Критика Хренова. Андрей Хренов о 22. 1

Вандер Графф

Гогель-могель

«Учиться у вас и учиться, и еще раз учиться» - написал я в рецензии после первого прочтения «Гогеля-Могеля». Впрочем, и сам Графф – талантливый ученик. Учителя в данном случае – Веллер, Войнович и, возможно, Гашек. Ну и, конечно, сам «могель». Если вам поднадоели первоисточники – тогда вам прямиком к Граффу. Если вас не смущают фразы вроде «Не стреляй, Печёнкин, совсем плохо будет» (Не звони никуда, Варенуха, и бумаг не носи), если русская литература (с больших букв) уже не вставляет сама по себе – тогда откупоривайте смело шампанского бутылку, бейте яйца об стол, добавляйте коньячку, и будет у вас замечательный Гогель-Могель.

Соленое море

Не смейте скроллить, читая Граффа! Тогда, дочитав до конца, вы не поймете, кем Леха приходится Паше, за что геологи не любили леспромхозовских, и почему «небритый мелкий мужик в мятом пиджаке» пырнул Леху ножом. Графф слишком любит читателей, чтобы снисходить до объяснения деталей. «Нехай их, не дураки – поймут». А дуракам вход и так воспрещен. Если же вы не Графф, «Соленое море» оставит вас в раздумье – что ж это за уроды Леху, хорошего парня и начинающего поэта пырнули ножом? И почему они явились ему сначала под водой соленого моря? Мне на ум пришла лишь одна мысль – двоица явилась из некоего популярного текста М.Булгакова. Зачем? Нет, не Графф я, не могу объяснить наивному читателю. Может, у самого Граффа спросить? Молчит Графф, не дает ответа. А рассказ вставляет, будоражит мысль и отвлекает от работы.


Утиная охота

Я, каюсь, не читал Вампилова и даже «дядя Ваня» для меня – это в первую очередь маринованные огурчики. А Граффу, похоже, все равно. На «Утиной охоте» Гоголь в Граффе заснул, и проснулся какой-то другой классик, который, не сомневаясь, вывел: «В синем небе кружились ласточки, в траве стрекотала какая-то живность и, шмель, пролетая, остановился и прожужжал что-то прямо мне в ухо». Эх, рассупонилось солнышко, растулдыкнуло свои лучи по белу светушку! И какой же русский писатель не любит описаний природы? Любил их и Вандер Графф. А кто скажет, что это плохо? Я не скажу. Хоть и хочется немного экшена, чтоб ножом кто-то кого-то пырнул, или всадил на худой конец очередь из калаша... Но ведь не все же очереди? А если серьезно, «Утиная охота» - красивый, чистый лирический текст со вкусом утраченного времени, которое у каждого свое. Если вы не сноб, айда к Граффу. Вам понравится.

Бомба

Думал, думал, что бы про «Бомбу» плохого сказать? И ничего не придумал. Не способы же удушения старушек обсуждать? Графф, видимо, считает, что подлинную трагедию лучше наблюдать не как бьющую через край истерику, а через вещи косвенные, опосредованные, будничные. Как то ночные гонки по Питеру, оправдания чиновника и наивное письмо счастливой барышни к maman, справляющейся о здоровье дорогого братца. А братца-то уж и нет. Откройте любую газетку годков этак 1900-х, и вкусите то же ощущение беды, о которой никто еще ничего не знает. А лучше, почитайте «Бомбу» Вандера Граффа.


Доффф

Как отделаться от женщины
Страница модератора заблокирована автором
Посылочка.

