Ирина Сабирова. Трулляляйка и желтая подводная лодка

Трулляляйка и желтая подводная лодка
Ирина Сабирова

Трулляляйка и желтая подводная лодка.

Родители Трулляляйки, глядя на свою не по годам развитую, смышленую и необычайно одаренную дочь, постоянно озарялись идеями насчет ее воспитания и образования.
Не успело Трулляляйке исполниться четыре года, Труль и Трулляляна решили, что нужно ее отдать в какой-нибудь музыкальный кружок, чтобы Трулляляйка там пела. В певческом таланте Трулляляйки – они не сомневались. Трулляляна дозвонилась до руководительницы джаз-хора при детской филармонии.
- Здравствуйте, - Трулляляна сразу выложила все аргументы, чтобы у руководительницы не было сомнений, что с ней говорит мать будущей звезды мирового уровня. – У меня необычайно талантливый ребенок, у нее сто процентный слух и великолепный голос, в общем, мы хотим, чтобы она занималась в вашем джаз-хоре.
- Вы были на прослушивании? – руководительница хора не разделяла энтузиазма Трулляляны. Ей такие трулляляны названивали по пятнадцать штук в день и у всех были дети с задатками мировых звезд. А из этих пятнадцати, хорошо, если удавалось выбрать хотя бы одного ребенка. Остальным приходилось вежливо говорить, что есть масса других занятий, которые бы помогли их ребенку достигнуть звездных вершин. Например: рисование, лепка, сбор гербария, да мало ли чего еще, но только не пение, ни в коем случае не пение.
- Нет, на прослушивании мы не были. Но Вы можете не сомневаться, мой ребенок очень одаренный, с года она умеет надувать воздушные шары, Вы же знаете насколько важно для певицы иметь мощные легкие. – Выдала Трулляляна решающий козырь.
- Ага… - Крыть руководительнице было нечем, и она назначила время для прослушивания. – Приводите Вашего гения в филармонию, спросите Изабеллу Федоровну.

В филармонии почему-то все, даже вахтер, знали, что должна прийти девочка, которая надувает воздушные шары.

- Как тебя зовут, девочка? – Красивым тембром спросила Изабелла Федоровна.
- Трулляляйка, - ответила Трулляляйка, потому что ее так звали. А эта тетенька, в очках, которая велела маме подождать в коридоре, совсем не внушала доверия. Трулляляйка уже хотела разреветься, но передумала. Она увидела большой черный шкаф. Тетенька села возле шкафа и открыла дверцу. Внутри не было одежды, а были черные и белые полоски.
- Хорошо, Трулляляйка, что ты хочешь нам спеть? – спросила тетенька.
- Ничего не хочу петь и не буду. – Трулляляйку все же не устраивало, что мама осталась за дверью, а она должна тут отдуваться одна.
- Трулляляйка, попробуй спеть эту песенку. – И настырная тетя стала нажимать на полоски, получилось - «В лесу родилась елочка»
- Это я тоже петь не буду.

Трулляляна внимательно следила за прослушиванием в замочную скважину. Поняв, что ее мечтам грозит опасность, она решила вмешаться.
- Может шарики? – Трулляляна приоткрыла дверь и протянула упаковку воздушных шаров.
- Нет, не нужно, это лишнее.

Трулляляна сама очень любила петь. И если вдруг у кого-нибудь в гостях она начинала петь караоке, то гости, не дождавшись десерта, собирались и уходили домой. Иногда даже хозяева сами просили ее попеть караоке, если чувствовали, что гости больно долго засиделись.

