Мир спасут... Красота и Любовь

 Представляю читателю текст, написанный мною для каталога художника. Каталог был издан в октябре прошедшего года к большой персональной выставке художника, прошедшей в Музейном Центре города Баку. К сожалению, художник ни выставки, ни этого каталога не дождалась.




Вот уже более полугода как нет с нами замечательного мастера, нет – Сары- ханум Манафовой. Она не была отмечена званием, - Народный Художник Азербайджана, но, по сути своей, именно таковым художником и являлась, создавая - глубоко национальное по форме и по - содержанию искусство. Вместе с тем, работы ее всегда были интересны всем, вне зависимости от национальной принадлежности. Она была великим романтиком и большим ребенком и в жизни, и в - искусстве. Исповедуя – Красоту и Любовь, как – Истину в последней инстанции, она несла их своему зрителю через свои полотна. Она не могла жить, не рисуя. И вся ее жизнь – от начала – до конца была служением великому Искусству. Всего за месяц до своей болезни она начала работу над новой картиной. И рисовала, пока могла. Последнее полотно художника осталось незавершенным….
(В тексте использованы фрагменты и статьи автора - «Красота в глазах смотрящего»
опубликованной при жизни художника. Лейла Сабзали.)

       Восток. Линия судьбы
Неожиданна! - Ключевое слово к искусству Сары Манафовой. И еще - неповторима. Работы ее легко узнаваемы, их не спутаешь ни с - чьими. Великолепная школа, высочайшее мастерство, многолетний профессиональный опыт. И…- детская непосредственность! Во всех ее работах. Особая, присущая только ей, - манера письма, особый творческий почерк. Техника? - Художнику подвластна любая техника - от живописи - до графики. В последние годы она работает в некоей синтезированной манере - на стыке живописи и графики, в манере - Сары Манафовой. Графические работы - созданные рукой и мышлением живописца. Пастель на ее полотнах ложится масляными мазками, создавая впечатление полновесной монументальной живописи.
Стиль, в котором работает художник…? Безусловно,- Восток! Во всем, что бы она ни рисовала. Восток - будоражащий воображение, гипнотизирующий таинственностью созданных образов, многоцветный и многоликий. Сдержанный - до теплой «пастельности», открытый - до ярких, простых цветов. «Семь красавиц» на левкасе, триптих « Лейли и Меджнун», многочисленные портреты. По мнению соратника Сары ханум по искусству - Беюк-Ага Мирза-заде, она признана - одним из лучших портретистов современного художественного Баку."Автопортрет", "Портрет дочери", "Портрет Севды ханум", "Портрет писательницы Алии Али", портреты внуков и многие, многие другие. Целая галерея портретов в восточном стиле! Многочисленные пейзажи. Ичери Шехер! Но, только не серый, из древнего, со следами тысячелетий камня, каким мы его знаем. Цветной, яркий! Немного - нереальный и очень притягательный - в цикле работ - «Линия судьбы». Бесчисленные натюрморты - "Черная роза", "Двое в ночи", "Трое". Предметы в ее натюрмортах «живут» собственной жизнью, «эмоционируют» и уж, никак не являют собой - «мертвую натуру». Ее «Увядшие розы» …- печалятся!
Среди многочисленных жанровых работ - знаменитая «Баня». Где окутанные клубами пара, прикрытые по традиции, яркими «фите», парятся азербайджанские Венеры. Колорит картины, настроение, созданное некоторым налетом гротеска в прорисовке образов, подарили этой работе заслуженное признание и известность.

       О художнике … и о времени….
Зачем мы пришли в этот мир?- вопрос этот впервые посетил ее в возрасте…- восьми лет от роду. Почему так рано? Никому не ведомы механизмы, включающие и направляющие наши мысли и чувства. Можно только предполагать. Детство нашей героини пришлось на военное время. Трудная, полуголодная жизнь детей войны. Детство, в котором не было места игрушкам. И вместо счастливых открытий о мире, в который она пришла, она очень рано узнала, что существует – смерть. И возможно, потому ее вопрос был так не по-детски – категоричен? Позже, этот вопрос еще не раз за ее жизнь, будет требовать от нее ответа. Ответила ли она на него? – Как знать? А тогда …, - Как же можно спать и тратить на это время нашей жизни?- думала она. Было великое множество и других,- «почему?» и «зачем?». Но, в те времена дети не докучали вопросами взрослым. Взрослым было не до них. Взрослые были слишком озабочены тем, чтобы сберечь в тяжелые времена войны своих детей. И, потеряв всякую надежду – получить ответы на свои многочисленные вопросы, она уходила в себя. А - наперекор серой, мрачной действительности военного детства, она придумала свой мир – красочный, яркий, сказочный…И поселилась в нем. Навсегда…