Эти три рассказа Доффа нет смысла рассматривать по отдельности – общего в них больше, чем отличного (каламбур неволен и смысловой нагрузки не несет). Общее в них – сказовая манера, даже в том случае, когда повествование ведется от третьего лица. А главное в сказе, как известно, это язык сказителя. Сказитель Доффа – лицо вымышленное и при этом знакомое всем читателям интернета и нормальным пацанам, приходящим в сознание обычно после пятой бутылки «трешки». Через слово он вставляет «ниибаца», «нажрался» и «че-та». Из аналогов на ум приходит Зощенко. На скользком сказовом пути автора ждут падения на попу - «трясущимися руками закурил сигарету» - и - взлеты - «Варенчик развелся с дочерью своей тещи», а также типичная пацанская жесть: «К счастью, Ульянка ее не заметила, а то техасская резня бензопилой показалась бы ребятам «Пионерской зорькой». Если вы любитель по прочтении произведения отблагодарить автора рецкой в стиле «ржунимагу!», тогда вам прямиком к Дофффу. Самый сильный момент из всех трех рассказов – это поиски телефона милиции в «Посылочке» двумя удолбанными жизнью сотрудниками редакции. Вспомнить номер «02», чтобы сообщить о бомбе куда следует, им не помогли ни справочники (покоммуниздил офисный барабашка), ни интернет, ни нечеловеческие интеллектуальные усилия. Ржалнимог.

Чуча

Грустный рассказ собаки, которую несправедливо обвинили в гибели кошки. Царапает душу, рекомендуется любителям домашних животных.

Илья Кудинов

Кундера, Томас Манн, Борхес и немножко Кудинов о литературе и свободе...

Короткая культурологическая и литературоведческая зарисовка обо всем том, о чем говорится в названии. Автор исходит из посыла, что «весь мир на одно лицо, где великие книги пересказаны в двух словах», а, точнее, что есть несколько историй-матриц, которые литераторам остается только варьировать. Кудинов, соглашаясь с озвученной мыслью, добавляет глубокомысленное замечание: «На самом деле истории размножаются, пусть и почкованием. И в том времени, в котором мы с вами живем, их, пожалуй насчитывается больше, чем жителей Земли, гораздо больше...» Судить об оригинальности этой сентенции только вам, дорогой читатель. Впрочем, стоит похвалить Кудинова за прочтение и популяризацию Манна, Кундеры и Борхеса, а также за краткость представленного текста.

Аня Ропперт

Вы думаете

Если вы девушка, если вы еще не вышли замуж, не купили свою первую стиральную машину, не знаете, как надевать памперсы и что все игрушки сделаны в Китае, вам понравится «Вы думаете» Ани Ропперт. Если вы умудренный жизнью литературоед, вам, скорее всего, тоже понравится «Вы думаете». Чистой, как девичья слеза, лирикой, цитатами Маяковского, да мало ли чем... Если вы готовы простить автора за: «Вокруг были заводы, которые меня вечно давили своим величием заплесневелых стен и колючих проволок», чтобы добраться до «если ты уйдёшь – это совсем глупо, не для кого больше писать книги, мыть голову и брить ноги».


Рецензии
Задумался над сопоставлением Кудинов-Борхес. "Всего-то и есть в мировой литературе пять сюжетов..." (далее по Борхесу) Оказывается, сюжеты размножаются почкованием. Борхес открыт для всех - дилетант, библиотекарь, свободный мыслитель. Я вот у него взял название рассказа для своего рассказа, а у другого бы не взял, побрезговал.

И Аню Ропперт оценили весьма тонко. Думается, она сейчас в том пространстве, где любая оценка может нешуточно повлиять.


С ув.Н.Мяу

Наглый Мяу   14.08.2007 17:01     Заявить о нарушении
я в ужасе. надеюсь, вы не имели в виду...

Андрей Хренов   14.08.2007 18:01   Заявить о нарушении
Э, да я уже давно не имею в виду, говорю без экивоков и подтекстов.

Очень хорошая статья. Вдумчивая. И я вот поймал себя на мысли, что тоже не читал Вампилова! А "Утиная охота" - это прежде всего Олег Даль в экранизации.

Наглый Мяу   14.08.2007 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.