Николай Сергеевич

1
Я сижу в Лаборатории за своим рабочим столом, начало лета, окна уже открыты и за ними простирается до самого горизонта замечательный вид на лес и поля. Наш Институт находится за городом на высоком берегу реки. Легкий ветерок колышет занавеску, тихо работают насосы, перегоняющие растворы через экспериментальную камеру. На экране осциллографа суетятся синусоиды. Мы готовимся к эксперименту, который должен начаться минут через пятнадцать-двадцать.

Оглядываюсь вокруг, мои приборы теснятся около рабочей установки, которую мы собираем уже три месяца и у меня на душе какое-то приятное удовлетворение. Всю свою сознательную жизнь я связан с этими приборами, они мне как родные, я их ужасно люблю и когда они около меня чувствую себя комфортно, спокойно и уверенно. Когда родилось это ощущение? Я начал вспоминать и вдруг перед глазами неожиданно и ясно, как будто это было вчера, возник образ Николая Сергеевича, нашего школьного учителя физики.
2
Я прикрыл глаза и вот он, Николай Сергеевич, невысокого роста и непонятного возраста, в очках, сухопарый человек. Ничем особо не примечательный, но ребята относились к нему нормально, а иногда даже с глубоким пониманием. Одевался Николай Сергеевич просто, брился не очень тщательно, всегда был в аккуратной, но слегка мятой рубашке, которые все были простые в клеточку, галстуков не носил. Когда он смотрел в журнал, очки поднимал на лоб, лицо приближал к журналу, слегка щурил глаза. Потом, когда смотрел в класс, несколько секунд искал очки, вспомнив, что они у него лбу, он скидывал их на нос, что всегда нас смешило. Николай Сергеевич жил далеко за городом и у него был старенький «Москвич», который обычно стоял в углу школьного двора. Когда мы учились в восьмом классе, зимой, Николай Сергеевич во время урока вдруг говорил кому-нибудь из нас:
 - Сергей! На ключи, иди, прогрей машину…
Это был праздник, этого каждый из нас ждал всегда с нетерпением. Счастливчик выскакивал из класса и по разработанному маршруту, чтобы не попасться кому-нибудь из дежурных учителей, исчезал… Урок продолжался. Минут через десять появлялся счастливый Сергей и отдавал ключи Николаю Сергеевичу.
 - Порядок?
 - Да, все нормально!
В такие минуты особенно остро чувствовалось, что Николай Сергеевич наш и мы были готовы отдать за него жизнь.

Все ребята, даже самые отчаянные, старались не баловаться на его уроках, а бывали случаи и посерьезнее, которые мы потом обсуждали и получали искреннее удовольствие. Иногда, Николай Сергеевич приходил на урок какой-то уставший и рассеянный. Вид у него был такой, как будто он не выспался, или плохо себя чувствовал, или… немного выпил, некоторые ребята утверждали, что ощущали соответствующий запах. Николай Сергеевич начинал урок, сидя за своим столом, говорил, говорил, замолкал, прикрывал глаза и через несколько минут мы видели, что он дремлет. Помню, что когда это было первый раз, мы опешили, но абсолютно все, как один, переглянулись и в глазах было одно выражение:
 - Не шуметь! Пускай поспит...
Один из ребят встал у двери на стрему и все сидели до конца урока, тихо занимаясь своими делами. Когда прозвонил звонок, Николай Сергеевич встрепенулся, открыл глаза, очумело посмотрел на нас, видно было, что он ничего не понимает.
 - Ну ладно, - почему-то сказал он, – Урок закончен.
Николай Сергеевич тяжело встал, взял журнал, какие-то тетради и вышел из класса. Мы как обычно встали и, дождавшись, когда он уйдет, все разом с шумом толкаясь, перескакивая через парты, выскочили в коридор, где уже кипела перемена.