       Карабах - боль моя….(фрагмент из ст. «Красота в глазах смотрящего).
Весной 2003года комитетом по диаспоре была организована выставка, посвященная трагедии Ходжалы. Две работы Сары Манафовой под общим названием – « Крик», представленные здесь, были удостоены первой премии по графике и впоследствии - подарены автором комитету. Что собой представляют эти работы? Первая картина построена на контрасте формы и содержания. Мягкость письма и – сюрреалистичная жесткость сюжета. Отделенная от туловища - человеческая голова на шесте – фетиш смерти - на первой картине и - плакальщица в черной чадре - на второй. Но, есть и еще два объекта на второй картине, делающие эту работу – наполненной глубокого таинственного смысла. Зажженная свеча с колеблющимся, словно, вот-вот погаснет,- язычком пламени - на переднем плане картины и - Свет - яркий божественный Свет, будто, из другого измерения, врывающийся в темноту фона картины с заднего ее плана. Свет - от старинной восточной лампы, пробуждающий – ассоциативно, строчки из священного Корана, - «…И к Нему – возвращение…». Триптих, - "Карабах - боль моя" - был представлен публике в день Геноцида Азербайджанского народа в музее им. Мустафаева. Эмоциональный накал сюжета картины захватывает зрителя, погружая в раздумья. Работа пропитана символикой. Черный креп на трехцветном флаге Азербайджанской Республики, свадебное фото теперь уже – легендарных - погибших в те черные январские дни, молодоженов. И - красные гвоздики, как капли крови. Центральная часть триптиха – беженцы. Женщины и дети. Глубоким трагизмом веет от этой картины. Почему? - Всматриваясь в нее, внезапно осознаешь, что изображенный на переднем плане картины младенец - мертв. "Гезмунджихи" - оберег на детской ручке, яблоко, протягиваемое мертвому младенцу мальчиком - постарше, истово молящаяся женщина - на заднем плане… Оберег, молитва, яблоко - символы жизни. Символы, оказавшиеся бессильными перед неумолимой смертью. Смертью не чего-то – старого, отжившего, а – только - явившегося в эту жизнь и не удержавшегося в ней. Третья часть триптиха – разоренная земля и… рыщущие шакалы. Работа помещена в музее им. Мустафаева.
       
