История 75 про Елец, Задонск, Репец
Истины ради – Стас действительно хорошо и подробно знает предмет, о котором рассказывает. И рассказывает хорошо, только в этот раз ехал он с заложенным носом и температурой, так что мы не в полной мере насладились «песнями Елецкого края». Зато – старый добрый «Дилижанс», и знакомый водитель Коля. И места на первых сиденьях, с видом в лобовые стекла, чего ж больше.
По дороге в Елец в основном слушаем о временах татаро-монгольского ига. Елец – собственно Елечь, то бишь колючий, непроходимый кустарник, - один из городков-крепостей на границе Дикого поля. В свое время входил в состав нескольких областей и княжеств, было даже Елечское княжество. Исчезло. После очередного набега татар в княжестве не осталось людей, всех повыбили.. Возродился Елечь только в конце шестнадцатого века, когда, по указу Федора Иоанновича, восстанавливалась цепочка южных пограничных областей. А потом граница откатилась далеко на юг, и прилепился Елечь к Липецкой области, стал Ельцом и зажил спокойной жизнью провинциального городка.
Путь не близкий, почти 400 км, но проходит на удивление гладко, под неспешные повествования. По приезду размещаемся в гостинице. Нас откровенно предупреждали, что она совкового типа, но оказалось лучше, чем мы ожидали. Сантехника, конечно, ржавая маленько, окна скрипучие и грязненькие, но в остальном – все более-менее. Кормят сносно, кровати широкие, белье чистое. И подушки – большие!
После обеда идем гулять по городу. Перво-наперво – центр города. Пешеходная улочка – после Арбата в Москве в маленьких городках модно их делать. Свои маленькие арбатики. Тоже с фонарями, с цветниками. На улицах тихо, народу – никого. Провинция… Специально для нашей группы задержали работу магазина елецких кружев, но народ, по-моему, не активно их покупал.
Елец в прошлом веке – это детище купцов Заусайловых. Во время экскурсии эта фамилия столько раз повторяется, что остается твердое впечатление – большую и лучшую часть города отстроил именно Заусайлов, включая не только жилые дома, но и церкви, улицы, вокзал и все, что там есть в смысле цивилизации. Насколько я понял, разбогател первый Заусайлов на табачном производстве, Елецкая табачная фабрика и сейчас широко представлена в России. В основном, крепкими дешевыми сигаретами без фильтра. Я еще во Вьетнаме смолил «Охотничьи» местного производства. Конечно, к табачной фабрике прилеплялись какие-то другие дела и предприятия, но это была основа купеческого богатства. А богат Заусайлов был здорово. При открытие какого-то храма, возведенного на его деньги, купцу даже попеняли на излишнее богатство обстановки – он пол вымостил червонцами. На что мужик без стеснения ответил, что если б хотел богатством похвалиться, то покрыл пол червонцами, поставленными на ребро.
Мне больше понравились его житейские хитрости. Прям сказки можно писать. У старшего Заусайлова было два сына. Старший в отца пошел, по купеческой линии, а младший – Владимир - непутевым получился. Все шутки бы шутить. Был в Ельце ипподром, где раз в год бега проводились, весь цвет окрестного купечества съезжался, да и столичные гости жаловали. Непутевый Вова как-то в день бегов арендовал все пролетки в городе, рассадил в них шлюх и выстроил эту красоту на привокзальной площади. Так что перед московскими гостями встала проблема – хошь, кати по всему городу с проститутками, а хошь – заворачивай оглобли. Никто не поехал, так что бега были сорваны. И женился Владимир вопреки всем на какой-то простолюдинке с нехорошим прошлым. Кончил плохо, самоубийством. Доразвлекался. Или допекли, кто сейчас разберет. Вот тут то городу и было счастье на удивление. Самоубийц, как водится в христианстве, внутри ограды кладбища не хоронили. Отец Заусайлов тут же предложил обнести кладбище каменной оградой в человеческий рост – но с условием, что будет у стены глухой такой карман, захватывающий могилу сына. Так что получилось вроде и вне ограды, а вроде как и внутри. А стена та – еще в войну за ней от снарядов укрывались, да и сейчас пожалуй, танком не прошибешь.