Однажды, в аналогичной ситуации, дежурный у двери вдруг махнул рукой и тихо прошипел?
 - Атас!! Директор!!….
Кто-то с первой парты тронул Николая Сергеевича и слегка качнул за плечо. Он поднял голову, непонимающим взглядом осмотрел нас, встал и прошел вдоль доски к окну. Дежурный еле успел отскочить от двери к своей парте. Дверь тихонько приоткрылась и в класс заглянул директор, видно заметил движение двери. В классе стояла тишина, мы затаили дыханье, Николай Сергеевич в это время подошел к окну, стоял спиной к двери и не видел директора. Дверь также тихо закрылась, Николай Сергеевич вернулся к столу и урок продлился. Мы с облегчением вздохнули и было радостное ощущение, что мы спасли нашего учителя. Николай Сергеевич еще раз внимательно посмотрел на нас, но не понял, почему у нас такое загадочное удовольствие на лицах…
3
Мое знакомство с Николаем Сергеевичем было до того, как он стал у нас преподавать физику. Я учился в шестом классе, у нас еще не было этого предмета, и однажды я увидел объявление на двери физического кабинета: «Начинает работать Физический кружок, желающие могут прийти……числа, во вторник, в 6 часов вечера в Физический кабинет».

Я почему-то сразу решил, что обязательно пойду, но грызло одно сомнение – примут ли меня в кружок? Ведь я еще учусь только в шестом.

В шесть часов вечера я был около кабинета. Николай Сергеевич немного опоздал, открыл дверь кабинета и мы вошли внутрь. Нас пришло четыре мальчишки, двое из десятого класса, один из девятого и я. Те ребята уже знали Николая Сергеевича, и он их знал, так как был у них учителем физики, а я боялся, что меня сейчас выгонят. Когда зашли в класс, я был в кабинете первый раз, все казалось таинственным и загадочным.
 - А ты из какого класса? – спросил меня Николай Сергеевич.
 - Я из шестого «Б», и в этот момент мне показалось, что я умру, если меня не примут в кружок.
 - Ну что ж, - миролюбиво, правда слегка удивившись, сказал Николай Сергеевич, - Это хорошо, что ты пришел, будешь помогать старшим ребятам, - он показал на старшеклассников, - А вы не обижайте его, - улыбнулся он, обращаясь к ним. У меня в душе промчался ураган не только от радости, но и от гордости, что я принят в такую компанию.
4
Физический кабинет представлял довольно большую комнату, мне показалось, что больше чем обычный класс, вместо парт стояли небольшие столики и около каждого по два стула, а там, где в обычном классе стоял небольшой стол учителя, здесь, на невысоком возвышении был длинный массивный стол, а за ним большая грифельная доска. Слева были три окна с темными тяжелыми занавесками, а вдоль противоположной стены стояли большие шкафы, нижняя часть была шире верхних с глухими дверцами. Верхние части шкафов имели застекленные дверцы, но стекла были закрыты изнутри желтоватой непрозрачной бумагой. Все это придавало таинственность: что там внутри? Загадка… В отличие от обычного класса, в кабинете около грифельной доски, сбоку была небольшая дверь, ведущая в комнату, которая находилась за стеной с доской. Это было самое загадочное место. Даже потом, когда мы уже учились в этом кабинете, эта комната у всех вызывала повышенный интерес, но была нам не доступна…

Николай Сергеевич прошел в эту загадочную комнату, а мы присели за ближайшие столики. Другие ребята уже знали этот кабинет, здесь у них проходили уроки физики, а для меня все было в диковинку. Я крутил головой и только сейчас увидел, что на противоположной от доски стене и над шкафами висели портреты, наверное, знаменитых физиков.
 - Ну, вы что там застряли, - появился в проеме двери Николай
Сергеевич, - Идите сюда.
Мы вошли в «тайную» комнату. Там было очень уютно, был большой письменный стол, кресло, шкаф с книгами; оказалось, что здесь было окно, вдоль него стоял довольно длинный стол, на котором лежали какие-то приборчики, отвертки, плоскогубцы, паяльник, напильники, на углу стола закреплены небольшие тиски. Все это мы «сфотографировали» в память в одно мгновение.
 - Ну вот, - начал Николай Сергеевич, - Будем считать, что наш кружок начал работать. Ничего, что нас немного, да много и не надо. Ребята, у меня к вам будет для начала одно, но очень важное задание. Вы видели шкафы в классе? В этих шкафах много учебных приборов, часть из которых используется на уроках. Надо открыть шкафы и провести инвентаризацию этих приборчиков. Знаете что такое инвентаризация? - обратился он к старшеклассникам. Десятиклассники – Сергей и Юра кивнули, я не знал что такое инвентаризация, но тоже почему-то кивнул.
 - Разберитесь, если какие-то приборы не работают, их надо
починить, вот у меня здесь есть специальный стол, - он показал на стол с отвертками, - Понятно задание?
 - Понятно, - ответил за нас Сергей.
 - Ну и хорошо, вот вам ключи от шкафов, - он отдал Сергею связку
ключей, - Вот тетрадка, куда записывайте названия, номера приборов, их заводской и инвентарный. Если что непонятно, спрашивайте. Ну смело вперед!

