Лежу себе на диване, смотрю телевизор

Лежу себе на диване, смотрю телевизор, ничего не понимая. Жую пряники из русского магазина и начинают копошиться в голове разные мысли. И приходят на ум всякие воспоминания. И все время приходится бросать их на чашу весов, взвешивающих пряники и лихо, свалившееся здесь на нашу шею. И думать, думать…
Главное, чего нам тут в сравнении с прежней жизнью не хватает – это общения и умения радоваться мелочам. Конечно, было плохо, когда нужно было занять очередь за мясом в 4 часа утра по субботам. А затем до открытия магазина на морозе терпеливо дожидаться своей очереди. А здесь часто ли я встречаю рассвет у магазина? Конечно, было плохо, когда сзади на очередного напирали:
- Гражданин, если вам не нравится, можете не брать. Не задерживайте очередь!»
Из уважения к очереди, брали все, что давали. Да и мяса там было мало, больше кости. Но зато сколько было радости, если мясо заканчивалось не перед твоим носом. А как радостно светились глаза жены, когда ты замерзший с мясом приходил домой! И никому в голову не приходило справляться о здоровье коровы, чье мясо продавали.
Здесь покупай мяса сколько хочешь. Выбирай какое хочешь. Но не хочется. А кто знает, что у убиенной коровы в мозгах было? Ведь от их жизни большинство коров бешенные. Да и как иначе? У их коров никаких забот. Стой в своем персональном стойле, с персональным номерком в ушах и жуй все, что тебе подносят. И так изо дня в день, стой и жуй. Они даже мычать разучились. От этого они и бесятся. А их ученые причины ищут.
Русскопонимающим коровам не до этого. Им все время думать нужно. Будут сегодня кормить или нет? Если будут, то где корм достать, чтобы продержаться? Принесет ли хозяин, который вчера запил, воды или опять долго мычать придется? Больше думать нужно и меньше жевать. И будет здоровая поджарая корова. Правда, мяса мало. Но зато кости-то какие! Запросто идут по цене мяса.
А как хорошо было раньше, когда приходилось часами после работы стоять в очереди то за маслом, то за сахаром, то за мукой, и даже за солью! Это был праздник. Приходили семьями, потому что была норма и ее давали только в одни руки. Чем больше рук, тем лучше. Сколько интересного можно было тут услышать! Полный расслабон после работы. За каких-нибудь несколько часов можно было обсудить международную обстановку, жизнь города и соседей. Мы знали все о жильцах нашего квартала. Все были как родные. Поэтому люди с охотой всегда шли в эти очереди. Я даже думаю, может и не всем эти соль и сахар были нужны. Важно было общение.
А здесь выйдешь на улицу и поговорить не с кем. Никаких новостей и никакого расслабона. Скучно. За много лет я своих соседей по площадке не знаю.
А известнейшие выражения: «Давайте в одни руки только норму» или «Вы здесь не стояли». Разве их услышишь тут еще когда-нибудь? Если даже удастся перевести их на немецкий, то потеряется вся тонкость лексики, которой аборигенам не понять. Да и где тут можно увидеть такую общность людей, объединенных единой целью? И где здесь можно увидеть такие счастливые глаза уже отоварившихся? Нет, нет здесь радости жизни.
Ну и что, что там дом не ремонтировался со дня его заселения. И подъезд обшарпанный с лестницами без перил и без света, с немытыми окнами и днем вечный полумрак, хотя на дворе яркое солнце. Но зато санузел был раздельный. А соседи какие – Ида Константиновна, Александра Михайловна. Валерий с пятого этажа, с которым столько перепито и перестукано во дворе домино. Было с кем поговорить, кому поплакаться. А такой, как Александра Михайловна с третьего этажа, которая обо всех все во дворе знала и охотно этим со всеми делилась, здесь вообще никогда не будет. А как мы умели радоваться, когда в дом подавали тепло и воду!
Да, там много было плохого, но и хорошего тоже много. Здесь много хорошего, но много здесь и горького, чего там раньше не видели. Эх, хорошо бы жить на нейтральной территории! И чтобы язык там русский, а социал немецкий. И чтобы можно было брать с одной стороны пряник, а на другую выкладывать горькие пилюли лиха. Да где найдешь-то такую территорию? Пряников, конечно, здесь дают на фунт больше, но зато русские как вкусно пахнут! Простые пряники, А поди ж ты, к каким размышлениям приводят лежа на диване.



Александр Самохвалов.


Рецензии