       Семья. (автор опирается на дневниковые записи художника).
Я выросла в традиционной азербайджанской семье, где чтились обычаи и традиции. Нас у родителей было пятеро - два мальчика и три девочки. Я была - старшей. Воспитывали нас в строгости и не баловали. Нетрадиционным, пожалуй, для семейных мусульманских устоев того времени было то, что наш отец - человек мягкий и добрый - с особенной нежностью относился к нам, своим дочерям. Будучи - человеком грамотным, он много читал, был большим поклонником азербайджанской классической литературы. И каждый вечер, возвратившись с работы, читал нам вслух произведения Низами, Физули, Ордубади. По- ходу переводил и разъяснял смыслы, встречающихся в тексте, арабских и фарсицких слов. Наша мать - Джейран ханум - происходила из знатного аристократического рода Ашурбековых-Эльдаровых. Она так и не смогла смириться с тем, что ей, рано осиротевшей (в шесть лет), так и не дали никакого образования. Да, еще в пятнадцать лет выдали замуж за человека не из ее сословия. Ее, полная драматизма жизнь, - сиротство, раннее замужество, бедность, война, пятеро детей привнесли в ее характер неласковость и жесткость. Сейчас я думаю, что в силу многих обстоятельств, мы с моей матерью оказались в разных плоскостях понимания. Я не понимала тогда, что жесткость моей матери была продиктована внутренним стремлением – не смириться и - не пасть духом. И преодолев все трудности, - осуществить главную, заветную мечту и цель своей жизни – сделать своих детей высокообразованными людьми. Выбиваясь из сил, она старалась хорошо нас кормить и одевать. Будучи сама полуграмотной, отправляла нас в библиотеки, водила в оперу. Все это она делала очень целенаправленно, по какой-то своей, только ей ведомой, программе. Всю силу своего потрясающего духа она вкладывала в нас. Словно, надеялась поправить свою судьбу, давая нам все, чего была лишена сама. И на этом пути она не жалела ни себя, ни нас, ни окружающих. Я не стану сейчас подвергать анализу, - почему в советское время образование на русском языке считалось более престижным, чем обучение - на - родном – азербайджанском. Возможно, в этом было - веление того времени. И моя мать почти всех своих детей отдала в русскую школу. Всех, кроме средней сестры, которую, по настоянию отца, отдали в – азербайджанскую. И - что примечательно, именно в ту школу, которую, в свое время, построил наш прадед – Наджафкули-бек. Не смотря на то, что мать осиротела совсем ребенком, память ее сохранила – многое из ее дореволюционного детства. Образы - рано умерших родителей, родительский дом, отрывки воспоминаний о каких-то, событиях. Когда мы подросли, она показывала нам здания, некогда принадлежавшие ее семье. На башнях этих зданий красовались шпили, а на фронтонах - имена тех, кто их строил. Рассказывала про семейную дачу в Бузовнах. По ее словам, там был огромный бассейн, в котором плавали лодки. В годы советской власти та дача стала санаторием для детей - больных туберкулезом. Рассказывала она и про своих многочисленных родственников. Аллахверди- бек, Теймур-бек, Наджафкули-бек Ашурбековы. Теймур- бек после революции эмигрировал с семьей в Турцию. Наджафкули–бек - известный в Баку под прозвищем - Кочи-Наджафкули, с приходом новой власти, был сослан в Сибирь. На родину он, все же, вернулся, но,- через много лет,- старым, больным и… вскоре умер. Дед - по отцовской линии - Муса Эльдаров – обладатель большого семейства из девяти жен(одну из которых он привез из Дании, и она приняла Ислам) и бесчисленного количества отпрысков. Дед - Муса пережил революцию, никуда не уезжая. Когда моя мать выходила замуж, в качестве приданого, он дал ей купчую на нефтяные промыслы в Сабунчах и Раманах. Промыслы, к тому времени, уже были национализированы советской властью, и купчая не представляла собой никакой материальной ценности. И, не смотря на это, мать с отцом хранили ее как реликвию в красивой перламутровой шкатулке вместе с другими документами. Интересен, по рассказам матери, образ моей бабушки - Ум ханум Ашурбековой-Эльдаровой. Женщины – просвещенной - выпускницы Санкт-Петербургского Института Благородных Девиц. Она никогда не носила чадры. И в Маиловском (оперном) театре, где для нее была ангажирована ложа, она сидела с открытым лицом. Тогда, как ложи знатных мусульманок принято было закрывать тюлем. Но и ее судьба сложилась трагично. Овдовев в двадцать восемь лет и, потеряв старшего сына, она погибла при пожаре в собственном доме. Будто бы,- при попытке - разжечь печь. Как такое могло произойти в доме, где была прислуга? – Непонятно. Тем более, что кроме нее больше никто и не пострадал. Ее пытались спасти - домашний доктор и, живший по соседству, известный художник – Азим Азим-заде. В день ее гибели из дома пропали сундуки с драгоценностями… Было ли это преступлением кого-то из слуг или знакомых? Это так и осталось тайной. После ее смерти шестилетнюю маму забрали в дом к братьям отца - Мешеди-беку и Мейраб–беку Эльдаровым. В этом доме она и выросла. Мешади- бек тоже ушел из жизни рано. В моей памяти он сохранился – человеком высокообразованным, с - прекрасными манерами. Настоящий аристократ! Мы, детьми, любили бывать в его доме. Со старинными гравюрами на стенах, пианино и роскошной новогодней елкой. Где устраивались приемы с богато накрытыми столами. Будто он, сохранив в себе образ ушедшего времени, с ним вместе сохранил и образ жизни того времени - с достатком и благополучием. И еще, я любила, находясь у него в гостях, рассматривать старые фотографии. Голубовато-серые - на плотных картонках, с замысловатыми вензелями на оборотной стороне. На них - красивые люди, одетые по моде тех времен. Мужчины - в шляпах, в смокингах. Дамы - в длинных платьях. В непривычных для времени нашего детства, интерьерах. В поместьях, на водах… Красивые и чужие. Из какой-то, другой- неведомой и непонятной нам, жизни. Фотографию своей бабушки - Ум ханум я видела лишь, однажды. Потом фотография из того альбома куда-то, исчезла. По сей день в доме моих родителей висит фотография моего деда - Хыдыр бека. Молодого, красивого, элегантного. Высокий стоячий воротничок рубашки деда на том портрете, украшен, по словам матери,- бриллиантовой брошью. И, с ее же слов, - мой дед мало занимался делами и большую часть своей недолгой жизни провел в Париже. Рассказы моей матери о ее близких были, подчас - противоречивыми и сумбурными. Но, что могла сохранить в памяти – шестилетняя девочка ?Единственный брат матери - Иман Эльдаров - чудом выживший в те трудные послереволюционные времена. Бездомный ребенок, ночевавший в мечети, он торговал газетами – вразнос, чтобы не умереть с голоду. Судьба была к нему благосклонной, и он сумел не только выжить, но и впоследствии получить высшее образование. Он до конца дней своих проработал директором в одной из Бакинских школ. Во всех рассказах матери я вижу только одну правду, - ХХ век, изобилующий революциями и войнами, принес не в одну человеческую судьбу разрушения и потери. Став и для аристократических родов Азербайджана - фатальным. И потомки этих великолепных родов долгое время боялись вслух произносить имена своих родовитых предков. И из их памяти постепенно уходили лица - трагически погибших родных, дорогие сердцу - имена, родной язык, обычаи, традиции… -… Мы старый мир разрушим до основанья…, мы новый мир построим… - Новый… ? На пустом месте…? А как же быть с генетической памятью? Когда я собиралась поступить в Академию Художеств, мать как-то, сказала, - Если бы твой дед был жив, ты бы сейчас училась в Париже…
       