Мы вышли в класс слегка ошалелые и с замиранием сердца, долго подбирали ключ из связки и, наконец, открыли первый шкаф. Перед нами появилось много непонятных приборов, некоторые были в пыли. Какие-то листики бумаги были под некоторыми из них, наверное их описания. Мы как завороженные, тупо осматривали открывшееся богатство.
 - А давайте откроем нижнюю часть шкафа, - предложил Виталий, который был из девятого класса. Сергей начал подбирать ключ и открыли нижнюю, более широкую часть шкафа. И то, что мы там увидели, повергло нас в шок. Там стоял настоящий, большой кинопроектор! Два динамика и стопа круглых коробок, наверное, с фильмами. Все это тоже было в пыли. Мы обалдели, нам не верилось в такое чудо и остальное богатство ушло на второй план.
 - Слушайте, а что если запустить аппарат, - предложил Сергей. Мы похолодели от одной мысли, - А что, - продолжал Сергей, - Спросим у Николая Сергеевича, а?

Двинулись в комнату Николая Сергеевича. Он сидел за столом, из репродуктора лилась тихая музыка, уютно горела настольная лампа. Мы кашлянули из проема двери, он повернулся к нам:
 - Что у вас? Какие-то проблемы?
 - Николай Сергеевич! Там в шкафу мы нашли кинопроектор, а
можно мы его посмотрим и попробуем запустить, там и фильмы есть, – с опаской спросил Сергей. Николай Сергеевич вдруг засмеялся каким-то задорным смехом:
 - Ну конечно, можно, только аккуратно. Внимательно разберитесь сами, а меня не отвлекайте. Если он в пыли, вон тряпка, очистите его от пыли.

Мы вернулись в класс, к шкафу, вытащили все части кинопроектора. Когда его очистили от пыли, оказалось, что он практически новый. Ребята как-то довольно быстро сообразили, что и как все соединяется и как надо подсоединить аппарат к динамикам, в шкафу нашлись все необходимые провода. Мы вытащили одну из коробок с фильмом, это был какой-то учебный фильм по физике.
 - Когда все подготовите, позовите меня, сами не включайте, - раздался голос Николая Сергеевича.

Мы установили проектор на большой стол около доски, но Виталик заметил, что нет экрана, на чем показывать? Я предложил спросить у Николая Сергеевича, но Сергей приложил палец к губам и тихо скомандовал:
 - Сами поищем!
Мы долго бесшумно шарили около шкафов, и действительно нашли свернутый в рулон экран между шкафами и стойку, для его установки. Развернули экран на расстоянии от проектора, как нам показалось, достаточным и вернулись к столу. Но теперь надо было решить вопрос, как вставить пленку. Сергей быстро сообразил, что нужно снять переднюю крышку, мы ее сняли и отложили в сторону. Перед нами отрылось сложное переплетение роликов, каких-то колесиков, защелок и других непонятных штучек. Сергей заправил в верхнюю коробку пленку фильма, а дальше все застопорилось. Ясно, что нужно как-то протянуть пленку через все эти колесики до боковой круглой коробки, но как? Мы и так и эдак пытались проложить пленку, но ничего не получалось, пришлось идти к Николаю Сергеевичу. Мы откомандировали Сергея, как-то незаметно он захватил лидерство. Сергей заглянул к Николаю Сергеевичу и мы услышали, как он сказал:
 - Там на крышке все должно быть нарисовано….
Мы взяли крышку, которую отложили в сторону, и действительно, там была нарисована схема заправки пленки. Сергей протянул пленку через все ролики, как мы потом узнали, лентопротяжного механизма, и у нас все быстро получилось. Мы хотели закрыть крышку, но он остановил нас и позвал:
 - Николай Сергеевич! Мы готовы!
Николай Сергеевич вышел к нам в класс, внимательно все посмотрел, зачем-то потрогал провода, идущие к розетке и к динамикам.
 Ну давай! Запускай! – Сергей включил тумблер и …. Чудо! Все заработало, через несколько секунд на экране проскочили какие-то знаки и появилось название фильма под тихую музыку!! Не знаю как у ребят, но у меня в груди сердце колотилось так, что казалось, что оно выскочит оттуда.
 