После Владимира остались дети – маленькие еще. И в завещание непутевый написал пункт, по которому дед не мог принимать никакого участия в воспитании внуков. Так хитрый дед Заусайлов строит роскошный дворец и отдает его под сиротский приют. Понятное дело, что в отдельном крыле, на особом положении – его внуки. Хитрован.
Сейчас его потомки, вернувшиеся то ли из Средней Азии, то ли из Австралии содержат магазинчик антикварных вещей. Не впечатляющее завершение такой династии, но в нашей стране и не такое бывает.
Гуляем по городу. Никаких местных экскурсоводов, Стас сам знает город как пять пальцев и ведет рассказ сам. Разве что дом –музей Бунина, там говорит основательница музея, старенькая директриса. Смотрим и слушаем быстро, в пол-уха. Бунин здесь жил на квартире, всего несколько лет – пока в гимназии учился по малолетству. К тому же, к своему стыду, мы плохо представляем себе творчество Бунина, хотя стоило бы познакомиться. Стас говорит, что писал он на удивление легким слогом и о вещах простых, не замороченных, типа как Достоевский. Вообще, Елец связан с несколькими выдающимися деятелями культуры. Пришвин, Розанов. Тихон Хренников – до недавнего времени композитор ежегодно посещал родной город. Говорят, был сильно недоволен, когда памятники и мемориальные доски ему начали ставить – это при жизни-то. Теперь можно, умер недавно.
Потом еще Знаменский монастырь. Стоит он на Аграмачьем холме, и смотреть, честно говоря, там пока нечего – восстанавливается. Нас соблазнили главным образом лестницей к монастырю. Она сложена из известняковых блоков, вырубленных где-то поблизости. Раньше тут плескалось море, так что глыбы якобы усеяны отпечатками доисторических морских скорпионов, звезд и раковин. Группа кинулася изучать ступеньки. Ну, в принципе интересно. Как сувенир, конечно, не выломаешь, но факт – отпечатки. Не знаю про скорпионов, но пару вполне приличных трелобитов мы отыскали.
С выездом из этой долинки были проблемы, не хватало у автобуса силенок. Все эти натуги аукнуться нам завтра, а пока направляемся назад, в центр Ельца. И любуемся на главную пожалуй жемчужину Ельца – Вознесенский собор. Величины неимоверной, как Храм Христа Спасителя в Москве.. На строительство собирали всем миром, аж 75 лет. Рядом – Тамерланова гробница. Конечно, не самого Тамерлана. Если бы в Ельце лежал Великий хромец, это был бы один из самых великих городов мира. А так – в этой гробнице похоронены останки защитников Ельца, погибших как раз при обороне города от войск Тамерлана. 70 тысяч захватчиков против 6 тысяч наших. Порубили всех. Но дальше Тамерлан не пошел – было ему видение после этой битвы, что какие-то проблемы у него на родине. Смута, жену с детьми зарубили. Так что, уничтожив Елечь, восточники развернулись и убрались в свой Самарканд.
Вечером тащимся под дождем искать продовольственный магазин. Который бы работал круглосуточно. Естественно, ближе, чем на другом конце города, его не найдешь. По дороге натыкаемся на вереницу зонтиков – неутомимый Стас потащил экзальтированных поклонниц на ночную экскурсию по Ельцу..