       Поиски - себя.
Запрограммированная матерью - на выбор своего пути, девочка долго определить его для себя не могла. Предоставленная самой себе, она много читала, слушала музыку и интересовалась живописью. Все это доставляло ей удовольствие, но, свой выбор делать она не спешила. Она продолжала пребывать в своем придуманном радужном мире, где – напрочь, не существовало времени. Вместе с героями романов Жюля Верна, Грина, Беляева, с персонажами сказок «Тысячи и одной ночи». А еще - с киногероями популярных кинолент того времени. Словом, - жила в ирреальном мире собственных иллюзий. Может, предначертание творческой судьбы - рисовать этот придуманный мир обозначилось в ней именно тогда? Когда образы, создаваемые ее фантазией, обретали плотную, почти реальную сущность? И ей оставалось только - запечатлеть их? Нет, она не хотела бы, написать книгу об этом или облечь эти образы в – музыку. Книги писались буквами- мыслями, а музыка создавалась - звуками-чувствами. И - только - рисуя, все это можно было создавать красками. И образы, и буквы, и мысли, и звуки, и чувства…! Жизнь шла, девочка взрослела и…стала рисовать. До момента, когда она станет художником, путь был еще очень длинным. А пока – была просто - жизнь. Искала ли она себя…? - Наверное. После окончания средней школы, а затем, получив первые навыки - рисования в художественном училище, она поступила во ВГИК и даже снялась в каком-то, фильме(была очень красивой). Но, – оставила ВГИК, – не понравилось. Затем - работа - диктора на телевидении. Но, она знала, что когда-нибудь уйдет и оттуда, не знала лишь, - когда. И только - деликатная фраза отца, - Дочка, люди поют, танцуют, рассказывают о своих достижениях, а ты только объявляешь обо всем этом? А - сама - ты? Эта фраза стала для нее – отправной точкой. И, оставив телевидение, она прислушалась, наконец, к зову судьбы и поступила учиться. Сразу в два ВУЗа – на филологический факультет Бакинского Университета, – на всякий случай и… - в Тбилисскую Академию Художеств.

       Академия художеств.
Храм Искусства! Это было пределом всех ее мечтаний! Тогда она еще не знала, что путь к высотам творчества и познания тяжел и тернист. Академическая школа, в основе которой лежало изучение натуры и реалистическое воспроизведение ее - исключало всякие фантазии. Там не занимались выявлением индивидуальности, там учили - рисовать в устоях социалистического реализма. А индивидуальность оставляли на - потом. - Линия не жирнее, чем положено, цвет - не ярче, чем в натуре и.т.д. и.т.п. Искусство было поставлено - служить пропаганде той идеологии, которую исповедовала та власть. Целые течения в искусстве, творчество многих великих художников, выделенных в те времена в разряд - буржуазных, не изучались в советских художественных ВУЗах. В числе великих – запрещенных были - Гоген, Ван Гог, Сальвадор Дали и многие, многие другие. Времена оттепели… Нередким явлением в те времена были конфликты между властью и художниками. И - приснопамятная «бульдозерная выставка» в Измайловском парке в Москве, и - конфликт между Эрнстом Неизвестным и Хрущевым. Нелегальные выставки «безыдейных» картин в квартирах художников. Шум – вокруг советских художников в западных СМИ. И - творческая несвобода художников. Атмосфера художественных ВУЗов союза являла собой тогда, – отражение - реально существующей действительности в стране. Некоторые студенты, не выдерживая борьбы за свои творческие убеждения, покидали ВУЗы. Но, она стен Академии Художеств не оставила, несмотря на то, что здесь ее не особенно и жаловали. За свое нетрадиционное творческое видение она получала постоянные выговоры, да и вообще, слыла здесь - «белой вороной». Но, это не сломило ее. Правда, уверенности в себе у нее тогда поубавилось, да и надежды на - лучшее – уходили, как - песок сквозь пальцы. Но, все же, какая-то, странная и необъяснимая вера в свое предназначение - росла внутри нее и крепла. И только однажды, на пятом курсе, когда комиссия не утвердила ее дипломный эскиз, она, объявив себя - «бездарностью», подала заявление об уходе - не выдержали нервы. Улыбчивый и вальяжный ректор Академии Художеств - профессор Аполлон Кутателадзе, на курсе которого она училась, ласково пожурив ее, настоятельно ей порекомендовал - заявление забрать, а Академию - закончить. А то, мол, - как-то - неудобно перед братской Азербайджанской республикой. Дипломную работу ей пришлось защищать - дважды. Покидая Академию Художеств, а вместе с ней и Грузию, она навсегда оставила свои иллюзии по поводу того, что занятие живописью – только - радость и только - наслаждение. - Мне очень жаль, что шесть лет жизни, прожитой на древней Грузинской земле с ее замечательными памятниками старины, монастырями, с Мцхетой, со старыми кварталами Тбилиси. С Тбилиси – Пиросманишвили. С прекрасными голосами, которыми так щедро одарила грузинская земля свой народ. С музеем Изобразительного Искусства, где я впервые встретилась с шедеврами иранской миниатюрной живописи, ставшими, впоследствии, моей путеводной звездой... Все это не заполнило мою жизнь и душу настолько, насколько мне бы того хотелось. Покидая Грузию, я не чувствовала тоски. Я возвращалась на Родину с бесконечной внутренней тревогой и в полной растерянности. Я возвращалась, чтобы продолжить поиски – чего - я и сама не знала. Это мешало мне при прощании. Мешало остановиться, оглянуться на всю окружающую красоту, насладиться ею. Набраться сил и идти дальше.