Мы не заметили, как Николай Сергеевич скрылся в своей комнате. Пришлось немного отодвинуть стойку с экраном, после чего начался просмотр… Я, как и все остальные не воспринимал содержание фильма, мы потом все признались друг другу, что у всех главным было ощущение какой-то победы, ведь это было наше первое самостоятельное дело.
5
Сейчас, прошло много лет, а в памяти каждое мгновение того вечера. С тех пор на все жизнь запомнился Николай Сергеевич, замечательный человек, тонкий психолог и учитель. Он ведь нас с первой минуты заставлял думать, самостоятельно разбираться с задачами, экспериментировать. Потом мы всегда чувствовали, что Николай Сергеевич рядом, но он никогда не мешал нам самостоятельно довести дело до конца.

В тот вечер мы прокрутили только один фильм. Мы очень устали, наверное, больше от эмоций и уже ничего больше не могли, да и время пролетело незаметно. Было уже восемь часов вечера и Николай Сергеевич объявил, что на сегодня все и, не взирая на наши протесты, отправил нас домой.
 - Можно, мы придем завтра? – спросили мы.
 - Нет, занятия кружка будут два раза в неделю, следующее занятие в пятницу также в шесть часов вечера.
Мы все убрали по местам, закрыли шкафы и сдали ключи Николаю Сергеевичу. Он пошел проводить нас до двери класса, мы, немного смутясь, сняли стул с двери, перед просмотром фильма мы вставили его ножкой в ручку двери. Николай Сергеевич усмехнулся, он понял, что нам хотелось, чтобы никто не мешал…

Перед тем как разбежаться по домам, по предложению Виталия, дали клятву никому ничего не рассказывать. Очень хотелось сохранить все для себя… Но на следующий день, каким-то образом, просочилась информация о кружке. Ко мне в классе никто не приставал с вопросами, а вот другим ребятам досталось, но они стойко выдержали натиск и ничего не выдали.

В пятницу, на следующем занятии, мы снова закрыли дверь на стул и слышали, как кто-то потрогал ее, а затем тихо удалился. Потом было еще несколько попыток проникнуть в кабинет, но мы выдержали все эти тихие атаки и попытки в этот день прекратились.

Дня через два я встретил в коридоре на перемене ребят из нашего кружка, мы отошли к окну и о чем-то договаривались. Вдруг из-за угла коридора появился Николай Сергеевич, увидел нас и подозвал к себе.
 - Ребята, хорошо, что я вас встретил. Сегодня ко мне подошли несколько ребят и попросились в наш кружок, они из девятых классов. Вы как, не возражаете?
 - Пускай приходят, они нам мешать не будут, - мы были немного смущены, что Николай Сергеевич с нами советуется.
 - Они не будут мешать, но я хотел бы, чтобы вы дружили и были одной командой. Вы мой актив, и я надеюсь на вас, заключил Николай Сергеевич.

