След кроманьонца
Из параллельного мира попадают в наше время два кроманьонца. Пройдя необходимое обучение, они путешествуют по множеству миров, где причудливо отражается история Земли. Главный герой ощущает себя воином, а не солдатом. Разница очень четкая: воин – это тот, КТО воюет, а солдат – это тот, КЕМ воюют! В психологии воина заложено: защищать надо себя и своих друзей, а все остальное может идти куда подальше…
Но в перспективе всегда побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто лучше организован. Еще Наполеон, воюя с мамелюками, говорил, что туземный воин обычно способен справиться с его солдатом, зато сотня солдат легко разгонит сотню туземцев.
Главным толчком к построению цивилизованного общества автор считает обретение людьми способности со-чувствовать, со-страдать, со-переживать ближнему своему. Все это, конечно, проистекает из инстинкта заботы о потомстве, и, наверное, любая особь хоть в какой-то степени обладает этими способностями. А вот людей, поведение которых преимущественно определяется иррациональной бескорыстной любовью к ближнему, всегда очень мало. Но именно на них держится человеческое общество.
На одной корысти и страхе можно создать только стаю или стадо. Более сложная структура просто не будет жизнеспособной.
Это самое свойство, для простоты, вполне можно назвать «праведностью». Деревня, племя, народ и так далее не «стоят», если в них нет минимально необходимого количества «праведности». Носители таких качеств как бы «заражают» своим альтруизмом окружающих. Лев Гумилев определял такое явление, как «индуцированную пассионарность».
Если общество не отторгает, не подавляет активно эту «заразу», то оно в конце концов выигрывает. В историческом смысле, разумеется.
Свидетельство о публикации №207081000150