Жизнь из мелочей
Интересы на текущий момент у пацана разносольные и многополезные – мотоциклы, рыбалка, девочки и стать взрослым дядей, контролируя высоту и тембр своего голоса. Про интересы к девочкам я сужу по косвенным признакам, никаких прямых свидетельств не обнаружено. Давит прыщи по полчаса в день, не просто же так. Остальные интересы не скрываются. Естественно, что с его желанием влезть в роль взрослого человека возникают проблемы. И у него, и у окружающих его взрослых, прежде всего, у нас, родственников.
Значит, иду я на кухню чаю налить, а в это время разметавший свой болезненный организм по тахте перед телевизором брат, которого посетила мечта о рыбалке, что-то решил и немедленно, что свойственно больному, изъявил мне:
- Мы можем, знаешь как поступить? Поехать на рыбалку на Пионер, взять Кирилла с Валькой и на мотоциклах доехать с парома. Сядем сзади, и они нас довезут.
Валька – это друг Кирилла, у которого есть мотоцикл и те же, что и у Кирилла, интересы. Кирилл сидит в кресле и что-то глыкает. Кофе, скорее всего, ибо взрослый.
- Я никого не повезу сзади, - голос твердый, информирующий.
- Куда ты денешься? Сядешь и повезешь! – информирует ответно брат.
- Никого я не повезу, - чуть менее уверенно, но более нагло.
- Это почему?
- Не умею я сзади возить, я уже возил сзади. – и как бы сбрасывая с себя невыносимое воспоминание того самого ужасного случая, - Ага.
Интонация, сопровождающее последнее слово, столь язвительна, чтобы наглядно продемонстрировать а кому бы то ни было, как нелепо выглядят юноши, перевозящие помирающих стариков, вместо переброски корефанов или девочек, умоляющих прокатить до пляжа, где они смогут показать свои купальники прилично.
- Ты возишь своих болванов друзей и ничего! - брат слов не подбирает, по-честному разговаривает.
- Они умеют ездить сзади,- вот такая логика у взрослых,- Доедете до парома на машине, там я вам отдам мотоцикл и поедете, - типа компромисс предлагает. Да только кому он сейчас нужен?
- Не спорь! – брат начинает издеваться безаппеляционностью.
- Не поеду. Мне решать, с кем и на какую рыбалку я хочу ехать.
“Мне решать”. Этого я выдержать не могу. Я вступаю в диспут:
- Я смотрю, ты чота до хера решать у нас стал. Чота много решений. – говорю повышенным голосом, не терпящим возражений. Выдерживаю паузу, чтоб помучался, что дальше-то последует, чтоб подогадывался. Делаю это, конечно, бессознательно, в соответствии со стереотипом поведения. Трагик сраный. Еще смешнее, начинаю угрожать, - Я могу начать принимать решения и твоя жизнь серьезно усложнится. Очень серьезно.
- Не поеду, - практически обреченно, но очень убежденно. Крепкий парень. Но глупый. Как и я с братом.
Что тут спорить с ним? Не бить же, прости Господи? Пару дней ходим смурые, подчеркнуто вежливы, таскаем за собой злобу, обиду, решимость. Я еще презрение таскаю, такая манера подлая. Какими мыслями, аргументами, высокими идеями озарен мой мозг в эти дни? Вот они, драгоценные:
- Не забывай, что он Человек. Он живой.
- Помню. И я – Человек.
- Он - заложник своего опыта. И я.
- “Мне решать”? Что ты там можешь решать? Ты можешь решить, что нам всем завтра жрать? А? Ничего ты не можешь. Ты можешь только решить, как бы чего не делать и рогом упереться на равнине.
- Что ты не решил вчера, на какие тебе мотоцикл ремонтировать?
- Ему шестнадцать. Тебе предъявляли, что ты сало в дом не прешь в твои шестнадцать? Нет?
- Он половину из того, что делает, делает с видом большого одолжения. Да и делает откровенно плохо. Например, моет пол. Меня мать замучила бы за такое мытье. А мне лень проверять и “скандалить” по таким пустякам.
- Хер я тебя в Нергу возьму, - это место такое на Оби, где у нас есть отличнейшая рыбацкая избушка, построенная отцом. Я туда регулярно беру Кирилла и какого-нибудь из его друзей на рыбалку.
- Ему неохота ехать на рыбалку с нами на Пионер, потому что туда он прекрасно с пацанами может поехать, и у него не будет старшего надзирателя. И покурят спокойно, может быть. Я бы так же себя чувствовал.
- Ну и что? У него есть обязанность – выполнять то, что старшие сказали. Он это сам должен понимать.