       Истина - где-то, рядом. Красавицы на «басках».
Поэма «Семь красавиц» была для нее, поначалу, - сказкой из детства. Сказкой, которую читал ей отец. Но, все же, это был мир, где персонажи и сказочные чудеса гармонично сосуществовали с событиями из реальной жизни и вполне реальными, живущими рядом с ней, людьми. Загадочные и прекрасные принцессы, из-за которых, разбивались сердца и рубились головы незадачливых претендентов- принцев на белых конях (отрубленные головы аккуратно располагались на пиках, вдоль крепостных стен сказочных дворцов). И - первая настоящая влюбленность. Крылатые кони и ковры-самолеты, немыслимые дивы и драконы-оборотни. И - реальные события и люди с их человеческими судьбами и характерами. Атрибутика восточной сказки, по всем ее классическим канонам, и – реальная жизнь во всем ее многообразии. И главное – извечная борьба между добром и злом, объединяющая эти разные миры. И – полу- сказочный, полу- реальный закон, согласно которому, - добро обязательно побеждает… При новом, взрослом прочтении поэмы Низами к ней пришла идея – изобразить мир, созданный великим поэтом. А вместе с идеей – и понимание - необходимости переосмысления произведения, отложившегося в ее сознании - детской сказкой. Выработать другой, более глубокий взгляд и новое видение - было самым трудным. Что-то мешало. Понять, - что именно, - не получалось.
Миниатюрная живопись Востока. Многовековая история, многовековая традиция, вошедшая в сокровищницу мировой художественной культуры со времен раннего средневековья в виде книжной графики. Живопись, которая и по сей день является - необыкновенно притягательным и актуальным видом художественного творчества. Пластика, композиция, тонко прорисованный рисунок, красочная гармония. В ритмичном чередовании ярких звучных тонов и пастельности. Насыщенности колорита и его, почти бестелесной воздушности.- Поначалу я испугалась. Что – я - современный художник, живописец, не – график, могу противопоставить лучшим творениям художников прошлых веков? Художникам тебризской школы или школы великого - Султана Мухаммеда? Мастерам, создавшим вневременные иллюстрации к произведениям Низами - «Хамсе», «Шах Наме», «Лейли и Меджнун». Средневековые миниатюристы, создавая иллюстрации к дидактически-философским произведениям Низами, и сами, наверняка, испытывали трудности. Ведь эта задача даже для них не была простой. Создавая - не просто – иллюстрации, а произведения, благодаря которым, родилось само понятие - восточная миниатюра! После долгих раздумий и сомнений я решила, что, может быть и я, художник ХХ века, имею право обратиться к истокам древней культуры? Но, вовсе не копируя эти прекрасные миниатюры, а создавая нечто новое, через собственный взгляд - художника, живущего через восемь веков после Низами.
Надо сказать, что одним из препятствий для нее на этом пути, стала - мода на миниатюры, возникшая в 80-е годы прошлого столетия в связи с празднованием 800-летнего юбилея Низами. Новоявленными миниатюрами тогда расписывались стены учреждений. Увеличенные копиистами, очень часто - по усмотрению копиистов, часто - с искаженными пропорциями, не всегда - в хорошем исполнении, миниатюры переставали таковыми быть. Хуже всего было то, что миниатюры не просто копировали, их перекомпоновывали, перекраивали. Вырывая кусками из разных композиций, творили, якобы «новые композиции», стараясь выдать их за - образ современной миниатюры. И само понятие - восточная миниатюра, в тот период, превращалось в растиражированное искусство. А иногда – просто в китч. Хотя бы потому, что, сделав миниатюру - стенной росписью, даже лучшие из ее исполнителей не считали нужным элементарно - соблюдать технологию стенной росписи. Искусствоведы и пресса на это особенного внимания тогда не обращали, зная, что никакое это не новое искусство, а работа – на заказ. Благом для миниатюры явилось то, что это была всего лишь - мода. Скоротечная и недолгая. Но, она преодолела и этот страх. Страх – создать – нечто – в угоду быстротечной моде. А помогло ей – великое творение Низами- поэма – «Семь Красавиц». Низами Гянджеви был единственным из поэтов своего времени, писавший на родном, азербайджанском языке. Вопреки – установленному в те времена, требованию ко всем восточным поэтам, – писать на - арабском. Поначалу, она прочла поэму на русском языке. И, не смотря на прекрасный перевод, ее постигло разочарование. Она не почувствовала в произведении той таинственности, того мистического духа, присущего поэзии Низами, которые открыл ей в детстве ее отец, читая поэму - на азербайджанском языке. Не нашла и той уникальной изысканности языка, которую не смогут воспроизвести даже самые совершенные переводы. Она обратилась к оригиналу. Процесс постижения поэмы для нее был долгим и мучительным. Многое было не ясным. Нечто, мешало ей проникнуть в суть и дух каждой строчки, каждого образа. Что- это было? – Она не осознавала. Подсознание твердило ей, что, - сказка сказкой, а, - в ней великий философский смысл. Просто - иллюстрировать - ей не хотелось. Изобразительно - передать смысл, вложенный в произведение поэтом-философом…? Но,- как? Разгадка пришла через самого поэта… Ведь, он сам каждой из семи сказок определил конкретный цвет! И каждый из цветов соответствовал содержанию сказки. От - напряженного черного цвета горя - до сияющего белого – цвета любви! Ей необходимо было прочувствовать и перевести на изобразительный язык такие человеческие чувства и проявления, как – любовь, ненависть, ревность и коварство, верность и предательство, стремление к познанию вселенной и страх перед ней …! Ее мучительные размышления иногда доходили до абсурда. На создание работ по этому произведению у нее ушло несколько лет жизни. И, в результате, - поэма «Семь красавиц» обрела свое новое художественное воплощение на левкасных досках. Позже, эти работы экспонировались в Москве, Польше, Германии. - Когда они были показаны в Москве, Третьяковская Галерея приняла их за серию и захотела приобрести четыре доски из семи. Я - отказалась, потому что это означало бы - нарушить целостность произведения. И - не сожалела. Я всегда хотела, чтобы эти работы оставались на родине. Отказалась я и тогда, когда все семь «баск» захотели купить в Польше, и позже, - в Германии. Я до сих пор помню слова очень мною уважаемого и почитаемого директора Гос. Музея Изобразительных Искусств Азербайджана - Кязима Кязим-заде. Мне необходимо было знать его мнение об этих работах. Кязим-заде неважно видел и потому, вооружившись лупой, в течение двух часов молча внимательно изучал доски. После чего, вдруг сказал, - Мне очень жаль, что сорок лет своей жизни я посвятил музею и лишил себя радости - заниматься творчеством. Эти его слова стали для меня самой большой похвалой. Было это в 1989 году.
….Позже наступили времена, о которых историки напишут, что после 1990 года закончилась советская эпоха, и бывшие советские республики обрели свободу и сформировались в независимые государства. Но, будут ли они писать о том, как отразились эти перемены на судьбах каждого из нас, из тех, кто жил в те времена на территории, некогда общего государства? Как отразились перемены на психике людей, брошенных в новую формацию жизни с новыми понятиями, с новыми ценностями? И - чего стоило каждому принять, - что все, с чем он жил и чему поклонялся, оказалось всего лишь - ложными идолами? Как было перебороть в себе страх перед разрушением и низвержением всего привычного? Нет, вряд ли, об этом напишут….

