На что мы променяли ссср?

КАЗИНЦЕВ Александр. НА ЧТО МЫ ПРОМЕНЯЛИ СССР? М.: Яуза, Эксмо, 2004. 448 с. 4100 экз.

В этой книге есть подзаголовок, который вынесен на обложку: "Симулякр, или Стекольное царство".

Симулякр – это иллюзия. Симуляция события, действия, жизни. Подделка, подменяющая реальность. Видимость – при отсутствии сути. Артефакт вместо живого явления.
Симулякр – порождение постмодерна.
Эпохи крушения великих надежд, высоких идеалов, отсутствия ярких личностей и решительных поступков. Примета нашего времени. Целые главы посвящены развенчиванию мифов о построении на постсоветском пространстве гражданского общества; о лживости выборной системы; о той лжи, которая скрывается за витриной «прав человека» в западном обществе; о фальши в человеческих отношениях и фальшивом долларовом богатстве.
Страшна и язвителна глава «Военно-развлекательный комплекс».
Война как симулякр.

Заключительная часть книги посвящена альтернативному решению ситуации.
Предваряется она цитатой из работы субкоманданте Маркоса «Народам, которые борются против войны»:

«Другой мир, отличный от этого жестокого супермаркета, который нам навязывает неолиберализм, возможен. Другой мир, где будет выбор между войной или миром, памятью или забвением, надеждой или отчаянием, серым цветом или всеми цветами радуги, возможен. Из «Нет!» возможно рождение «Да!», которое вернет человечеству возможность воссоздавать каждый день непростой мост, соединяющий мысли и чувства».

В тексте автор не раз обращается к мыслям известного лидера антиглобалистов Ноама Хомского.
В книге дан очень неплохой анализ военных конфликтов в Югославии, Ираке, на земле Палестины. В книге россыпи интересных фактов, например: «Автор статуи Свободы француз Огюст Бартольди замыслил ее первоначально в качестве маяка на только что открытом Суэцком канале. Фигура символизировала «свет прогресса, который теперь доходит и до Азии». (Проще говоря – статуя прославляла политику колониализма).
Замечательны авторские определения:
«Террорист – это тот, у кого есть бомба, но нет авиации».

После рассмотрения огромного фактического материала, автор приходит к выводу: благополучие Запада, равно как и его «гуманизм», – не более чем виртуальный образ, симулякр, прикрывающий неприглядную реальность.


Рецензии