Много еще совсем тупых мыслей пробежало у взвинченного неповиновением Андрея Максимовича. Чуть позже потекли мысли из области “психологии”. Вы уж извиняйте меня, физика по образованию, за ругань словами “психическими”, я это не всерьез, долго давить на психику не буду, просто лезет в башку в трудных случаях и то что нужно, и то, что не нужно:
- Все, в том числе он, заняты повышением своей значимости. Это естественно. Он выискивает любую удобную возможность для самовыражения и самоутверждения. Самый удобный материал для этого – ротдцтфинеге. По крайней мере, глаз не выткнут в случае чего. Друзья то могут.
- Затронуты его убеждения связанные с идентичностью. Сначала конфликтовали с его убеждениями о поведении, а затем в силу неконгруэнтности собственных нейрологических отражательных карт затронули его убеждения об идентичности. Убеждение в том, что раз сказал, значит, надо сделать. Похвальное убеждение, но ослиного оттенка.
- Затронуто мое убеждение, связанное с идентичностью. Убеждение в том, что последнее слово в семье всегда за старшими. Это на уровне убеждений, полученных с молоком мамы.
И прочие, и прочие умные и успокаивающие мысли текли. Возможно, умные слова успокаивают еще и тем, что отстраняют в несуществующий сонный мир, мир без эмоций? Не тщательно, но все же была разработана эффективная собственная поведенческая стратегия, направленная на мягкую корректировку системы убеждений ребенка, который Человек, в пользу совместимости наших поведенческих реакций в подобных ситуациях и не меняя его убеждений о собственной идентичности, это свято.
Да только плюнул я на эти мысли умные слюной, как классик и советовал. Жаль только, что два дня угрохал на тяжкие думы, а не сразу плюнул. И вот какие соображения смогли мне помочь.
- На то, чтобы и в дальнейшем мягко изменять его поведение в проблемных ситуациях нужно долго и нудно концентрироваться на его проблемах, на своих проблемах, суть понять этих проблем, стратегию какую-нибудь выработать для таких случаев, концентрироваться на том, чтобы ее выполнять, отслеживать существенность отклонения от ее параметров, менять свои убеждения, достаточно глубоко укоренившиеся. Караул!
- Всякая концентрация на чем-либо отнимает очень много ресурсов. Очень много. И каких ресурсов. Не тех ресурсов, с помощью которых три километра на время бегут, а, прежде всего, таких ресурсов, которые отвечают за потенцию в восприятии нового. Или за потенцию к новому восприятию старого? Или за восприимчивость органов потенции? В общем, за потенцию к творческой динамике своей жизни. Да. Много хороших сил надо. Очень жаль мне их.
- Ведь я могу направить свои далеко не исполинские возможности к концентрации на достижение осознанности и пожинанию ее чудных плодов. То есть способу смотреть на себя, на свои поступки и мысли с большой долей абстрагирования от обычных и привычных мыслительных стереотипов. Не буду слишком распространяться об этом состоянии, наверное, у каждого оно может проявляться по-разному, к тому же состояние осознанности имеет разное удаление от привычного образа мыслей у разных людей. Для меня в этом состоянии мир красив и спокоен, я тоже чертовски красив и спокоен, мой живот красив и спокоен, спокойные мысли тоже красивы.
- Мои способности удерживать свое состояние осознанности ограничены одним часом в день, еще один час на предподготовку и около 4-6 часов на очень приятное купание в ее последствиях. Но это если предмет, на который направлена осознанность, я люблю. Это, например, какой-нибудь аспект, связанный с рыбалкой. Или с литературой. В себе порыться люблю, в чем-нибудь хорошем, а как же. Если же осознанность необходимо направить на решение неприятной проблемы или на выполнение гадкой работы, я с большим трудом достигаю осознанности, и не больше чем на 15 минут, а остальное время вожусь в борьбе с самим собой, чтобы заставить себя достигнуть ее. Вообще, время я не засекал, не на олимпиаде, я скорее указывал на эти интервалы, чтобы сравнить способности к осознанию в любимых и проклятых делах. И пробовать достигать ее целенаправленно я стал не так давно.
- Ситуация с Кириллом неприятная и таких ситуаций в жизни не меряно, как публичных пороков у Пэрис Хилтон. Пытаясь вынырнуть из этого болота я всю свою энергию трачу на это, напрасно опасаясь пропустить в мелочи что-то главное. Более того, нередко я расходуюсь на то, чтобы нечто малокомфортное сделать более комфортным. Дальше вести себя так – это надо быть квадратным в любой профиль. И начать поступать иначе надо прямо сейчас.