Действительно, но почему-то не сразу, а через одно заседание, пришли пятеро ребят, четверо из девятого, а один из восьмого класса. Правда, двое из девятиклассников походили всего раза три, а потом ходить не стали.
6
На очередном кружке, когда еще нас было четверо, мы договорились сначала работать, а потом смотреть следующий фильм. Мы опять открыли первый шкаф и каждый выбрал себе прибор. Я тоже вцепился в какой-то приборчик, к нему, правда, не было описания. Ребята погрузились в чтение описаний, а я только смог вытереть пыль, потом потрогал колесо, которое было сбоку и явно предназначалось для того, чтобы его крутили. Я осторожно попробовал, но оно вращалось с трудом. Надо смазать - решил я. Я взял приборчик, пошел к Николаю Сергеевичу и спросил, чем смазать колесо. Он посмотрел в мою сторону и молча показал на бутылочку, которая стояла на полке около рабочего стола. Я взял пузырек, открыл его, но чем смазать не нашел. Мне было неудобно спрашивать еще раз Николая Сергеевича и я начал шарить глазами, чем бы смазать? Сбоку на столе нашел какую-то проволоку и тонкую деревянную ручку от кисточки, самой кисточки не было. Выбрал ручку, обмакнул в масло и капнул туда, где колесо соединялось с приборчиком. Покрутив в разные стороны почувствовал, что оно стало свободно крутиться.
 - Правильно, всегда лучше оси смазывать палочкой, а не проволками, молодец, - услышал я голос Николая Сергеевича, - я вздрогнул, не слышал как он подошел и смотрел на мои попытки. Затем много раз мы ощущали внимание Николая Сергеевича, но он всегда давал возможность нам сначала подумать и самостоятельно что-то сделать. Так мы освоили разные инструменты и научились полностью справляться с ремонтом несложных приборчиков.
 - Если вы будете физиками-экспериментаторами, - серьезно говорил Николай Сергеевич, - Будьте добры научитесь работать с паяльником, тисками, напильниками, а потом, когда будете побольше, научитесь работать на станках, вы должны знать металлы, стекло и многое другое, все это вам пригодиться. И обязательно внимательно читайте описания приборов, чтобы понять их конструкцию, а учебники надо читать, чтобы знать принципы их работы.
7
Незаметно пришла весна. Так бывает, что вдруг, ранней весной выдается сухой, без ветра, солнечный теплый день, хотя, особенно в низинах, еще много снега. Как раз в такой день я зашел в небольшой скверик около школы, сел против солнца на скамейку и открыл книжку, которую мне притащил Васька из параллельного класса. Скамейка была двойной и я не заметил как сзади сели ко мне спиной две женщины.
- Сейчас, - сказала одна из них, - Достану только папиросы. Я узнал голос
нашей учительницы по русскому языку. Вот дела, оказывается Валентина Петровна курит! Она, по-видимому, достала папиросы, я услышал как чиркнула спичка и потянуло знакомым дымком «Беломора». Я осторожно оглянулся, Валентина Петровна сидела с молодой учительницей, я ее несколько раз видел в школе.
- У Николая Сергеевича на днях день рождения. Нам поручили купить
подарок и что-нибудь к чаю – тортик и конфеты, чай у нас есть. Давай так. Я соберу деньги и куплю подарок, есть одна идея, а ты купи, что надо к чаю. Договорились?
- А сколько исполняется Николаю Сергеевичу?
- Да не так много, всего-то тридцать пять.
- Да? – удивилась молодая учительница, - А выглядит он старше.
 - Конечно, да, ты же ничего не знаешь о нем. Он прошел всю войну, был несколько раз ранен. Перед самой войной окончил Физический факультет Университета, собирался поступать в аспирантуру. На последнем курсе женился на однокурснице и вскоре у них родился мальчик. Но началась война, Николай ушел на фронт, а Люба с маленьким мальчиком эвакуировалась, куда-то на Урал. Когда война кончилась и Николай вернулся, приехала и Люба с сыном, но вскоре она сильно заболела и тихо умерла. К Коле приехала его сестра, чтобы помочь ему с ребенком. Она была немного младше брата, муж у нее погиб, а детей не было. Через год после смерти Любы, у сестры случился инсульт. И теперь Коля ухаживает за ней и растит сына. Ему ужасно трудно, но он держится молодцом, мы все его любим, он очень интеллигентный и добрый человек.
 - Да я сама почувствовала, что Николай Сергеевич очень добрый и чуткий человек. Действительно я ничего не знала о нем, какая тяжелая судьба…
 - Ну хорошо, - подытожила Валентина Петровна, - Мы договорились по
поводу дня рождения. Пойдем.
Я потихоньку повернулся и увидел, как Валентина Петровна бросила
окурок в урну и они пошли к школе.

Так вот, оказывается, какой у нас Николай Сергеевич! Он прошел войну, но никогда ничего нам не рассказывал о ней. Я вспомнил, что в «тайной» комнате у него на столе в рамке была фотография, наверное его семьи, и я решил, при случае, внимательно посмотреть на нее, очень хотелось увидеть родных Николая Сергеевича.