Трулляляна зря волновалась. Наверное, в тот день у Изабеллы Федоровны было хорошее настроение. Трулляляйкино имя появилось в списке девочек, которых приняли в джаз-хор.
Первый месяц, Трулляляна прислушивалась к звукам, доносившимся из класса, где проходили занятия. Девочки разучивали песенки. Трулляляйка молчала.
- Ничего страшного, - успокаивала учительница пения расстроенную Трулляляну. - Она сидит тихо и никому не мешает.
Но однажды, Трулляляйка запела. Можно было не прислушиваться. Голос Трулляляйки звенел на два этажа филармонии.
«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес»

По дороге домой, Трулляляйка сказала:
- Мамочка, у меня теперь эта песенка все время в голове. А мои ножки шагают под мелодию.
«…две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес»

Самое трудное испытание было впереди. Нужно было выучить песню Биттлз «Желтая подводная лодка». Песня-то на английском, а Трулляляйка совсем мало знала английских слов. Кошка – кэт и собака – дог.
А в песне о подводной лодке были слова:
«Ин де таун,
Веа ай воз бон,
Лив де мен,
Ху селд ту си…»

Вообще ничего не понятно. Трулляляйка мучилась больше часа, но ничего выучить не могла. Она даже поплакала, но потом взяла себя в руки, прислушалась к незнакомым словам и сказала:
- Я поняла, эта песня про ЛИФТ! Там слова есть «лифт э мэн»!

И когда стало понятно, о чем петь, песня выучилась быстро. За три дня.

А потом был концерт. И все девочки хора, в одинаковых концертных платьицах, выступали на сцене.
А потом Трулляляйка увидела по телевизору Светлану Хоркину и заболела брусьями. А после того как она увидела выступления Немова, она категорически заявила родителям, что в филармонию больше не пойдет, а будет заниматься спортивной гимнастикой.
И Трулляляна смирилась с выбором дочери, ведь это ее выбор и кроме самой Трулляляйки никто не вправе решать, чем ей заниматься, пусть даже и в шесть лет…



© Copyright: Ирина Сабирова, 2007
Свидетельство о публикации №1708040085


Рецензии
Трулляляйка и желтая подводная лодка

Автор изначально ИМЕНАМИ - Трулляляйка, Труль и Трулляляна - задает столь высокую степень абстрактности и условности персонажей, что начать сопереживать им нет никакой возможности.

Сразу видно, что это фишки, выдуманные автором письма.
Мне кажется, автору надо определиться, для кого он пишет. Для интеллектуальной публики, которая понимает, что такое желтая подводная лодка? Но их заведомо не устроит столь низкий уровень насыщенности текста интеллектуальным материалом.
Для средней публики? Средлней публике нужны реальные образоы, персонажи, насыщенные кровью и мясом. А в рассказе даже у родителей кроме погонял ничего нет - ни возраста, ни - о ужас! - даже пола.


"Руководительница хора не разделяла энтузиазма..."
Что это за предложение?
Кто такая руководительница хора? Пенсионерка? Женщина средних лет? Молодая безмужняя женщина? Зачем этот натужный оборот "не разделяла энтузиазма"? Что мы узнаем о её характере из этих канцелярских слов? Канцеляризмы - это ведь и есть уход от изодражения реальных чувств, ощущений. Но мы-то зханимаемся прозой, а не отчетом "Министерство не разделяет оптимизма руководителя агентства, который..."

"Ей такие трулляляны названивали по пятнадцать штук в день..."
Почему "штук"? Эта руководительница вопспринимает людей как "штуки"? Или это позиция автора? Для автора люди "штуки"?
Почему по пятнадцать в день? Не по двадцать, не по десять? Или это шутка такая? Ну так это шутка первого порядка. Над ней думать не надо.
Почему названивали? Что такого в этом хоре есть, что туда звонили по 15 человек в день? Он побеждал на конкурсах? Нам ничего об этом неизвестно...

Далее: безличные конструкции. Они деадлают текст совсем уж лишенным субхектности: "удавалось выбрать" (кому удавалось?) "Остальным приходилось (кому удавалось?)
Обратите внимание, какую злую шутку играют с Вами безличные конструкции.
Читаем: "Остальным приходилось вежливо говорить". То есть: Остальные люди вынуждены были вежливо говорить... Ведь так получается? Но ведь вы имели в виду, что учительница этим остальным объясняла.

Главная претензия (моя)к тексту - лобовой "юмор": "Красивым тембром спросила Изабелла Федоровна" (ха-ха-ха).
Рассказчик сам смешит, причем смешит словами, а не созданием комических ситуаций, в которых герои ведут себя смешно или говорят неуместные вещи, от которых читателю смешно.