- А что это значит “поступать иначе”? Надо начинать фильтровать неожиданно возникающие препятствия по типу значимости их для достижения целей. То есть начинать тратить энергию концентрации внимания, предназначенную к осознанности, назовем ее скромненько чудо-энергией, только для разрешения вопросов, вставших на пути самых сокровенных своих целей. Ну можно еще потратить чудо-энергию для решения типовых проблем, слишком часто возникающих в моей жизни. Они могут прямо не мешать достижению настоящих целей, но отнимать много сил, ибо часто дергают, хоть и не за горло, но за руку.
- А откалиброванные случайные неприятные события нужно отправлять на самотек, в поток обычных практически бессознательных реагирований, то есть делать задумчивый вид, делать вид готовности к отпору, давать отпор, хлопать по плечу, жать руку, материться, топать ногами. Конечно, при этом нужно обращать иногда свое столь сберегаемое внимание на общий уровень эмоциональности, не чрезмерен ли он и не повлечет ли за собой вереницу проблем?
- Тогда может Живой останусь.
А в ситуации с Кириллом я все решил. Я знаю, что проблема эта находится очень далеко от моего пути к моим настоящим целям. Она будет время от времени возникать, но я не стану больше напрягать свой мозг на сознательное разрешение конфликтов. Я просто буду реагировать на это, так как мне захочется, и греться на этот счет не буду, ибо знаю теперь, что мне эта проблема не помешает, далеко она от того, что я себе наметил. В общем, буду пользоваться стереотипами поведения и мышления.
Я стал описывать именно этот случай, потому что мне он видится наиболее сложным для принятия такого решения об изменении своего отношения к конфликтам с близкими. Вроде как безответственно игнорировать причины конфликтов в таких случаях и даже жалеть своих сил на урегулирование их. Я вижу здесь проблему в том, что приходится сталкиваться с изменением глубинных убеждений. И у себя, и у других. И если со своими убеждениями еще можно что-то предпринять, то с другими людьми очень сложно. Потому что убеждения заменяют нам часть реальности, это рассуждение я заимствовал именно в этих словах откуда-то, не помню откуда. Кто захочет отдать вот так просто часть своей реальности? Причем в случае с близкими, чтобы поменять их убеждение, необходимо владеть авторитетом духовного наставника для послушника, потому что убеждения средней глубины и неглубокие убеждения между близкими более-менее согласованы, остались только самые глубинные и прикипевшие. Вообще-то определенный авторитет у Кирилла я имею, но не такой, как у белого рэппера, солиста из Bloodhound Gang. Тот бы смог взять его за пуговку и отвести в сторонку для доверительной песни, вещающей о новом, правильном стереотипе поведения. И вообще, кому нужен мегаавторитет рядом? Только тому, кто смирился с чем-то очень серьезным в себе. Даже я не такой, а Кирилл и подавно.
Прежде чем начать писать этот рассказ я подумал, что не худо бы было, если бы любое мое повествование имело бы некий существенный смысл лично для меня, перемещало бы лично меня в более дружественное пространство ощущений, событий, и в итоге стало частью моего изменения в более осмысленном и комфортном для души и разума направлении. Когда я начал писать, мне было очень нехорошо, тяжко на душе и мысли были невеселыми, а теперь весна на душе моей. Свободен! Свободен я от усилий ненужных и для целей своих. И на будущее инструмент есть, уже проверено, работает метапрограмма. Ура! По-детски радуюсь в свои почти сорок.
И еще. Отложилось в моей памяти когда-то мудрое изречение: “Жизнь состоит из мелочей”. И уж коли отложилось, то, значит, оставило на моем мировоззрении отпечаток. А мудрость-то эта дрянная, так как несвоевременна для подавляющего большинства людей. Ну вот о чем она? То, что все большое состоит из более мелкого, вроде и так понятно. А зачем данную мысль приложили к жизни? Может она для просветленных сформулирована, которые от любых целей свободны, и для них, действительно, любая мелочь и есть ценность? Просветленные, пожалуй, в истинах не нуждаются. Что, все, что ценного можно о жизни сказать, это то, что она из мелочей состоит? А может так правильнее? Жизнь состоит из деяний следования святой мечте, подаренных Человеку, а деяния эти состоят из дорогих для сердца мелочей, трудны или легки они. А если мелочи эти являются гнусом несметным на рыбалке таежной уловистой, нужно игнорировать их, если сил хватит, или мазям антигнусными мазаться, а не материться и душу на них не тратить. Не такой короткий антитезис получается, но пока в моей голове окончательно не улеглось, и не стоит охватывать короткими фразами емкий смысл. Потом вставлю сюда, если озарит, что нам стоит и кто запретит?
Свидетельство о публикации №207080400297