       Любовь". "Распятие любви". "Положение во гроб"(фрагменты из статьи – «Крас. в гл. см.»).
Наиболее значительной работой последнего творческого периода художницы, на мой взгляд, стал триптих "Лейли и Меджнун" (премия "Хумай"). Работа - своеобразная - сублимация духовной энергии мастера. Работа - излучающая необычайно сильную и светлую энергетику. По рассказам художников присутствовавших на открытии выставки, где она впервые была представлена, в зале воцарилась благоговейная тишина. И на вопрос художницы, - почему все замолчали? - ей ответили, - когда в помещение вносят икону, оно становится храмом. А в храме не принято шуметь… Почему, - икона? Возможно потому, что образ Меджнуна на этих полотнах, как бы, мистически перевоплощается в образ Иисуса Христа и, отождествляясь с ним, создает ощущение некой иллюзии. Наталкивая зрителя на мысль - общности миссии обоих, выраженной в страдании и гибели во имя Любви. В первом случае - во имя любви к женщине, во втором – Любви - всеобъемлющей, Божественной, ко всему сущему. Подводя зрителя к пониманию незыблемости евангельского постулата - "Бог есть любовь"."Любовь", "Распятие любви", "Положение во- гроб"… - названия - составляющих - триптих, навеянные Евангелием. Откуда такое видение? На мой вопрос ответа не последовало. Очевидно, художник и сама точно не знала, откуда это пришло. Идея этой работы представляет собой некий феномен, где переплетаются философия Физули с постулатами христианства.

