Жизнь без прикрас. Гл. 19. Желанные гости

19

  Я приехал в Орел как обычно поздно вечером и сразу же позвонил брату, поговорил с Володей Бычковским. Они прибыли в этот же день утром и ночевать остались у Петра. На следующий день встретился со своим двоюродным братом и его женой Марией Викентьевной. Пробыли вместе почти до вечера, разговаривали, вспоминали детство, своих родных.
 Я думал, что моих дядек Петра и Цезаря раскулачили (хотя какие они кулаки!) и выслали в 1930 году в период сплошной коллективизации. Оказывается, их арестовали и выслали куда-то в Сибирь в 1937, где они и погибли. Такая же участь постигла и большинство шляхтов, живущих в наших родных местах.
 Я приглашал гостей перейти ко мне, где им было бы удобнее; но они решительно отказались и остались у брата спать на полу. Как я потом понял, они привезли с собой порядочно продуктов, и им неудобно было их забирать. 7 апреля они пришли ко мне все вчетвером. На скорую руку приготовили обед. Проговорили до вечера.
 9 апреля погода плохая - снег с дождем. Пошел к брату, отнес ему для гостей продукты и опять провел там весь день до вечера. На следующий день все впятером посетили музей-диораму Орловско-Курской битвы, ходили по магазинам, зашли на рынок.
 Во время приезда гостей я ходил с ними в музей Тургенева, показывал город.
13-го рано утром я встретил на вокзале Ольгу. По телефону мы пригласили Бычковских и Петю с Женей; но пришли только Бычковские, познакомились с моей женой. В этот же день я проводил их. Поезд Кисловодск-Ленинград опаздывал на два часа и ожидался в 21 час. Петя и его жена ушли домой, а я посидел с гостями, пока разрешили посадку в прицепной вагон, и мы тепло распрощались.
 
 Весна в этом году запоздала. Только в середине апреля вскрылись реки, а в саду снег еще полностью не растаял.
 Только в конце апреля почва подсохла, и можно было начинать работу в своем саду. 28 апреля Женя был уже в Москве, приехал на машине вместе с Андреем и Ирой. Весь путь они совершили за двое суток.
 1 мая брат Петр пригласил отметить его день рождения, ему исполняется 80 лет. Пошли вместе с Ольгой, по дороге в ресторане гостиницы "Россия" с трудом удалось выпросить бутылку шампанского.
 
 2 мая поехали с женой в Знаменку. Погода прекрасная, по-летнему тепло. Посеяли первые овощи. Возвращаясь назад около семи часов вечера, на автобусной остановке у часового завода нас встретил сын. Он только что приехали с Андреем. Мы не ожидали их так скоро, путь от Москвы до Орла они проделали за пять с половиной часов.
Ездили на автомашине на дачу, я занимался посевами, Андрей перекапывал землю, Женя возился с машиной. Съездили с Женей на станцию техобслуживания, где удалось оформить заказ на профилактический ремонт автомобиля.
День Победы выдался холодный, ветреный. На дачу не поехали. После обеда Андрей ушел куда-то и вечером не вернулся. Мы забеспокоились, не могли уснуть. В половине первого под окном прошумела какая-то машина. Пришел Андрей, порылся в своей сумке, по-видимому, взял деньги, что-то пробормотал про себя и опять ушел, не сказав нам ни слова. Мы провели беспокойную ночь. Рано утром Женя ушел его искать и скоро вернулся вместе с ним. Внук ночевал в квартире у Андрея Ефремова. А я думал, что он избавился от пристрастия к алкоголю. Но нет. По-прежнему периодически он страдает запоями. Я хотел поговорить с ним, предостеречь, но сын отговорил меня от этого. И все же, несмотря на этот неприятный инцидент, я с удовольствием вспоминаю эти две недели, проведенные с сыном и внуком. Почти ежедневно ездили на дачу, Андрей оставался там ночевать, ходил на рыбалку, помог обрезать яблони, отремонтировал пол на веранде, сделал калитку. Женя выкорчевал пень старой яблони. Играли в кинга. Настал печальный день 16 мая - расставания с сыном и внуком. Они подвезли меня на дачу и поехали в Воронеж.
6 мая я получил из Риги от Надежды Николаевны открытку с печальным известием: А.И. Михайлевич умер 25 августа прошлого года. Выходит, что не зная об этом я писал ему на тот свет поздравительные открытки. Это был самый близкий лучший из всех моих сослуживцев по военной службе. Трижды пришлось служить мне с ним вместе: в Новосибирске, на фронте в 50-й армии и в Иркутске. Был он человеком хорошим, простецким, незлобливым, и никогда, несмотря на всякие тяготы, не было у меня с ним никаких недоразумений, недомолвок или обид.
Постепенно уходят из жизни знакомые люди. Так еще в январе этого года умерла наша соседка - мать Любы Соколовой. Умер сосед по даче Марков. От Сипко к 1 мая получил открытку, в которой он сообщил, что умерли его жена и сестра. Когда узнаешь о смерти знакомого человека, поневоле задумываешься о непрочности человеческой жизни, и становится страшно и не только за себя, но и за своих близких, родных. Какое это ужасное, невообразимое горе - потерять близкого, родного человека.
 





 


Рецензии
Радости перемежаются печалями, а в музей Тургенева сводил родных, в такое же время, как и его дочь теперь. Жизнь. И страшные, несправедливые смерти близких в лагерях, в Сибири...

Любовь Розенфельд   29.06.2009 20:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Любушка!
Т.

Иосиф Буевич   18.11.2018 14:32   Заявить о нарушении
Моя мама Любовь Розенфельд скоропостижно скончалась 13 ноября 2018 г.
Только отсидел траурную неделю по ней дома.
Сын - Михаил Розенфельд

Любовь Розенфельд   20.11.2018 19:46   Заявить о нарушении