А здесь, повторяю: словами жонглирует от лица рассказчика автор. И это допустимо, если он сталкивает в этом жонглировании далеко отстоящие друг от друга смысловые пласты - географические, философские, технические, масскультурные, научные. А в тексте все смехолвые приемы находятся в одном измерении: (прощу прощения) трёп с подругами (друзьями). Модус таков: я - умная, а те, про кого я рассказыываю - дуры тупые и бесппросвептные, над ними нузно хозотатть и здеваться самого начала, потому что они твари безымянные, у них есть либо погоняла, либо вообще ничего нет (как у училки хора), они все нелепы изначально, и всё, что с ними происходит достойно осмеяния уже просто потому, что я так сказала..

Удивительно, что во всем тексте нет ни одного указания ни на внешность, ни на одежду персонажей. То есть и представить-то никого невозоможно...

Если на мои замечания автор скажет, что мои замечания - это напротив, не недостатки текста, а его изначально замысленные особенности, ну тогда желаю автору успехов на поприще именно такой словесности.

Устати, убеждена, что и тут найдутся люди, которыке не замедлят сообющить, что Вы Гашек и Аверченко в одном лице, что Жванецкому до Вас не добежать и что я - Сальери, ищущий блох, ну а Вы - Моцарт.
У нас есть целая генерация таких высказывателей. Так что выбор за Вами.

Секретка   08.08.2007 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Секретка.
Имена родились спантанно, еще год назад, когда я только начала писать (это вроде сериальчика, у меня есть еще рассказы на эту тему вразделе "Роль детей в воспитании родителей". Теперь они меня саму смущают, но я к ним привыкла. Теперь, Вы подтвердили мои сомнения и я буду думать над их именами. Хочется переименовать их во что-то более жизненное и бытовое.

Что самое ужасное фишки НЕ ВЫДУМАННЫЕ. Все до последнего слова одна сплошная правда. Просто случаются эпизоды, достаточно любопытные, которые хочется оформить в полноценное произведение (пусть даже легкое - юмористическое, ведь ситуации на самом деле юморные. Либо мне это только кажется) А сами понимаете, мастерства не то что не хватает, оно (мастерство) пока в зачаточном состоянии. Но есть упертая целеустремленность. Именно по этому я и обратилась в Секретную лабораторию.

Скорее всего, фразы приведенные Вами, плоские и пошлые, являются лишь попыткой заигрывания с читателем. Хотя мне казалось, что это определенная стилистика.

То есть комических ситуаций в тексте нет? У меня не было цели вызвать хохот. Лишь легкую улыбку.
Но мне забавно было читать Ваш комментарий

"Модус таков: я - умная, а те, про кого я рассказыываю - дуры тупые и бесппросвептные, над ними нузно хозотатть и здеваться самого начала, потому что они твари безымянные, у них есть либо погоняла, либо вообще ничего нет (как у училки хора), они все нелепы изначально, и всё, что с ними происходит достойно осмеяния уже просто потому, что я так сказала.."

Над самой собой смеяться проще всего. Во-первых, никого не обижаешь. Во-вторых, владеешь ситуацией от и до. Неужели это не очевидно? Жаль, значит у меня не получилось.

У меня к Вам совершенно серьезный вопрос. Можно ли создать образ персонажа, без описания его внешности? Чтобы по психологическому портрету читатель рисовал себе героя. Зачем нужно описывать косички и платье ребенка? Ведь это лишняя информация утяжеляющая текст (я имею ввиду данный текст)

Знаете что, Секретка, мне наплевать, что скажут другие. Сейчас мне интересно Ваше мнение, и не будем тревожить души классиков.

Когда я переделаю по Вашим замечаниям (быстро не получится, мне нужна неделя), Вы будете заниматься со мной дальше?
Из Вашего комментария я увидела, что текст Вам абсолютно чуждый, тем более мне будет интересно сделать его близким Вам. Спортивный интерес.)))

Мне не жалко его переделать, изорвать, выбросить. Отношусь как к упражнению.

Спасибо большое.