       Эпатаж «Татуажа».
Сара Манафова живет в одном с нами временном пространстве. Обостренная интуиция, чувствование новых веяний жизни помогают ей находить темы для новых работ. На мой вопрос, - чем она руководствуется в выборе тем,- художник ответила, - Искусство, как и Любовь - великое таинство. И художник пребывает в вечном, мучительном поиске. Темой для меня может стать все, что угодно. Лишь бы меня это захватывало.
Огромный ажиотаж вызвала серия ее работ под общим названием - "Эпатаж Татуажа".
Правда, мнения зрителей по поводу этой серии оказались - несколько противоречивыми. Вероятно потому, что художник в этой серии показала себя с новой, неожиданной стороны? И все же, значительность этих удивительных и необычных работ - очевидна.
Странные обнаженные существа. Иногда - двуликие, иногда - двуполые. Растатуированные лица и тела, украшенные пирсингом, амулетами. Что бы это значило?
Тату и пирсинг - искусство древнее, как мир. С давних времен человек выражал собственное - я, украшая себя ими. Посредством символов нарисованных на теле, обозначал свой статус в первых человеческих сообществах, обращался к символам, как к своеобразным магическим знакам - оберегам. Возможно, разрисовывая свое лицо и тело, надевая талисманы, человек - сегодняшний неосознанно пытается потрафить дремлющему в нем, рудиментарному мистическому инстинкту? Пытается защититься от чего-то, в нашем непредсказуемом мире? - Почему - эта тема?- интересуюсь я.
- Художник иногда рисует то, что видит. Я видела на улицах Мюнхена толпу людей разукрашенных подобным образом. Тогда это произвело на меня сильное впечатление. Как человека меня, конечно, заинтересовала не столько атрибутика этого явления, сколько - психология этих людей. А вот, как художника…- Красочно! Необычно! И - страшно… Я рисовала эту серию, не вкладывая в нее какого-то, определенного смысла. Что из этого получилось? - судить зрителю. Убедительно, - не правда, ли? Но, не лукавит ли художник? Двуполость, двуликость, символы… И - странное ощущение тревоги при виде этих работ. Нет, не только о разукрашенной толпе на улицах Мюнхена хотела поведать художник. - Подтекст? Но, - какой? Спонтанная попытка - рассказать о человеке - вообще? А может и не - спонтанная? О человеке - сегодняшнем, потерявшем привычные ориентиры? О подмене истинного и вечного на сиюминутное и ошибочное? Атрибутика… - чего? Мистического страха перед Матерью-Природой? Слабость человеческая перед грехопадением? Неверие в Бога? Необратимые изменения в психологии представителей рода человеческого, пытающихся возродить новые Содом и Гоморру? Предчувствие грядущего апокалипсиса? Автор картин, загадочно улыбнувшись моим домыслам, своей идеи так и не раскрыла. Вот уж, поистине, - Эпатаж! По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с людьми наделенными тем, что принято называть - талантом. Что же такое - талант? Особое видение, чувствование мира, просветленность? Особенное знание, через которое человек наделенный им, не только воспринимает мир, но и творит в нем? Энергетика…?
Красота - в глазах - смотрящего, - сказала вдруг, Сара ханум. И добавила, - Используй эту фразу, - дарю…
       
       Последнее интервью с Сарой ханум...
- Для меня служение искусству - не профессия, а смысл всей моей жизни, моего существования. Даже, когда я не рисую, я, будто живу в другом измерении, где действуют не земные, а божественные законы. Ошибочно думать, что художник служит обществу, художник служит только - Искусству. Искусству - как Богу! Индийские философы еще 5 тысяч лет тому назад говорили, что художник – посредник между Богом и людьми(это –обо всем искусстве). Традиции не всегда могут быть нормой для художника. И тем не менее, его творчество обязательно будет - глубоко национальным, от корней именно той земли, которая его родила. Закончился ХХ век, мы вступили в новое тысячелетие. Как говорят астрологи,- закончилась космическая эпоха Рыб и началась эпоха Водолея. Что означает этот рубеж? Средства массовой информации обрушивают на нас поток негатива,- кризисы, войны, крушения, землетрясения, наводнения, болезни. Бесконечный страх. Времена – разброда и шатаний. Активизировались астрологи - представители древнейших, запрещенных Богом, знаний. Колдуны, гадалки, прорицатели. Шабаш! Что с нами происходит? Какие законы в целостности мироздания мы нарушили? Зороастризм -древнейшая из религий, предтеча всех мировых религий. Проповедовавшая связь человека с природой. Учение о взаимодействие человека и космоса, о безграничных возможностях в познании мира и себя, о самосовершенствовании. О путях развития человека и земли, о роке, фатуме, свободе выбора и свободе воли. О том, что человек должен держать ответ за собственную судьбу и, при этом – разделять общую, для всех, ответственность - за судьбу мира. Нарушение гармонии в человеке ведет не только к болезням, поражающим его дух и тело, но и отражается на природных явлениях. Дисгармония в межличностных отношениях и в отношениях человека с природой приводит к стихийным бедствиям. «Посеешь ветер – пожнешь бурю». Природа - священна, страшным грехом считалось - загрязнить окружающее пространство. Вода, воздух, земля и огонь – четыре стихии Божьего духа. Из глубокой древности через Авесту, да и другие древние писания человечеству неоднократно делались предупреждения о «заповедных» путях. О том, что может привести человечество к катастрофе. Учение – о добре и зле. У каждого есть свобода, но, многие ли из нас выбирают добро на этом пути? А вот французский прорицатель и врач - Мишель де Нотр Дам или – Нострадамус напророчил, что человечество увлечется железными игрушками, которые заменят ему Бога, что будет нашествие безголовых идиотов, которые молитву Богу в душах людей заменят несусветной ерундой. Железные птицы своим ревом заполонят пространства. Люди изобретут чудесные зеркала, с помощью которых, смогут разговаривать и видеть друг друга на больших расстояниях. Крытые железные повозки-амфибии будут перемещаться по железной паутине, которая покроет землю. Железные лодки, приводящиеся в движение адским огнем, будут пересекать морские пространства. Невидимые с земли звезды, люди увидят оптическим оком. Человечество будет разобщено войнами и попадет под власть тирана. А природа начнет страшно мстить людям. Отравленные воздух и земля, высушенные моря, озера, превратившиеся в болота – вот во что превратится обиталище человечества.
…- Почему ты грустная? – Плохое настроение? Тогда послушай,- кое-что от Брега,- Самый большой грех – страх. Самый лучший день – сегодня. Самая большая ошибка – потеря надежды. Самый большой дар, который ты можешь дать или получить – Любовь.
Сейчас многие обратились к Богу, как к последней инстанции спасения. И хоть сегодня многое указывает, чуть ли, не на - конец света, мы все хотим понимания и Любви - по законам Великой Гармонии. Любовь. Мужчина и женщина это – нечто единое и неразделимое. Никто не может объяснить, - что это за явление – Любовь? Откуда она приходит и - куда уходит? Когда мы теряем ее, то впадаем в состояние комы. Потому, что вместе с ней теряем и часть себя. Иногда – большую часть… Легенды о бессмертной любви Тахира и Зохры, Лейли и Меджнуна, Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды…. Кто-то сказал, что трагическая обреченность любви этих великих влюбленных была предопределена изначально. Потому, что, - нельзя друг друга любить больше, чем Бога. Как обидно… И все же…, - Я верую в Бога, я верую в Любовь, я верую – в Красоту! А что будет с миром…? Мир спасут…. Красота и Любовь.