На следующий день я узнал у нашей тети Гали, пожилой уборщицы первого этажа школы, которая управляла школьным звонком, что день рождения Николая Сергеевича будет в ближайшую пятницу. Мы с Сергеем пошли спросить, будет ли в пятницу кружок? Не доходя до Учительской, столкнулись с Николаем Сергеевичем.
- Николай Сергеевич, у нас в пятницу будет кружок?
 - А почему нет, обязательно будет, - Николай Сергеевич посмотрел на нас с подозрением, но в это время его кто-то позвал из Учительской, и мы быстренько удрали.
 - Знаешь, Серега, давайте поздравим Николая Сергеевича и подарим ему книгу, у меня есть очень интересная книга «Артиллерия», я ее несколько раз прочитал, но она как новенькая. В ней описана история артиллерии, начиная с древних катапульт. На том и порешили.

Вечером в пятницу мы пришли на Кружок. Николай Сергеевич был в приподнятом настроении. Мы поздравили его и вручили книгу. Он очень удивился, для него это было неожиданно и очень приятно, мы сразу это почувствовали.
- Откуда вы узнали о моем дне рождения? – он никак не мог придти в
себя, даже немного разволновался.
- Нам сказала тетя Галя, - сказал я, пытаясь придать голосу уверенность.
- Большое спасибо за поздравление и за книгу. Кстати, я ведь во время
войны был артеллиристом. Спасибо ребята. Знаете у меня есть предложение: давайте сегодня проведем заседание Кружка за чашкой чая, - и он пригласил нас в свою комнату.

Оказалось, что у него имелся чайник, плитка и другие чайные принадлежности. Мы расположились вокруг угла рабочего стола, Николай Сергеевич развернул сверток, достал небольшой чайный сервиз и поставил чашки и заварной чайничек на стол. Наверное, этот сервиз сегодня ему подарили учителя. Мы вымыли посуду, а Николай Сергеевич поставил чайник на плитку и достал пакетик с конфетами. Когда он вышел на несколько минут, я подошел к его рабочему столу и посмотрел вблизи на фотографию. Там был снят Николай Сергеевич, очень молодой, а с обеих сторон от него стояли две девушки, у одной в руках был в пеленках маленький ребенок, а другая была очень похожа на Николая Сергеевича. Та, которая была с ребеночком, наверное Люба, вспомнил я слова Валентины Петровны. Жена Николая Сергеевича была очень красивой девушкой с добрым выражением лица. Я не заметил, как вернулся Николай Сергеевич.
- Это фотография сделана перед войной, - услышал я за спиной. Я
повернулся, слегка покраснел и отошел от стола. Только сейчас я обратил внимание, что Николай Сергеевич довольно молодой дяденька, хотя всегда раньше казался нам «стариком».

Мы сели пить чай с конфетами и заседание Кружка началось. В этот вечер Николай Сергеевич нам рассказал много интересного из физики. Меня подмывало спросить его о войне, но я не решился, а сам он ничего так и не рассказал. Хотя я потом уже узнал, что он командовал батареей тяжелей артиллерии, и кончил войну недалеко от Берлина. А на 9 мая я первый раз увидел Николая Сергеевича с медалями и орденами, когда в школе было торжественное собрание. Оказалось, что у него много боевых наград…
8
Однажды, в одном из шкафов я обнаружил настоящий телескоп и чуть не заплясал от радости. Дело в том, что у нас дома был микроскоп – старший брат купил его, заработав деньги в экспедиции, в которую его взял наш сосед – геолог. Брат научил меня пользоваться микроскопом и всячески подогревал во мне интерес к увеличительным стеклам, научил определять фокусное расстояние линз по солнцу, дал мне толстую линзу и я ей выжигал дерево.
 - Вот попадешь на необитаемый остров без спичек и будешь разжигать костер вот этой линзой, помнишь, как у Жуля Верна? - серьезно советовал брат. Конечно, я не представлял себе, как попаду на необитаемый остров, но линзой зажигать бумагу или выжигать каракули на дереве, научился…
 