Ирина Сабирова   08.08.2007 21:41   Заявить о нарушении
Ну, есть много же всего, не только платье и косички, тем более, что сейчас миы, девчонки, носим давно уже не платья и косички, а джинсики и хвостики на цветных резиночках. Во всяком случае, это уже - выбор, выбор родлителей, выбор ребёнка. В платье он или в джинсах, с волосам до пояса или с косичкой- крысиным хвостиком, или с мальчишеской прической. Вот как вы зхотите свою маленькую героиню совсем избавить от одежды?

Ну, хорошо, избавили, тогда: где она живет? На окраине мегаполиса или в центре районного поселка. Она с семи лет ходит на коолонку за водой или у них дома с детства горячая вода, кондиционер и шесть джакузи, не считая двух туалетов? Она ходит (-ла) в детсад или с ней занималась мама, или её воспитывали бонны-гувернантки?

Число индивилуальных конфигураций детства неисчислимо.
А если от них абстрагироватсья, то читателю не с чем сравнивать жизненные приключения героя.
есчли я читаю Денискины рассказы, я виду из текста: у него есть папа и мама, мама - строгая, папа - добрый, бабушки у них нет (у меня была), мальчик играет во дворе, на улицу его почти не отпускают ("На Садовой большое движение" меня отпускали), у него есть игрушка - плюшевый медведь ( у меня тоже был), он не ходит в музыкалдьную школу (я ходила), не зодит и в художественную (я тоже не ходила) и т.д.
Или: девочки Динка и Мышка у Осеевой в "Динке", мама, тётя, отец - стдит в тюрьме, реводционер, семья снимает дачу, живет на берегу реки - я читаю и всё представляю. И писательница пишет: "Динка не бояалсь плавать: на ней был волшебный лифчик, и мама говорла: не бойся купаться, волшебный лифчик тебя спасет". И ничего, целый роман написался, читался целыми поколениями. А Вы боитесь про косички сказать? Или указать длину платья или материал, из которого оно сшито? Или где у него пуговицы? так значит, Вы свою героиню не почувсвовали не полюбили (героиню, а не ее прототипа). Когда я играла в детстве в бумажные куклы, я во столько разного их наряжала, и из журналов, и сама рисовала. Так это девочка малая, а Вы - еще не начав, уже боитесь, что Вам вашу героиню и своих героинь придётся одеть. Да, придется. Взрослых героев надо хотя бы мельком устроить на работу...
Когдаттекст обрастет подбробносями, тгда какие-то прямые указания можно будет снятть, текст уже будет воспроищводить социальную характеристикку каждого героя через его поступки, речь, отношение к нему окружающих. Но это возможно сделать на завершающей стадии, а не изначально лишить героя всех социально-культурных характеристик.

Кстати, Вы читали аналогичный рассказ Виктора Драгунского "Слава Ивана Козловского"? Если нет, найдите в Интернете.

Секретка   09.08.2007 00:59   Заявить о нарушении
Конечно, Драгунского я читала, можно сказать, перечитывала минимум по три раза (первый раз сама, потом по мере подрастания детей - им) так же Носова, Радия Погодина, Крапивина (его близкий друг был руководителем нашего детского клуба, чем-то схожим с "Бригантиной". Моя дочь Крапивина совсем не воспринимает, странно).

Текст я переделала, покажу позже, через пару дней еще взгляну на него чистым, незамутненным глазом (или двумя), подправлю и покажу.

Спасибо большое.

Ирина Сабирова   09.08.2007 10:03   Заявить о нарушении
И всё же поразмышляйте непосредственно над близостью сюжета рассказа Драгунского "Слава Ивана Козловского" и сюжета Вашего рассказа. Не слишком ли явно сходство (сюжетный прием)?

Секретка   10.08.2007 20:47   Заявить о нарушении
Поразмышляла, меня это не беспокоит.

Вот второй вариант. Единственное что, не смогла ответить на вопрос "для кого написано?" Явно, не "детская литература". Склоняюсь к варианту "потрепаться с такими же мамашками в беседке на прогулке"

http://www.proza.ru/2007/08/19-109

Возвращайтесь поскорее из отпуска.

Ирина Сабирова   19.08.2007 10:19   Заявить о нарушении