29.07.2007г. С утра сдаем номера, завтракаем, – и в дорогу. Ехать недалеко, километров 60. Город Задонск. Стоит он действительно на реке Дон. Здесь была ставка Тамерлана во время осады Ельча. А вообще город монастырский, то есть образовался, как поселение паломников да обслуживающего персонала возле Рождество-Богородицкого Задонского монастыря. По значению монастырь сравнивают с Киевско-Печорской и Сергиево-Посадской лаврами. Для своей территории конечно. Здешние места называют Липецкой Украиной, опять же из-за границы с Диким полем. Земли долгое время были пустынными – повыбили татары народ. Кстати, татары – это название пошло от травы. Татарник, перекати-поле. Здесь поднимало голову казачество, также как в Запорожье, в Забайкалье, Зауралье. То бишь из отдельных беглецов, преступников, сброда гулящего сбивались кланы и курени, не признающие над собой никакой власти, кроме собственной, выборной – гетмана. Это гораздо позже поляки догадались предложить казакам государственную принадлежность. Ненадолго правда – Екатерина эти поползновения пресекла, казаков переманила к себе, переписала в реестры. Реестровый казак – человек государственный, получающий жалование, и обязанностью главной имеющий защиту границ. Не спроста казаческие роды и по сей день гордятся своими корнями и вздыхают о бывших вольностях. То, что сейчас существует в роли казачества – жалкое подобие. Как дети, играющие во взрослую жизнь. Потомственных-то казаков повыбили в последний военный 1945 год, англичане выдали несколько тысяч казаческих родов, спасавшихся от большевизма где-то в Европе. Бельгия, что ли…
Пока Стас все это успевает рассказать, уже и приехали. Главный святой, знаменитость и основатель монастыря – Тихон Задонский. Интереснейшая личность. Единственный церковный писатель, которого можно назвать именно писателем, а не создателем жизнеописаний святых. Прошел все ступеньки иерархической лестницы православной церкви – вплоть до Председателя Святейшего синода. И на всех должностях выказывал удивительные организаторские способности. Был обласкан императрицей Елизаветой. Но к старости стал очень чувствителен к климату Петербурга, поэтому и попросился сюда, в места сухие и жаркие. Здесь и восстановил (или основал) монастырь, который теперь центр паломничества со всей Руси. Монастырь огромный, строится-реставрируется. Мне больше всего статуя Тихона понравилась – без глупых канонов, очень простая, жизненная скульптура.
Ну, и Репец – это поселочек рядом с Задонском. Там Тихон отстроил удивительный храм. Пришел он как-то к местному барину, за крестьян просить. Тот был не в настроении, выгнал, мало что не прибил. А чуть позже раскаялся, надумал прощенья просить, да с такой силой, что в раскаянии вот этот храм и отстроил. Дивной красоты было место. Все стены были покрыты барельефами с изображением райского сада. Прямо натурально – пальмы, лианы. Цветы, птицы живые. Прямо игрушка. До нашего времени сохранилось немного – мы различили пару облупленных стволов под потолком. В прошлом веке пионеры крышу храма разобрали, на металлолом, так что все райские кущи стекли и осыпались. Остались голые полуразрушенные стены, на которых растет трава. Конечно, сейчас пытаются что-то восстановить, но слабо верится.
Репец – заключительный пункт путешествия. Назад возвращаемся опять через Елец, обедаем там – и в Москву. Перед отъездом водитель и экскурсовод начинают бегать с ведрами и заливать в мотор автобуса, неприятный такой симптом. Триста километров тянем часто останавливаясь и давая мотору остыть. Въехали в Московскую область. Сначала наш «Дилижанс» начинает мелко вибрировать, потом откровенно колотиться. Коля останавливается. Вылезаем. Особенно рассматривать нечего – одно колесо отвалилось и лежит далеко позади, второе вывернулось перпендикулярно корпусу. Как говориться хорошего мало – мы шли со скоростью под 100 км/ч, перевернуться – нечего делать. Повезло. Второй раз, и кстати, примерно на той же дистанции – до Москвы 80 километров.
Пока народ вылезает, осматривает место трагедии и задает глупые вопросы («а когда поедем дальше?») – мы уже все поняли. Собираем вещи, я жму руку Коле и Стасу и шагаю вперед, ловить транспорт. В результате уже минут через пять отъезжаем на попутке. Кто-то пытается пристроиться – нафиг. И без того попутчики надоели, а еще и трястись вчетвером в крошечном салоне часа полтора с какой-нибудь «певицей Елецкого края»!… Сами поймают.. Поток большой, в Москву валят дачники.
Добрались даже быстрей, чем ожидали. А водитель даже денег брать не хотел. Все равно всунули. В понедельник нам уже звонили из фирмы и восполнили их, в виде морального удовлетворения. Такой вот неожиданный конец, хотя в общем поездка удалась.
Свидетельство о публикации №207081400328