Где-то брат нашел небольшую книжечку «Как сделать телескоп» и дал мне прочитать. Я внимательно, несколько раз, прочитал ее и удивился: все в этой книжке, ну почти все, было понятно, но с чего начать и как самому сделать телескоп было трудно представить. Я рассказал брату о сомнениях, которые меня грызут по поводу телескопа, а он запросто сказал:
 - А что тут думать, что здесь сложного, возьми да сделай!
 - А где взять линзу для объектива? – спросил я, особенно делая ударение на слове «объектив», но брат не прореагировал на ударное слово:
 - Проще простого. Иди в аптеку, в отдел оптики и спроси там. Купи линзу в две диоптрии и сделаешь телескоп полуметровой длины, а окуляр я тебе дам от микроскопа.

Так я и сделал, что такое диоптрия я знал из той же книжки. Спросив у мамы, где центральная аптека, и узнав, что она недалеко от дома, я отправился туда. В отделе «Оптика» был старый аптекарь, очень похожий на Айболита – такой же белый халат, белая шапочка с красным крестиком впереди, из под которой выбивались седые волосы. Лицо украшали пышные белые усы.
 - Скажите, - спросил я у него, - У вас есть линзы в две диоптрии? Он улыбнулся:
 - Есть, вам две линзы?
 - Нет, мне одну надо, - как можно суровее, заявил я.
 - Позвольте узнать, молодой человек, а зачем вам нужна одна линза, как вы говорите, в две диоптрии?
 - Мне нужно для телескопа, - сказал я таким тоном, как будто уже сделал сто телескопов.
 - Да? – удивился аптекарь, - Ну, ну. Похвально! Он повернулся к большому шкафу со многими маленькими ящичками, выдвинул один из них, что-то перебирал в нем и вытащил небольшой бумажный пакетик.
 - А сколько стоит одна линза? - спросил я, ругая себя, что сразу не спросил. «Айболит» назвал цену, она оказалось на удивление небольшой и, на имеющиеся у меня деньги, можно было бы купить даже две такие линзы. Я заплатил, не стал заглядывать в пакетик, хотя очень хотелось, но решил не показывать аптекарю свое любопытство.
 - Спасибо, - буркнул я и медленно направился к выходу, а вслед услышал:
 - Похвально, похвально! Успехов вам, молодой человек!
Мне было приятно, что со мной разговаривают серьезно, по-взрослому и желают успеха.

В общем, телескоп я сделал почти без помощи брата, а он через несколько дней притащил еще одну книжку, почти с таким же названием, как и первая. Но, посмотрев ее мы поняли, что я не потяну описанный телескоп даже вместе с братом: там описывался зеркальный телескоп конструкции Максутова. Но книжку я прочитал до конца и много что узнал, да и брат разные вещи разъяснил…

И вдруг у Николая Сергеевича я обнаружил настоящий максутовский телескоп. Длиной он был около сорока сантиметров, на красивой подставке. В тот вечер меня нельзя было оторвать от телескопа и ночного неба…
9
Ходил в кружок до девятого класса, потом меня перевели в другую школу, там тоже был физический кружок и, конечно, я сразу стал его членом до окончания школы… Кстати в десятом классе я собирал с учителем осциллограф и нужно было намотать высоковольтный трансформатор. Учитель договорился в Университете и направил меня на физический факультет, где был намоточный станок. Там я увидел Сергея, он учился на четвертом курсе. Меня он узнал сразу, радости не было предела. Потом мы сидели в комнате аспирантов, пили чай и вспоминали наш кружок и Николая Сергеевича…
10
 - Устиныч! Мы пришли, - услышал за спиной. Я повернулся к пришедшим ребятам. Оказывается, я так и сидел в кресле, закрыв глаза и сцепив руки на затылке. Я опустил руки, и, наверное, на лице у меня была блаженная, загадочная улыбка.
 - Ты что? Наверное, увидел хороший сон? Я посмотрел на часы, прошло всего шестнадцать минут.
 - Да, ребята, я побывал в замечательном месте…
Они видно не поняли о чем я, посмотрели на меня с некоторым удивлением, а я добавил:
 - Ну что, готовы? Начнем!
Мы уткнулись в приборы и начали очередной опыт…


Рецензии