Манафова Сара Мамед- Ага гызы.
Родилась - 19 октября 1932 года в гор. Баку.
1956 г. - Окончила Аз. Гос. Художественное училище им. А.Азимзаде.
С1962 г. – Участник художественных выставок на всем пространстве СССР.
1964 г. - Окончила Аз. Гос. Университет ( факультет филологии).
1965 г. - Окончила Тбилисскую Академию Художеств.
1968г. – Работа на тему о спорте -"Юность" с огромным успехом экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве. Другая - «Лучница»- на международной олимпийской выставке в Мюнхене. После чего, обе работы становятся - культовыми, печатаясь в журналах, на открытках, панно, становятся моделью для стенной росписи в спортивных дворцах на всем советском пространстве.
С 1969 г.- Член Союза Художников СССР.
1970г. - Работа на тему войны во Вьетнаме - триптих "Памяти жителей деревни Сонгми" – становится международным хитом. А автор картины – всемирно известным художником. Триптих экспонировался во многих странах мира. В данный момент - частично, находится в музее Восточных Культур в Москве, частично - в музее им. Мустафаева в Баку.
1985г – работа «Азербайджан. Весна 1982г.» экспонируется на всемирной выставке в Японии.
1987г. - Персональная выставка в Москве.
1989г. - Персональная выставка в Польше.
1990г – Премия за работу -"Черная роза", посвященную событиям 20-го января в Баку.
1993 г. – Член Международной Ассоциации художников ЮНЕСКО.
1994г.- Лауреат международной выставки «Миниатюра-1994».
1996г - философский триптих на тему бессмертной поэмы Физули "Лейли и Меджнун" на выставке, посвященной 500-летию со дня рождения Физули(премия "Хумай").
2000г – эпатирующая серия - "Татуаж"
2003г - первая премия по графике за две работы под общим названием -"Трагедия Ходжалы. Крик" (Премия комитета по диаспоре).
В промежутках - огромное количество полотен в различных жанрах, стилях и технике.
Ее картины экспонировались на выставках Советского изобразительного искусства в Тунисе, Марокко, Алжире, ГДР, Болгарии, Италии, Норвегии, Финляндии. Во Вьетнаме, Японии, Турции, Иране, Германии, Кубе, Дании, Польше, Франции.
Вошли в собрания музеев и галерей –
Музей Искусств Народов Востока (Россия - Москва), Узбекский Государственный Музей Изобразительного Искусства (г.Ташкент). Галерея Искусств( Алтай), Галерея Искусств( Сумгаит), Азербайджанский Государственный Музей Изобразительного Искусства (г.Баку), Галерея Искусств Министерства Культуры и Туризма(Баку).
А также, входят в частные собрания коллекционеров по всему миру.

Перевод на азербайджанский – Зиядхан Алиев.
Перевод на английский – Энн Томпсон.


Рецензии