят с предварительно скрученными проводами, на крышке пульты управления. Шторы и скатерти складывают в специальные пакеты.
С улицы можно принести вполне хорошие вещи для своего жилища, обставить квартиру за считанные недели. Знакомые, получившие квартиру, после вселения имели лишь старый диван и покосившийся шкаф, а стены были голые. Когда же я приехал к ним в следующий раз, то просто не узнал жилище – в одном углу стояда кровать, в другом – мягкий уголок и кресло, на полу лежал ковер. «Все со шперы, - сказали довольные ребята и, как бы оправдываясь, по старой советской привычке, добавили – все старое, но в очень хорошем состоянии, Да мы и вымыли все, прежде чем внести в дом».
На тределе уже приходится раскошелиться. Тут нельзя взять бесплатно, как на шпере. Рядиться можно, хотя стоит все совершенные копейки, точнее центы. За 2-3 евро можно купить туфли, пиджак или вечернее платье. Немцы носят одежду аккуратно. Не принято выносить на барахолку грязные или сильно поношенные вещи. Вам улыбаются, как в магазине. А купленный товар обязательно завернут или выдадут пакетик чтобы вы могли донести покупку. Никто не смотрит на вас с осуждением. Все нормально, ведь немцы привыкли дважды перевернуть каждую монету», прежде чем отдать ее кому-то. Они сто раз подумают купить ли вещь и тысячу раз задумаются, прежде чем ее выбросить. Однако вещи выходят из моды быстро. И старые рубашки и галстуки являются таковыми не потому, что их сносили, а потому, что куплены давно.
Надо сказать, что взять ношенное или использованное для немцев не стыдно. Достаточно обеспеченные люди охотно берут или покупают с рук то, что им нужно для дома. Никому не приходит в голову стесняться этого. Прожив много лет в Германии, я тоже пересмотрел свое отношение к понятию гордости, привитому в советские времена. Стыдно воровать. А взять то, что тебе отдают, если людям уже не нужно, совсем не стыдно. Кто-то более обеспечен и может себе позволить обновлять гардероб каждый сезон. Мы, приехавшие из бывшего Союза, должны пройти свой путь в новой жизни, путь нелегкий и тернистый. И на первом этапе здорово помогают и тредели и шпермюли. Тем более, что это совсем не барахолки и не свалки, так ведь ?


Александр Самохвалов.


Рецензии